В тот ли контекст поставил Эрмитаж Сальвадора Дали?
На третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». Ее экспонатами стали 70 произведений разных авторов, в том числе восемь работ великого эксцентрика. Как показывает практика, они и есть главный предмет интереса большинства посетителей. Однако в Эрмитаже хотят добиться обратного, доказав, что Дали – лишь один из представителей течения, и многие его современники и земляки (Ампурдан – область Каталонии) ничуть не хуже, а может, даже более интересны.
Выставку эту ждали долго: она переносилась из одного музейного плана в другой, год за годом; за это время умерли два коллекционера, изначально планировавших предоставить свои картины для демонстрации в России, а их наследники от этой идеи отказались. Таким образом, содержание планируемой экспозиции менялось. Но и то, что получилось в итоге, для Эрмитажа значимо. Потому что своего каталонского сюрреализма и конкретно Сальвадора Дали у нас нет, да и вообще большинство художников, которые привезли сейчас кураторы, в России еще не видели.
«Здесь показаны главные представители этого направления, прежде всего – Анжел Планельс-и-Круаньяс, один из самых интересных художников-современников Дали, и Жоан Масанет-и-Жули, которому отвели отдельный зал. Другие авторы представлены одной-двумя работами. При этом очень важно, что показан Хуан Нуньес Фернандес – профессор, учитель Дали», – рассказывает один из кураторов с испанской стороны, доктор искусствоведения Юрий Савельев.
Немногочисленное наследие Нуньеса представлено черно-белой графикой (бумага, уголь), в которой он считался подлинным мастером. Его работы, помимо того, что вводят в контекст эпохи, демонстрируют посетителям выставки, какую высококлассную школу прошли его ученики – ампурданские художники того времени (Дали был далеко не единственным, кто у него занимался).
Работ Масанета – почти вдвое больше, чем Дали, и это не только картины, но и «найденные объекты», и скульптура. Притом интересно, насколько сильно различаются по манере его картины – от плоскостного изображения «Пантократор» (1929) до объемного мистического полотна «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935-1936), которое и вправду созвучно творчеству Сальвадора Дали, с которым он встретился в 1927 году.
Планельс – протеже Дали, с которым они дружили с 1920 года – представлен в Эрмитаже девятью работами, часть которых по стилю родственна творчеству Рене Магритта, с которым он познакомился в 1929 году. Этим же годом датировано самое ранее из представленных на выставке его произведений – «Идеальное преступление». Использованная в нем игра с пространством (девичье лицо, порезанное ножом, оказывается водной гладью) проходит сквозь все его творчество. Так, спустя почти полвека, в «Пейзаже выходного дня» (1974) зритель видит разрезанные и наскоро сколоченные гвоздями облака, зацепившееся за ветку (как мог бы зацепиться кусок ткани) небо и близкое к фотографическому черно-белое изображение девушки в темных очках.
Куратор выставки со стороны Эрмитажа Святослав Савватеев признается, что Планельс и Масанет и ему кажутся интереснее, чем Дали.
С большой вероятностью, посетители выставки тоже будут выходить с нее с подобными выводами. Но если уважаемых кураторов нельзя заподозрить в том, что они недостаточно хорошо знают творчество Сальвадора Дали, то формирование такого мнения у горожан полностью ляжет на совесть организаторов экспозиции. Ведь, строго говоря, они привезли в Петербург не самые интересные работы великого художника, и судить по ним о его творчестве некорректно. Тем более что на выставке даже не сделаны полноценные искусствоведческие описания к работам, которые могли бы стать ключом к его пониманию.
Зато уверенно будет себя чувствовать тот, кто хорошо знаком с творчеством Дали, а еще лучше – ранее побывал в знаменитом Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе и понял характер этого человека, посетив его дом-музей в Порт-Льигате (кстати, ни одной работы на выставке нет ни оттуда, ни оттуда).
Практически все произведения, которые кураторам удалось собрать для этой экспозиции – из частных коллекций. За исключением трех работ, предоставленных Музеем Тиссена-Борнемиса в Мадриде (среди них – знаменитый «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» Сальвадора Дали) и 14 работ из музеев Каталонии. Организаторы говорят, что многие музеи отказались давать им на выставку работы из своих собраний.
Что касается Дали, помимо уже названной картины, петербуржцы могут увидеть его рисунок «Отрубленная рука», пастель на черной бумаге «Изысканный труп», скульптуру «Ретроспективный женский бюст» (копия 1970 года), «Сюрреалистический объект с символическим назначением» (копия 1970 года), гравюру «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис» и скульптуру «Венера с выдвижными ящиками».
Понимание работ Дали зависит от понимания его символов – багета и муравьев на «Ретроспективном женском бюсте» как символов сексуального влечения, выдвижных ящиков на теле Венеры Милосской, как тайных мыслей и скрытого желания.
Кстати, и та, и другая работы художником тиражировались (в ограниченных количествах). Хорошо известно, что копий и подделок произведений, которые создавал Дали, – великое множество. Причем первым в ряду инициаторов пиратства был он сам, подписывая пустые листы и выпуская в разные годы множество версий прежних работ, зачастую с небольшими изменениями. Или наоборот – не подписывая какие-то свои работы из принципа. Все эти мистификации и полная свобода от общепринятых правил, – часть образа художника, который сам стал своим знаменитейшим произведением. И подходить к этой фигуре нужно совсем с другим мерилом, осмысляя его работы в контексте его собственной «жизни в искусстве».
«Дали стал узнаваемой частью массовой культуры, а сюрреализм в его исполнении – чуть ли не развлечением, – написал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в предисловии к каталогу выставки. – Это естественно – Дали был мастером саморекламы и привлекательного эпатажа. Вот только эта популярность и «доступность» отодвинули в сторону его значительность и глубину смыслов. Самое время вернуть серьезное отношение к этому художнику и напомнить, что сюрреализм – это не фокусы».
Выставка будет продолжаться до 5 февраля 2017 года.
Алина Циопа, Фонтанка
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления