
«Лицо» Малгожаты Шумовской: Иногда они возвращаются

В прокате — «Лицо» Малгожаты Шумовской, лента, получившая гран-при на Берлинском кинофестивале. Долгожданный ответ на вопрос: «Куда делось великое польское кино?».
Шумовская, по правде говоря, уже первым полнометражным фильмом произвела определенный эффект в киношных кругах. в 2013-м на Берлинале показывали «Во имя», сентиментальный и одновременно жесткий, по-юношески максималистский фильм про священника, который влюбился в молодого человека. На большее, чем премия «Тедди» — её вручают лучшей ленте, посвященной гомосексуальности — жюри тогда не решилось. Вторая лента, «Тело», подтвердила: да, в европейском кино появился новый голос, крепкий, своеобразный, смелый. Режиссер может не только рассказывать, но и показывать: картина была построена на смелой рифме — главный герой-полицейский наблюдает на работе за изуродованными телами жертв преступлений, а дома за анорексичной дочерью, которой пытается помочь. Вот, собственно, и ответ на вопрос, где всё это время была Шумовская, почему не гремела и не выходила в русский прокат. «Лицо» — фильм не девочки, а большого мастера. Обладающего и отвагой, и техничностью, и легкостью.
Как и предыдущие две ленты, «Лицо» Шумовская сочинила вместе с оператором, Михалом Энглертом. Как и в предыдущих, здесь она живописует современную, грубую, деревенскую Польшу, имеющую мало общего с землей борцов, ученых и поэтов, знакомой по фильмам Занусси и Кесьлевского. Натура сразу выбрана рыхлая, выразительная: глухомань, в которой люди, куры и свиньи живут душа в душу. Главный герой Яцек — яркое пятно на фоне одутловатых фермеров: косуха, слушает металл, гоняет на своей тачке под вечный дыц-дыц, а мальчишки вслед обзываются сатанистом. При этом работает на стройке гигантской статуи Христа — самой большой в Европе, прям как в Рио. Тут же и происходит катастрофа: падает с лесов, разбивается, а когда приходит в себя — выясняется, что он теперь звезда. Первый в истории человек, которому пересадили лицо. Вместо хайрастого весельчака и металлиста в зеркале — лысая круглая морда.
Воистину, странно, что мало кто додумывался прежде брать в соавторы сценария оператора: практически каждое слово здесь имеет визуальное воплощение, каждый сюжетный ход зрим, подчеркнут, подан эффектно и ясно. Бетонный, которого устанавливают на холме в сельской дыре, мистически похож на металлиста (а тот еще, испытывая трудности с речью, общается с поклонниками характерным жестом, поднятыми в приветствии руками — тоже рифма). На Рождество Яцеку родные желают стать похожим на человека, остричь вихры, сбрить дурацкую бородку. Ну, и желание, конечно, сбывается: на донорской физиономии растительность не проклевывается.
При этом собственно с развитием сюжета беда: скажем, «Лицо» остаётся вовсе без финала. Ну то есть вообще ничем эта история не кончается. Ни хэппи-эндом, ни трагическим выстрелом. Причём ясно отчего: Шумовска не желает ставить кокетливых многоточий, оставлять открытый финал. И сахарной иллюзии напускать неохота. Поэтому просто обрывает действие — буквально на полуслове.
Едва ли не самое эффектное тут — главная роль. Муж Шумовской, Матеуш Косцюкевич, играет и Яцека-металлиста, и героя после операции. Причём демонстрирует чудеса перевоплощения: узнать в одном герое другого решительно не получается. Меняется пластика, мимика, голос, да просто габариты. Один Яцек — гибкий, тонкий. Другой — грузный, неповоротливый, как медведь.
Есть всё то, чем Шумовска сразу выделилась на общем фоне своих сверстников. Смелость — в «Лице» очень много шпилек в адрес церкви, пусть не слишком рискованных и достаточно мягких. Глаз-алмаз: фактура польской глубинки схвачена, показано ярко, физиологично. Есть тут — и это важнее — то, за что польское кино всегда любили. Умение создать сильное решение из не самого выразительного визуального материала и простецкой техники: тут оператор Энглерт встаёт вровень с национальными гениями, Идзяком и Красиньским, умевшими снимать хоть на пленку от парника. И главное: удивительный микс из социально-критического пафоса, революционности и — с другой стороны — иронии, порой почти любовной. Вот, собственно, и ответ на вопрос «куда делось великое польское кино?» Вот оно. Вызревало десяток лет — и даёт о себе знать. Наслаждайтесь.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 18–20 июля: Ночь музыки в Гатчине, фестиваль уличных театров «Елагин Парк» и сериал в кино
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 18 июля 2025 - В Александровском дворце показывают после реставрации еще три зала парадной анфилады — отсюда царская семья отбывала в ссылку
- 17 июля 2025 - Драма о семье экстрасенсов и фантастика про бандитов из 1990-х. Минкульт рассказал, на съемки какого кино даст субсидии
- 17 июля 2025 - Умер режиссер фильмов «Завтра была война» и «Мастер и Маргарита» Юрий Кара
- 16 июля 2025 - Вышел тизер финального сезона «Очень странных дел» — надвигается последняя битва, а с ней и тьма
- 16 июля 2025 - В Сети вышел сериал о 90-х «Путешествие на солнце и обратно». Режиссер рассказал «Фонтанке», как прошли согласования
Статьи
-
16 июля 2025, 00:03Еще со школьных времен мы привыкаем к спискам летнего чтения — но это как тихий час в детском саду: бесит, только пока обязательно, а потом вспоминается в мечтах. Кто бы уложил нас сейчас посреди дня вздремнуть на час! Кто бы заставил летом вместо работы читать медленную, великолепную прозу, похожую на нагретый солнцем мед! Теперь никто, придется самим как-то справляться. И давайте признаемся: сил на Толстого, Джойса и Пруста мало у кого хватит, да и половина лета уже позади, так что можно выбрать что-нибудь менее объемное. Например, шесть недавно вышедших книг с захватывающим сюжетом и теплой атмосферой.
-
05 июля 2025, 23:26
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30