
Премия Курёхина в БДТ: Ленины-мухоморы, гуси и «Воробьиное озеро»

На церемонии вручения премии Сергея Курёхина нашлось место живым гусям и людям в костюмах химзащиты. Сенсацией вечера стала премьера фрагментов балета «Воробьиное озеро» на музыку Курёхина, которой ждали много лет.
В том, что Петербург увидит этот балет, Анастасия Курехина была уверена еще с тех пор, когда его нынешний постановщик — стремительно восходящая звезда, хореограф Максим Семагин, — еще «пешком под стол ходил». Выпускник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой 2015 года, артист московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко взялся за непростую задачу передать с помощью танца образы музыкального авангарда.
Сюжета здесь нет — есть персонажи: воробей и его мать, пара «Любовь», Природа, Девушка-трава, Девушка-Вода и Девушка-Насекомое. Их взаимодействие преимущественно передано языком классического балета и завораживает зрителей. Не в последнюю очередь — благодаря футуристическим костюмам Андрея Бартенева. Они «разделют» тело продольно, позволяя играть со светом и тенью: в то время как «половина» танцора исполняет свою партию, вторая «половина» тонет в тени.
Ну и, конечно, музыка. Появись этот балет на сценах ведущих театров тогда, когда Сергей Курёхин написал «Воробьиную ораториию», «Реквием», «Трагедию в стиле минимализм», — постановка стала бы международным событием. А теперь на неё возложена другая миссия — уже со знанием того, что случилось «после» и сделав шаг назад, показать, каким самобытным было музыкальное искусство в нашей стране в 1980-1990-х.
Впрочем, не только «Воробьиным озером» потчевали зрителей в праздничный вечер в БДТ. Само вручение было оформлено как перформанс (режиссер — Федор Курехин, художник Сергей Чернов, художник по свету Стас Свистунович). В нем нашлось место и человечкам в противогазах и костюмах химзащиты (вкупе с текущей информационной повесткой и курехинской цитатой про наступавшую мировую войну смотрелось немного зловеще), и людям-мухоморам с бюстиками Ленина на шляпках (отсыл к еще одному мему Курехина, «Ленин-гриб»), и Детскому хору телевидения и радио с курехинской же песней про сурка, и живым гусям, своими уморительными падениями отвлекавшим зрителей непосредственно от объявления лауреата.
С самим распределением призов было уже не так весело — с точки зрения места Петербурга в развитии современного искусства, насколько о нем можно судить по этой премии. Гран-при «Поп-механика» «улетело» в Екатеринбург, Ольге Комлевой и Андрею Смирнову за site-specific ораторию «Огни Урала», в её основе — либретто писателя и журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова. За искусство в общественном пространстве наградили сотрудника Музея современного искусства PERMM Светлану Лучникову и ее проект «Общий двор»: пожилым людям объясняли азы современного искусства, а затем отправили делать собственные арт-проекты в городской среде.
Лауреатом в еще одной ключевой номинации — фестиваль в области современного искусства — поначалу объявили только проект Галины Тебиевой и Кати Бочавар «Владей Кавказом!» Впрочем, Анастасия Курёхина сразу же устранила «несправедливость», пояснив, что лауреатов на самом деле два: также наградили фестиваль Русского музея «Императорские сады России» — «Авангарденс». Он в 2017 году действительно совершил невероятный для себя кульбит и показал лучшее из нового в театре и музыке.
Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, вместе с художником Анатолием Белкиным награждавший лауреата за лучший медиа-объект, был как всегда остроумен:
— Мне ничего не понравилось, Анатолию Павловичу — еще меньше, кто-то как всегда в восторге — в общем, все роли распределены.
Приз он в итоге передал Алене Терешко за работу «В мастерской И.Е. Репина» — автор предлагала взглянуть на художников глазами натурщицы.
Еще раз чувство гордости за «своих» петербуржцы испытали, когда лучшим кураторским проектом назвали «Тихие голоса» — проект о блокаде Людмилы Беловой, выставлявшийся в Петропавловской крепости. Лучшим произведением визуального искусства стал «Журнал наблюдений 2014-2017» Сергея Кищенко, который рассказывал о роли ученых Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Николая Вавилова в годы блокады.
Соперник Кищенко по этой номинации — Семен Мотолянец — получил спецприз от Французского института, трехмесячную стажировку в Париже.
Лучшим текстом о современном искусстве назвали «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, а среди музыкантов победили группы Yellowhead (номинация «Электро-механика») и Lovozero («Этно-механика»).
Все победители получили призы в виде статуэток, созданных художником Александром Шишкиным-Хокусаем, ставшим лауреатом премии Курехина в 2017 году.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Пуля не дура: Светлана Крючкова и Александр Адабашьян в мелодраме «Двое в одной жизни, не считая собаки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 20 октября 2025 - Ведомости: департамент кинематографии Минкульта возглавит дочь главы президентского управления по внутренней политике
- 17 октября 2025 - Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»
- 17 октября 2025 - Археологи нашли близ Усть-Луги старейшую «крепость» эпохи неолита — ее построили «пришельцы»
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
Статьи
-
20 октября 2025, 18:30В 1918-22 годах в стране шла Гражданская война, в Петрограде было холодно и голодно, а выходец из еврейской купеческой семьи Яков Кунин с супругой Александрой Ивановной (они познакомились в очереди за билетами на оперный спектакль) собирали произведения искусства. В основном — работы художников круга «Мира искусства». В залах KGallery собрание смотрится тонким кружевом образов Серебряного века: призрачных, беззащитных, хрупких (буквально — многие вещи исполнены на бумаге). Версаль Александра Бенуа и его же Венеция, Петергоф. А герои эпохи пронзительно смотрят с портретов, будто говоря, что теперь наша очередь показать себя в исторические времена.
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
13 октября 2025, 18:17