Сказка — ложь: Музей стрит-арта открыл новую страну

В петербургском Музее уличного искусства открыли новый выставочный сезон. Зачем нужно две минуты «очень по-доброму» смотреть на стену у входа, как запатентовать свое видение мира, и какими мифами живут современные художники, узнала «Фонтанка».

Выставка, которую горожанам предстоит смотреть в нынешнем сезоне, называется «Сказочная страна Стритартия». Как известно, «сказка — ложь, да в ней намёк». Художники достаточно прямолинейно показали в своих работах, что не устраивает их в современном обществе, политике и культурном процессе.

Стены на территории музея разукрашивали и наполняли арт-объектами 45 авторов из Италии, Испании, Франции, Греции, Германии, Нидерландов и России.

Центральной работы, роль которой в прошлом году исполнял Зимний дворец, на выставке нет — на его месте разместилась гигантская черная змея испанца по имени Sabek. Автора интересует тема вымирающих животных, и его работа — в некотором роде предостережение человечеству.

Ансамбль центральной площади музея завершили еще два испанца. «Рапсодия» Lolofonico — про сложные взаимоотношения художников, кураторов и коллекционеров в этом мире. Грубо говоря, искусство глазами первых, вторых, третьих — и то, что оно из себя представляет на самом деле. А «Папка» Ampparito — игра со зрителями. Художник просто заявил, что тема мифов раскрыта внутри папки, а вы уж дальше хотите верьте — хотите нет.

Отечественные художники взялись за глобальное: Миша Маркер у входа разместил плакат «Фром сказочная виз лав». Как пояснили в музее, это отсыл к популярному слогану о России, прекрасные представления о которой оказываются мифом для туристов.

А напротив Владимир Абих разместил «Надпись на экране», попытку отрефлексировать отказ от традиционных художественных техник в пользу электроники, а заодно и веру людей в то, что им с этого экрана показывают.

Значительная часть экспозиции разместилась внутри здания, и здесь внимание привлекает — просто в силу своих размеров — гигантское надувное «Лукошко» Максима Свищева. То ли табакерка на колесиках, откуда вместо ожидаемого чёртика выскакивают цветы и конфеты, то ли хулиганская интерпретация образа собора Василия Блаженного (во всяком случае, о таких способах трактовок рассказывают экскурсантам медиаторы на выставке). Идея в том, чтобы подтолкнуть людей не бояться открывать новое — которое вполне может оказаться хорошим.



Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Но самой смелой работой можно по праву назвать «Выборы тирана Картонии!», автором которой также названа «Картония». Почти до потолка цехового здания доходит фигура гигантского антропоморфного существа в красной шапочке, со спины которого установлена урна (с пометкой «для бюллетеней») — на нее указывает табличка с надписью: «результаты голосования».

Ну а чтобы не быть слишком серьезными, на выставке разместили несколько «аттракционов» для зрителя. Например, табличку с надписью «Отсутствие произведений искусства гарантировано (при обнаружении искусства просьба обратиться к администрации)» в неотремонтированном тупике. Возможно, его раньше занимал туалет (шутка француза Бертрана Госселина, выше этажом после нехитрых манипуляций выдающего каждому сертификат о получении «своего видения»).

Или, еще у входа, работа Паши Бумажного, предлагающая «около двух минут очень по-доброму смотреть на эту надпись» — чтобы появился новый хороший друг.

Но самый яркий сюрприз (и материал для долгих размышлений после) оставляет видеоинсталляция Дмитрия Булныгина «Охранники», поскольку ставит в неожиданную и не самую комфортную ситуацию. Зритель обнаруживает себя в окружении тех, кого невооруженным взглядом не замечает. В свете развития политической ситуации — задуматься полезно. Как говорится, если вы параноик — это не значит, что за вами не следят.

Выставка продлится до 30 сентября.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»

«Баночная вселенная», которую Виктор Пелевин явил нам в первом романе о буднях и праздниках корпорации Transhumanism Inc. четыре года назад, оказалась штукой чрезвычайно продуктивной. Перед нами пятый роман цикла, и следов усталости автора от мира и героев, придуманных им, обнаружить не удалось.

Статьи

>