
Премия Курёхина в БДТ: Ленины-мухоморы, гуси и «Воробьиное озеро»

На церемонии вручения премии Сергея Курёхина нашлось место живым гусям и людям в костюмах химзащиты. Сенсацией вечера стала премьера фрагментов балета «Воробьиное озеро» на музыку Курёхина, которой ждали много лет.
В том, что Петербург увидит этот балет, Анастасия Курехина была уверена еще с тех пор, когда его нынешний постановщик — стремительно восходящая звезда, хореограф Максим Семагин, — еще «пешком под стол ходил». Выпускник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой 2015 года, артист московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко взялся за непростую задачу передать с помощью танца образы музыкального авангарда.
Сюжета здесь нет — есть персонажи: воробей и его мать, пара «Любовь», Природа, Девушка-трава, Девушка-Вода и Девушка-Насекомое. Их взаимодействие преимущественно передано языком классического балета и завораживает зрителей. Не в последнюю очередь — благодаря футуристическим костюмам Андрея Бартенева. Они «разделют» тело продольно, позволяя играть со светом и тенью: в то время как «половина» танцора исполняет свою партию, вторая «половина» тонет в тени.
Ну и, конечно, музыка. Появись этот балет на сценах ведущих театров тогда, когда Сергей Курёхин написал «Воробьиную ораториию», «Реквием», «Трагедию в стиле минимализм», — постановка стала бы международным событием. А теперь на неё возложена другая миссия — уже со знанием того, что случилось «после» и сделав шаг назад, показать, каким самобытным было музыкальное искусство в нашей стране в 1980-1990-х.
Впрочем, не только «Воробьиным озером» потчевали зрителей в праздничный вечер в БДТ. Само вручение было оформлено как перформанс (режиссер — Федор Курехин, художник Сергей Чернов, художник по свету Стас Свистунович). В нем нашлось место и человечкам в противогазах и костюмах химзащиты (вкупе с текущей информационной повесткой и курехинской цитатой про наступавшую мировую войну смотрелось немного зловеще), и людям-мухоморам с бюстиками Ленина на шляпках (отсыл к еще одному мему Курехина, «Ленин-гриб»), и Детскому хору телевидения и радио с курехинской же песней про сурка, и живым гусям, своими уморительными падениями отвлекавшим зрителей непосредственно от объявления лауреата.
С самим распределением призов было уже не так весело — с точки зрения места Петербурга в развитии современного искусства, насколько о нем можно судить по этой премии. Гран-при «Поп-механика» «улетело» в Екатеринбург, Ольге Комлевой и Андрею Смирнову за site-specific ораторию «Огни Урала», в её основе — либретто писателя и журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова. За искусство в общественном пространстве наградили сотрудника Музея современного искусства PERMM Светлану Лучникову и ее проект «Общий двор»: пожилым людям объясняли азы современного искусства, а затем отправили делать собственные арт-проекты в городской среде.
Лауреатом в еще одной ключевой номинации — фестиваль в области современного искусства — поначалу объявили только проект Галины Тебиевой и Кати Бочавар «Владей Кавказом!» Впрочем, Анастасия Курёхина сразу же устранила «несправедливость», пояснив, что лауреатов на самом деле два: также наградили фестиваль Русского музея «Императорские сады России» — «Авангарденс». Он в 2017 году действительно совершил невероятный для себя кульбит и показал лучшее из нового в театре и музыке.
Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, вместе с художником Анатолием Белкиным награждавший лауреата за лучший медиа-объект, был как всегда остроумен:
— Мне ничего не понравилось, Анатолию Павловичу — еще меньше, кто-то как всегда в восторге — в общем, все роли распределены.
Приз он в итоге передал Алене Терешко за работу «В мастерской И.Е. Репина» — автор предлагала взглянуть на художников глазами натурщицы.
Еще раз чувство гордости за «своих» петербуржцы испытали, когда лучшим кураторским проектом назвали «Тихие голоса» — проект о блокаде Людмилы Беловой, выставлявшийся в Петропавловской крепости. Лучшим произведением визуального искусства стал «Журнал наблюдений 2014-2017» Сергея Кищенко, который рассказывал о роли ученых Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Николая Вавилова в годы блокады.
Соперник Кищенко по этой номинации — Семен Мотолянец — получил спецприз от Французского института, трехмесячную стажировку в Париже.
Лучшим текстом о современном искусстве назвали «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, а среди музыкантов победили группы Yellowhead (номинация «Электро-механика») и Lovozero («Этно-механика»).
Все победители получили призы в виде статуэток, созданных художником Александром Шишкиным-Хокусаем, ставшим лауреатом премии Курехина в 2017 году.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36