
Сказка — ложь: Музей стрит-арта открыл новую страну

В петербургском Музее уличного искусства открыли новый выставочный сезон. Зачем нужно две минуты «очень по-доброму» смотреть на стену у входа, как запатентовать свое видение мира, и какими мифами живут современные художники, узнала «Фонтанка».
Выставка, которую горожанам предстоит смотреть в нынешнем сезоне, называется «Сказочная страна Стритартия». Как известно, «сказка — ложь, да в ней намёк». Художники достаточно прямолинейно показали в своих работах, что не устраивает их в современном обществе, политике и культурном процессе.
Стены на территории музея разукрашивали и наполняли арт-объектами 45 авторов из Италии, Испании, Франции, Греции, Германии, Нидерландов и России.
Центральной работы, роль которой в прошлом году исполнял Зимний дворец, на выставке нет — на его месте разместилась гигантская черная змея испанца по имени Sabek. Автора интересует тема вымирающих животных, и его работа — в некотором роде предостережение человечеству.
Ансамбль центральной площади музея завершили еще два испанца. «Рапсодия» Lolofonico — про сложные взаимоотношения художников, кураторов и коллекционеров в этом мире. Грубо говоря, искусство глазами первых, вторых, третьих — и то, что оно из себя представляет на самом деле. А «Папка» Ampparito — игра со зрителями. Художник просто заявил, что тема мифов раскрыта внутри папки, а вы уж дальше хотите верьте — хотите нет.
Отечественные художники взялись за глобальное: Миша Маркер у входа разместил плакат «Фром сказочная виз лав». Как пояснили в музее, это отсыл к популярному слогану о России, прекрасные представления о которой оказываются мифом для туристов.
А напротив Владимир Абих разместил «Надпись на экране», попытку отрефлексировать отказ от традиционных художественных техник в пользу электроники, а заодно и веру людей в то, что им с этого экрана показывают.
Значительная часть экспозиции разместилась внутри здания, и здесь внимание привлекает — просто в силу своих размеров — гигантское надувное «Лукошко» Максима Свищева. То ли табакерка на колесиках, откуда вместо ожидаемого чёртика выскакивают цветы и конфеты, то ли хулиганская интерпретация образа собора Василия Блаженного (во всяком случае, о таких способах трактовок рассказывают экскурсантам медиаторы на выставке). Идея в том, чтобы подтолкнуть людей не бояться открывать новое — которое вполне может оказаться хорошим.

Фото: Алина Циопа, "Фонтанка.ру"
Но самой смелой работой можно по праву назвать «Выборы тирана Картонии!», автором которой также названа «Картония». Почти до потолка цехового здания доходит фигура гигантского антропоморфного существа в красной шапочке, со спины которого установлена урна (с пометкой «для бюллетеней») — на нее указывает табличка с надписью: «результаты голосования».
Ну а чтобы не быть слишком серьезными, на выставке разместили несколько «аттракционов» для зрителя. Например, табличку с надписью «Отсутствие произведений искусства гарантировано (при обнаружении искусства просьба обратиться к администрации)» в неотремонтированном тупике. Возможно, его раньше занимал туалет (шутка француза Бертрана Госселина, выше этажом после нехитрых манипуляций выдающего каждому сертификат о получении «своего видения»).
Или, еще у входа, работа Паши Бумажного, предлагающая «около двух минут очень по-доброму смотреть на эту надпись» — чтобы появился новый хороший друг.
Но самый яркий сюрприз (и материал для долгих размышлений после) оставляет видеоинсталляция Дмитрия Булныгина «Охранники», поскольку ставит в неожиданную и не самую комфортную ситуацию. Зритель обнаруживает себя в окружении тех, кого невооруженным взглядом не замечает. В свете развития политической ситуации — задуматься полезно. Как говорится, если вы параноик — это не значит, что за вами не следят.
Выставка продлится до 30 сентября.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29