Цвет авангарда: второе дыхание «Императорских садов России»

13 июня 2017, 12:45
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль «Императорские сады России» в честь собственного десятилетия блеснул актуальной программой спектаклей и концертов. Медийный эффект от фестиваля мог быть большим, но часть «продвинутой» аудитории просто не ожидала от Русского музея такого реверанса в свою сторону. К счастью – в данном случае – слухи распространяются быстро, а фестиваль идет долго, до 18 июня.

Часть посетителей, привыкших за последние годы к более консервативному репертуару, оказались в растерянности. Кто-то, заслышав о «современном искусстве», спешно уводил детей «на всякий случай», а кто-то пускался в рассуждения, почему все это – «не его». Остальные – радовались, не веря своим глазам: не каждый день в парке под открытым небом выступают DEREVO и АХЕ.

Без посторонней помощи не обошлось: к примеру, тому, чтобы DEREVO «проросло» в Михайловском саду на целый цикл перформансов, поспособствовал программный директор «Эрарты» Денис Рубин, который помог музею и театру встретиться и найти друг друга. Но работа над любым крупным проектом – это всегда усилия множества людей с их связями и интересами. Главное, что исходным было желание музея создать по-настоящему качественный фестиваль, в котором нашлось место и уже упомянутым театральным коллективам, и музыкантам – Алексею Айги и ансамблю 4’33’’, Александру Маноцкову и Courage Quartet, «ВолковТрио», и даже перформансу на воде по сверхповести Велимира Хлебникова «Зангези». Столь категоричный уход в плоскость экспериментов в искусстве оправдала тема этого года: «Авангарденс» – если отбросить игру слов, то авангард.

Цикл пластических композиций, подготовленный Антоном Адасинским и его театром DEREVO, который редко выступает в нашем городе, – родился специально к фестивалю, оставляя зрителю простор в интерпретации. Артисты не разглашают концепций, превращая свои тела в эмоции, которые с ними одновременно переживают и зрители: будь то радость и наслаждение красотой природы, боль и унижение от жизненных испытаний, перевоплощение из зла в добро или раскаяние за совершенные ошибки. Цикл «Волчье танго» из четырех частей – «Харам», «Теплокровные», «Завязь» и «Время змеи» достиг середины, желающие могут посмотреть оставшиеся перформансы 16 и 17 июня на Масленом лугу.

Русский инженерный театр АХЕ представил работу двухлетней давности – «Пена дней», спектакль, в котором по атомам разобрана книга французского писателя Бориса Виана. Артисты со свойственным им безмятежным цинизмом овеществляют метафору о пылающем сердце, жаря на нем шашлыки из сарделек; ходят по стенам и потолку основного элемента декорации – деревянного куба, словно выворачивая комнату наизнанку; наконец, заполняют пространство реальной пеной (на радость зрителям, которые после окончания спектакля устраивают в ней импровизированную пенную вечеринку). АХЕ решительно предлагают свою версию событий в абсурдистском сочинении, а завороженной публике остается только наблюдать с раскрытым ртом за священнодействием и чехардой субстанций – от воды и полиэтилена до пены и цветного дыма.

Пространство Михайловского сада с его идеально ровной лужайкой стало гостеприимным домом и для актеров, и для зрителей, которые могут чередовать просмотр постановок и прослушивание концертов с прогулкой по саду. Представленные в рамках конкурса «Императорских садов России» инсталляции – примерно одного уровня, без особых сенсаций: создать что-то визуально цепляющее и при этом глубокое по идее, имеющее привязку к месту и отвечающее теме фестиваля – задача, как выяснилось, практически непосильная.

Один из немногих случаев, где сошлись хотя бы два, но зато главных критерия (идея и соответствие месту) – звучащая инсталляция дизайн-студии Ольги Подольской «Сердце сада». Подходя к Масленому лугу, посетитель отчетливо слышит биение сердца. Красные линии – вены – поднимаются по стволу высокого дуба, самого старого в Михайловском саду. Свидетель времен императрицы Елизаветы Петровны, строительства Михайловского замка и Михайловского дворца, а также Революции и Великой Отечественной войны – он напоминает о скоротечности человеческой жизни в масштабах природы и предлагает другими глазами посмотреть на место, в котором находится.

О быстротечности жизни говорили и другие композиции – например, гигантские спички из инсталляции «Сгорел на работе». Или работа финского художника Рейо Кела «Тихий народ» – «цитата» из огромной инсталляции, вот уже 20 лет находящейся в финской провинции: посреди огромного поля стоит толпа из сотен пугал, одетых в человеческую одежду, которую им меняют дважды в год. Тихий народ стоит, несмотря на погоду, время года, экономику и политику. Чем живет этот безмолвствующий народ, и как его пробудить, – не знает даже автор работы.

На фестивале также представлены комплекты духов, названные именами художников, проводится фотовыставка «Погружение в природу» Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга.

А вот характерных для фестиваля в прежние годы пышных цветочных садов в этом году практически и нет. Но в условиях столь капризного лета это даже не удивляет. Главное, чтобы погода не помешала провести оставшиеся концерты и спектакли. Хотя и то, что уже сбылось, дает повод верить: можем, когда захотим.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Куда пойти 11 — 15 июня: Фестиваль цветов, Stereoleto и праздничный «Маршрут старухи»

В середине июня радуемся длинным выходным и берём от жизни все: под открытым небом проходят многочисленные фестивали, в театрах выступают ведущие солисты петербургских и московских коллективов, а в кинотеатрах показывают фильмы, которые в обычные дни не так легко увидеть на больших экранах.

Статьи

>