Что смотреть вместо ЧМ: сериальный must see «Фонтанки»

25 июня 2018, 09:42
Версия для печати Версия для печати

Лето уже прошло на треть, и если отпуск ещё не настал, а Чемпионат мира по футболу вас не интересует, мы знаем, как взбодриться. Открываете ноутбук — и погружаетесь в мир сериалов, который и западные, и российские производители ежесезонно пополняют сотнями новинок. Что выбрать, и зачем тратить время на такой «легковесный» досуг, помогут разобраться эксперты «Фонтанки». Среди них — Алексей Венедиктов, Артемий Троицкий, Екатерина Шульман, Андрей Константинов и другие.

Первой «Фонтанка» — ещё в мае — задала сериальный вопрос главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову. Он признался, что смотрит телешоу «каждую божью ночь», но некоторые запускает. Например, отстал на два сезона от американского «Скандала».



Фото: Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"

— Я скоро лечу в Читу, будет шесть часов в дороге, надеюсь досмотреть шестой сезон. А такие проекты, как «Мадам госсекретарь» и Blacklist, смотрю серия в серию. Blacklist, например, — очень удачный полукриминальный, полупсихологический боевик вне политических интересов. У тех, кто интересуются обыденной жизнью американской полиции, может хорошо зайти «Голубая кровь» или «Гавайи 5.0». Есть очень хороший французский сериал про шпионов, «Второе бюро». Что касается исторических сериалов, то не буду рекомендовать «Тюдоров», которые и без того известны. Но недавно сняли такой эксперимент — «Волчий зал». Про ту же эпоху, только персонажи, которые были злодеями в «Тюдорах», становятся героями. Советую «Белую королеву», где действие развивается в XV веке. Среди исторических костюмных драм ещё недавно вышло «Падение ордена» о тамплиерах. Это ниже качеством, чем «Тюдоры», но рыцари тоже рубят друг друга в капусту.

Исторические сериалы, по мнению Венедиктова, могут стать настоящими «произведениями искусства», где едва ли не главные авторы — художники по костюмам. И достоверность не так и важна: «Ты не можешь знать точно, как эти герои говорили, кому подсыпали яд, каким кинжалом они тыкали в пузо. Но смотришь и веришь».

Костюмные драмы предпочитает и историк моды Мэган Виртанен. Правда, смотрит их нечасто и исключительно с профессиональной целью: «Вглядываюсь в детали, сравниваю с первоисточниками. Это упражнение для мозгов — «найди косяк».

К сериалам, где ошибок почти не встречается, Виртанен отнесла большую часть популярных костюмных драм BBC — «Корона», «Гордость и предубеждение», «Аристократы», «Эркюль Пуаро», «Мисс Марпл», «Север и Юг», «Аббатство Даунтон». А в качестве «антирекомендаций» упомянула британскую версию «Войны и мира» и «абсолютно недостоверные американские версии» «Гордости и предубеждения».

 

Музыкальный критик Артемий Троицкий заявил, что в выборе сериалов руководствуется одним правилом: предпочитает зарубежные, а русские не смотрел и «видеть не желает».

— Из последнего, что видел, лучше всего — Black Mirror и последний сезон Twin Peaks. В Black Mirror рассматриваются разные, порой взаимоисключающие сценарии будущего. Они все здорово придуманы, многое сбывается на наших глазах. Что же до Twin Peaks, то Дэвид Линч — один из моих любимых режиссёров. Стоит смотреть всё, что выходит с его монтажного стола. Новый Twin Peaks даже лучше старого. В начале 1990-х Линч снял две серии сам, а остальное отдал на аутсорсинг другим людям, и не все они были профпригодны. А в 2017-м Линч приложил руку ко всем эпизодам, и уровень выдержал. Третий сезон получился более усугублённым, чем первые два, — и в смысле психоделики, и в смысле жестокости, и в смысле абсурдности.



Фото: Елена Кузнецова/"Фонтанка.ру"

Творение Дэвида Линча поддержал и писатель, публицист, автор проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший» Дмитрий Быков. Но подчеркнул, что слишком увлекаться многосерийными проектами не стоит: «У меня нет телевизора, я не смотрю сериалы и считаю, что это искусство обречено. Что не имеет конца, не имеет смысла. Люблю Twin Peaks и LOST. Остальные мне неинтересны».

Пиарщик и писатель, автор книги «Женщины непреклонного возраста» Александр Цыпкин подчеркнул, что предпочитает полнометражное кино. Тем не менее посоветовал недавно просмотренный сериал «Троцкий»:

— Он привлекает самой темой. Главный герой — спорная историческая личность, пережившая колоссальную трагедию. Троцкий потерял своих детей, из революционера стал тираном, а потом проиграл битву за власть. Для меня это стало поводом обратиться к исторической литературе, причём я в ней серьёзных расхождений с сюжетом не нашёл. А основная идея и настроение этого времени переданы верно.

Мне очень нравится стиль — по картинке это, конечно, не киберпанк, но что-то похожее. Но самое главное — потрясающие актёрские работы. По-моему, Троцкий — одна из лучших ролей Константина Юрьевича Хабенского. На протяжении фильма ты видишь человека в юном, зрелом и пожилом возрасте, в разных состояниях души и не можешь поверишь, что это один и тот же персонаж. Для тех, кто любит творчество Хабенского, «Троцкий» — абсолютный must. Но, на самом деле, весь актёрский ансамбль блестящий: мне очень понравился Ленин в исполнении Евгения Стычкина, Сталин Орхана Абулова, Красин Сергея Уманова, Фрида Кало Виктории Полторак.

— Я смотрю только старые сериалы — например, «Американцев» или проект про героическую даму из ЦРУ, который называется «Родина», — рассказал историк Лев Лурье. — Никакого эстетического потрясения у меня они не вызывают. Но, если тебя интересует политика, и ты одновременно хочешь отвлечься от отвратительной погоды за окном, это хорошее времяпрепровождение. Посильнее будут четыре сезона датско-скандинавского триллера «Мост». Вообще я люблю экшн, и в этом мои вкусы совпадают со вкусами гендиректора Агентства журналистских расследований Андрея Константинова.



Фото: dklurie.ru

Ещё один достойный рекомендации проект — британский детектив «Лютер». Старшего инспектора лондонской полиции Джона Лютера замечательно играет актёр Идрис Эльба. В целом это довольно примитивно, то, что сейчас делают все. Где-то в лесу появляется чудовище, которое кому-то откусит плоскогубцами левый мизинец, кого-то искусает до смерти, и его надо ловить. «Лютер» — это охота на маньяков, но со сложной структурой и хорошо вплетённой в сюжет историей любовных отношений главного героя.

Политолог Екатерина Шульман, которая летом 2017 года признавалась, «что фильмы почти не смотрит, потому что для этого нужно сидеть, не отрываясь, практически полтора часа», поведала, что гуру кинематографа не стала.

— С тех пор я смотрю еще меньше кино. Хотя, вот если выйдет новый сезон «Карточного домика», — тогда да. Первый сезон смотрела весь и с интересом. И последний, хотя он был уже скорее такого фантастического характера, ― тоже. Хотя бы ради Робин Райт и того, как ее одевают.

 

Идеолог фестиваля GEEK PICNIC, организатор киберспортивного чемпионата Cyberhack Николай Горелый посоветовал «Фонтанке» аж четыре проекта — «Утопию», «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли», «Очень странные дела» и «Большую маленькую ложь».

— «Утопия» — потрясающий по своей тревожности триллер, «Очень странные дела» – тоже триллер, но такой добрый и детский, как будто бы сам погружаешься в 12-14-летний возраст героев. «Большая маленькая ложь» — трендовый и интересный феминистический проект. «Холистическое агентство» — мировоззренческий сериал, похожий на то, как, действительно, устроен мир. Можно сказать, что мир – предсказуемый и управляемый. Или, наоборот, что он находится в состоянии хаоса. Это история о том, что было бы если Шерлок Холмс раскрывал преступления не детективным методом, а методом случайностей.



Фото: предоставлено фестивалем Geek Picnic

Раньше я смотрел очень много — теперь перестал. Зимой, когда холодно и голодно, смотрится очень хорошо. Идеальное времяпрепровождение — посмотреть в кровати пару интересных сериалов. Такие проекты — средства массовой культуры, и через них можно считывать тренды, которые сейчас есть международном пространстве, и пока не дошли до России.

— С сериалами у меня всё своеобразно, даже не знаю, рекомендации это будут или антирекомендации, — предупредил гендиректор Агентства журналистских расследований и писатель Андрей Константинов. — Недавно я закончил смотреть последний сезон американского проекта «Родина» — про ЦРУшницу Кэрри Мэтисон — и это произвело на меня неизгладимое впечатление. И вот почему. Когда-то это шоу очень здорово стартовало, став событием мирового масштаба. Дальше, как правило, снимают хуже, но я не ожидал, что создатели «Родины» докатятся до такого откровенного кретинизма.



Фото: Архив "Фонтанки.ру"

По сюжету, Россия, конечно, бросает вызов Америке, дестабилизирует ситуацию, свергает президента, но это полбеды. Хуже, когда они начинают нас показывать. Вот в Москве ЦРУшница в буквальном смысле идёт по карнизу штаб-квартиры ГРУ, чтобы выкрасть капитана управления. И в это же время штаб-квартиру штурмует ФСБ… Сериал был когда-то силён своим правдоподобием, а тут это даже не развесистая клюква, а черт знает что такое. Вы определитесь: то ли русские — дерзкие соперники, то ли это шайка клинических идиотов в меховых шапках. Как говорил Остап Бендер: «Грустно, девицы». Но, наверное, это надо смотреть, особенно тем, кто скептически настроен по отношению к сегодняшней России. Потому что, посмотрев это, можно понять, какой сифилис расцветает у них в мозгу, как они реально нас видят.

Другой сериал, «Троя», отражает происходящее в Великобритании. Это экранизация всем мифа про Париса, Елену и других всем известных героев. Проект, с одной стороны, достаточно качественно сделан. С другой, он жестокий, мрачный, циничный... и политкорректный. Вы будете смеяться, но Ахилл в этом сериале — негр и бисексуал, которого связывают отношения с Патроклом, хотя и женщин он окончательно не чурается. Взяв Трою, эти конкретные греки будут насиловать не только троянок, но и троянцев, да и, похоже, вообще всё что шевелится. Предводительница амазонок — активная лесбиянка. Это сегодняшний день, оно должно быть так и никак иначе.

Из действительно хороших проектов могу порекомендовать испанский сериал «Чума». Там есть нотка феминизма, но в целом — здоровое звериное Средневековье. Или вот сериал «Миллиарды» с Дэмиэном Льюисом в главной роли (играл Николаса Броуди в «Родине» — Прим. Ред.). Сейчас выходит третий сезон. Я смотрю его с удовольствием, хотя это очень странный сериал. Он про то, как американские прокуроры пытаются разобраться с американскими же финансистами и биржевыми спекулянтами. Если этот проект хотя бы в какой-то степени отражает современную действительность, то до интересных времён они там, в Америке, дожили. Непонятно, кто хуже — все хуже. Но сделан проект очень мастеровито. Там хорошие артисты, ошизенный кастинг и всё такое.

Мнения собирали Елена Кузнецова и Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Главные сериалы июня: выбор «Фонтанки»

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>