«Она ударила Дали тапком по голове»

В «Эрарте» появился парк культуры и отдыха имени Сальвадора Дали — такую ассоциацию вызывает выставка, которую открыли на первом этаже нового корпуса музея.

В двухуровневом зале звучит фонограмма с пением птиц, стоят лавочки и деревья в кадках, а стены украшены искусственным «вертикальным озеленением», заросли которого чередуются с кривыми зеркалами. Скульптуры, представленные на выставке, достаточно велики, чтобы напоминать садовые. И при этом легко узнаваемы, потому что основаны на самых популярных образах из картин художника.

Выставок Дали в Петербурге проходит много — до неприличия, однако многие из них вызывают сомнения в подлинности экспонатов, или же речь идет о произведениях, выпущенных большим тиражом. Даже Эрмитаж в свое время, организуя выставку, смог позволить себе всего несколько работ мастера — из ситуации выкрутились, поместив их в контекст других каталонских сюрреалистов. Но в случае «Эрарты» ситуация другая: полтора десятка скульптур, нынче привезенных в Петербург, относятся к собранию потомственного коллекционера Беньямино Леви, лично знавшего художника, заказывавшего ему эти произведения и даже повлиявшего на некоторые образы.

Беньямино Леви, лично посетивший открытие выставки в Петербурге, за десятилетия работы общался не только с Дали, но и с другими художниками, чьи имена наши современники знают только по музейным собраниям: Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Лучо Фонтана. И не только художников — «Эрарта» отдельной строкой написала в справке для журналистов, что «господин Леви встречался с Папой Римским».

Все, кто бывал в Милане, — на шопинге или с благородной целью осмотра достопримечательностей — знают виа Монтенаполеоне, одну из магистралей, формирующих «модный треугольник» столицы Ломбардии, где витрина к витрине стоят магазины топовых мировых брендов одежды. Вот именно на этой улице и располагалась много лет галерея Беньямино Леви.

Дело было в 1960-х-1970-х, тогда этот район ассоциировался в первую очередь с творческим центром жизни Милана. В своей Galleria Levi коллекционер провел выставку сюрреалистов, где и познакомился с Дали. После этого он заказал художнику серию бронзовых скульптур, основанных на сюжетах из его живописи, и приобрел некоторые созданные ранее работы.



Фото: Постоянство памяти © IAR Art Resources

Живописец и коллекционер не были близко знакомы — в каких-то случаях покупка осуществлялась через секретаря. Однако и пообщаться с гениальным безумцем галеристу удалось — пару раз он даже влиял на облик созданных им скульптур. Например, в случае с «Космическим слоном»: по словам Леви, Дали хотел «поставить» слоновье тело на птичьи ступни с тремя пальцами. А коллекционер видел эту работу по-другому — на лошадиных копытах.

«Я поспорил с Дали, он бросил эту скульптуру на пол, но на помощь пришла его жена, потому что она, в отличие от него, интересовалась деньгами, — рассказал Леви. — Неудобно об этом говорить, но она ударила его тапком по голове и сказала: «Сделай то, что он хочет!» Он собрал то, что валялось на полу. А через несколько недель сделал ноги слона такими, какими вы их видите сегодня — как у лошади».

Почти трехметрового «Космического слона» с обелиском на спине, задуманного и отлитого в 1980 году, действительно, можно увидеть на выставке. Впервые этот образ появился у Дали в 1946 году, когда тот работал над «Искушением святого Антония», и слон стал одним из символов, по которым этого художника безошибочно узнают.

Кроме него, в Петербург приехали в бронзовом воплощении и другие энциклопедические образы: «мягкие часы» в работах «Постоянство памяти» и «Благородство времени»; выдвижные ящички в скульптуре «Женщина в огне»; муравьи, часы и яйцо на теле «Космической Венеры» и костыль, стоящий близ «Алисы в стране чудес».

Побывать на выставке знаменитого каталонского сюрреалиста и освежить в памяти его работы можно до 23 сентября.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>