Премия Курёхина в БДТ: Ленины-мухоморы, гуси и «Воробьиное озеро»

18 апреля 2018, 13:25
Версия для печати Версия для печати

На церемонии вручения премии Сергея Курёхина нашлось место живым гусям и людям в костюмах химзащиты. Сенсацией вечера стала премьера фрагментов балета «Воробьиное озеро» на музыку Курёхина, которой ждали много лет.

В том, что Петербург увидит этот балет, Анастасия Курехина была уверена еще с тех пор, когда его нынешний постановщик — стремительно восходящая звезда, хореограф Максим Семагин, — еще «пешком под стол ходил». Выпускник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой 2015 года, артист московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко взялся за непростую задачу передать с помощью танца образы музыкального авангарда.

Сюжета здесь нет — есть персонажи: воробей и его мать, пара «Любовь», Природа, Девушка-трава, Девушка-Вода и Девушка-Насекомое. Их взаимодействие преимущественно передано языком классического балета и завораживает зрителей. Не в последнюю очередь — благодаря футуристическим костюмам Андрея Бартенева. Они «разделют» тело продольно, позволяя играть со светом и тенью: в то время как «половина» танцора исполняет свою партию, вторая «половина» тонет в тени.

Ну и, конечно, музыка. Появись этот балет на сценах ведущих театров тогда, когда Сергей Курёхин написал «Воробьиную ораториию», «Реквием», «Трагедию в стиле минимализм», — постановка стала бы международным событием. А теперь на неё возложена другая миссия — уже со знанием того, что случилось «после» и сделав шаг назад, показать, каким самобытным было музыкальное искусство в нашей стране в 1980-1990-х.

Впрочем, не только «Воробьиным озером» потчевали зрителей в праздничный вечер в БДТ. Само вручение было оформлено как перформанс (режиссер — Федор Курехин, художник Сергей Чернов, художник по свету Стас Свистунович). В нем нашлось место и человечкам в противогазах и костюмах химзащиты (вкупе с текущей информационной повесткой и курехинской цитатой про наступавшую мировую войну смотрелось немного зловеще), и людям-мухоморам с бюстиками Ленина на шляпках (отсыл к еще одному мему Курехина, «Ленин-гриб»), и Детскому хору телевидения и радио с курехинской же песней про сурка, и живым гусям, своими уморительными падениями отвлекавшим зрителей непосредственно от объявления лауреата.

С самим распределением призов было уже не так весело — с точки зрения места Петербурга в развитии современного искусства, насколько о нем можно судить по этой премии. Гран-при «Поп-механика» «улетело» в Екатеринбург, Ольге Комлевой и Андрею Смирнову за site-specific ораторию «Огни Урала», в её основе — либретто писателя и журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова. За искусство в общественном пространстве наградили сотрудника Музея современного искусства PERMM Светлану Лучникову и ее проект «Общий двор»: пожилым людям объясняли азы современного искусства, а затем отправили делать собственные арт-проекты в городской среде.

Лауреатом в еще одной ключевой номинации — фестиваль в области современного искусства — поначалу объявили только проект Галины Тебиевой и Кати Бочавар «Владей Кавказом!» Впрочем, Анастасия Курёхина сразу же устранила «несправедливость», пояснив, что лауреатов на самом деле два: также наградили фестиваль Русского музея «Императорские сады России» — «Авангарденс». Он в 2017 году действительно совершил невероятный для себя кульбит и показал лучшее из нового в театре и музыке.

Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, вместе с художником Анатолием Белкиным награждавший лауреата за лучший медиа-объект, был как всегда остроумен:

— Мне ничего не понравилось, Анатолию Павловичу — еще меньше, кто-то как всегда в восторге — в общем, все роли распределены.

Приз он в итоге передал Алене Терешко за работу «В мастерской И.Е. Репина» — автор предлагала взглянуть на художников глазами натурщицы.

Еще раз чувство гордости за «своих» петербуржцы испытали, когда лучшим кураторским проектом назвали «Тихие голоса» — проект о блокаде Людмилы Беловой, выставлявшийся в Петропавловской крепости. Лучшим произведением визуального искусства стал «Журнал наблюдений 2014-2017» Сергея Кищенко, который рассказывал о роли ученых Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Николая Вавилова в годы блокады.

Соперник Кищенко по этой номинации — Семен Мотолянец — получил спецприз от Французского института, трехмесячную стажировку в Париже.

Лучшим текстом о современном искусстве назвали «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, а среди музыкантов победили группы Yellowhead (номинация «Электро-механика») и Lovozero («Этно-механика»).

Все победители получили призы в виде статуэток, созданных художником Александром Шишкиным-Хокусаем, ставшим лауреатом премии Курехина в 2017 году.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>