
«Она ударила Дали тапком по голове»

В «Эрарте» появился парк культуры и отдыха имени Сальвадора Дали — такую ассоциацию вызывает выставка, которую открыли на первом этаже нового корпуса музея.
В двухуровневом зале звучит фонограмма с пением птиц, стоят лавочки и деревья в кадках, а стены украшены искусственным «вертикальным озеленением», заросли которого чередуются с кривыми зеркалами. Скульптуры, представленные на выставке, достаточно велики, чтобы напоминать садовые. И при этом легко узнаваемы, потому что основаны на самых популярных образах из картин художника.
Выставок Дали в Петербурге проходит много — до неприличия, однако многие из них вызывают сомнения в подлинности экспонатов, или же речь идет о произведениях, выпущенных большим тиражом. Даже Эрмитаж в свое время, организуя выставку, смог позволить себе всего несколько работ мастера — из ситуации выкрутились, поместив их в контекст других каталонских сюрреалистов. Но в случае «Эрарты» ситуация другая: полтора десятка скульптур, нынче привезенных в Петербург, относятся к собранию потомственного коллекционера Беньямино Леви, лично знавшего художника, заказывавшего ему эти произведения и даже повлиявшего на некоторые образы.
Беньямино Леви, лично посетивший открытие выставки в Петербурге, за десятилетия работы общался не только с Дали, но и с другими художниками, чьи имена наши современники знают только по музейным собраниям: Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Лучо Фонтана. И не только художников — «Эрарта» отдельной строкой написала в справке для журналистов, что «господин Леви встречался с Папой Римским».
Все, кто бывал в Милане, — на шопинге или с благородной целью осмотра достопримечательностей — знают виа Монтенаполеоне, одну из магистралей, формирующих «модный треугольник» столицы Ломбардии, где витрина к витрине стоят магазины топовых мировых брендов одежды. Вот именно на этой улице и располагалась много лет галерея Беньямино Леви.
Дело было в 1960-х-1970-х, тогда этот район ассоциировался в первую очередь с творческим центром жизни Милана. В своей Galleria Levi коллекционер провел выставку сюрреалистов, где и познакомился с Дали. После этого он заказал художнику серию бронзовых скульптур, основанных на сюжетах из его живописи, и приобрел некоторые созданные ранее работы.

Фото: Постоянство памяти © IAR Art Resources
Живописец и коллекционер не были близко знакомы — в каких-то случаях покупка осуществлялась через секретаря. Однако и пообщаться с гениальным безумцем галеристу удалось — пару раз он даже влиял на облик созданных им скульптур. Например, в случае с «Космическим слоном»: по словам Леви, Дали хотел «поставить» слоновье тело на птичьи ступни с тремя пальцами. А коллекционер видел эту работу по-другому — на лошадиных копытах.
«Я поспорил с Дали, он бросил эту скульптуру на пол, но на помощь пришла его жена, потому что она, в отличие от него, интересовалась деньгами, — рассказал Леви. — Неудобно об этом говорить, но она ударила его тапком по голове и сказала: «Сделай то, что он хочет!» Он собрал то, что валялось на полу. А через несколько недель сделал ноги слона такими, какими вы их видите сегодня — как у лошади».
Почти трехметрового «Космического слона» с обелиском на спине, задуманного и отлитого в 1980 году, действительно, можно увидеть на выставке. Впервые этот образ появился у Дали в 1946 году, когда тот работал над «Искушением святого Антония», и слон стал одним из символов, по которым этого художника безошибочно узнают.
Кроме него, в Петербург приехали в бронзовом воплощении и другие энциклопедические образы: «мягкие часы» в работах «Постоянство памяти» и «Благородство времени»; выдвижные ящички в скульптуре «Женщина в огне»; муравьи, часы и яйцо на теле «Космической Венеры» и костыль, стоящий близ «Алисы в стране чудес».
Побывать на выставке знаменитого каталонского сюрреалиста и освежить в памяти его работы можно до 23 сентября.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36