‘ото: пресс-служба Ѕƒ“

“ибул убит, цирк расстрел€н: ћогучий переписал Ђ“рЄх толст€ковї

04 апрел€ 2018, 16:14
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«“ри толст€ка» — ««вездные войны» дл€ Ѕƒ“: в 2018 году вышло два эпизода, и продолжение следует. ¬ фантастической саге јндрей ћогучий соединил театр с новым цирком, включив в действие профессионального канатоходца, гимнастку и каскадеров.

»нтерес к новому цирку у художественного руководител€ Ѕƒ“ јндре€ ћогучего возник очень давно, достаточно вспомнить его « ракатук» по мотивам «ўелкунчика» в ÷ирке на ‘онтанке в 2004 году. ¬ цирке есть то, что театр не может дать — цирковой артист не играет, а исполн€ет трюк без театрального «как будто», зачастую без страховки.  анатоходец ћаксим  агин в роли “ибула по-насто€щему идет по нат€нутой стропе над зрительным залом Ѕƒ“, на высоте второго €руса. ¬спомните фильм «ѕрогулка» о ‘илиппе ѕети, который прошел по проволоке между башн€ми-близнецами и ни вертолеты, ни полици€ не могли его достать, пока он не вернулс€ на крышу. ¬ сказке «“ри толст€ка» ёри€ ќлеши воздушный гимнаст “ибул тоже легко ускользает от погони, воплоща€ образ абсолютно свободного человека, супергеро€. Ќо в спектакле вопреки сюжету раздаетс€ выстрел.  анатоходец падает, и, болта€сь на страховке, безжизненно съезжает обратно к ложе. “ибул убит.

 ак может умереть в середине представлени€ один из главных героев, если он нужен дальше по сюжету? Ётот неожиданный сценарный ход јндре€ ћогучего очень точно передает абсурд смерти: она всегда внезапна, нелепа и нелогична. » за “ибулом приходит именно нелепа€ —мерть, в замотанном фатой цилиндре и черном пальто поверх свадебного плать€ (јграфена ѕетровска€). ќна же забирает и остальных восставших циркачей. ¬ы же помните цирковую труппу из сказки ёри€ ќлеши? ѕочти никто из них у ћогучего не осталс€ в живых. » эти массовые расстрелы на сцене настолько созвучны реальному миру, где то и дело происход€т теракты, техногенные катастрофы, пожары, что зрител€м невольно вспоминаютс€ последние трагические новости.

—казка ёри€ ќлеши, вдохновленна€ революцией 1917 года, устарела: правительство трех толст€ков уже сложно восприн€ть как угрозу. јндрей ћогучий с размахом ƒжорджа Ћукаса придумывает новую историю: три толст€ка превращаютс€ в сгусток бессмысленно злой космической энергии “-3, проникшей на «емлю в результате сближени€ —атурна с ёпитером. “-3 собираетс€ переселитьс€ в тело “утти, мальчика с железным сердцем. ¬ первом эпизоде — «¬осстание» — народ бунтует против кровавого режима. ¬ это врем€ к ученому √аспару јрнери приходит отр€д светлой космической энергии «–озовые дамы», противосто€щие “-3. ќни отправл€ют его делать революцию вместе с цирковыми артистами “ибулом, —уок и их труппой. ¬ результате массовых расстрелов только —уок и √аспар выживают и успевают скрытьс€. ¬торой эпизод — «∆елезное сердце» — охватывает событи€ от восстани€ до коронации. √аспар јрнери и —уок ищут путь в царство мертвых, чтобы оживить “ибула.

јндрей ћогучий пересказывает «“рех толст€ков» в том же ключе, что и «—частье» по мотивам «—иней птицы» ћетерлинка в јлександринском театре — современным €зыком, с иронией. Ќеслучайно в прологе ќтр€д юных космических разведчиц «ћотыльки знаний» поет песню из заставки сериала «“вин ѕикс», массовые сцены выгл€д€т как блокбастер, и сама постановка состоит из серий — эпизодов. Ќесмотр€ на сложную структуру спектакл€, зрител€м легко следить за развитием сюжета. ¬ прологе каждой части зрител€м показывают титры, почти как в ««вездных войнах» объ€сн€ющие, что происходит. «ћотыльки знаний» в переходах между сценами поют зонги обо всем, что вид€т. «–озовые дамы» напоминают геро€м о забытом прошлом и указывают на смену места действи€.



‘ото: пресс-служба Ѕƒ“

“екст ёри€ ќлеши јндрей ћогучий и —ветлана ўагина изменили очень сильно, зато у каждого персонажа сво€ манера говорить.   примеру, отр€д «–озовые дамы» использует только инфинитивы глаголов, а доктор √аспар јрнери может при необходимости выражать мысли стихами. ћногие реплики актеров точно разлет€тс€ на цитаты: «ћы горстка клоунов, которые не могут ничего изменить», «Ќароду нужны казни, праздник и народные артисты».

«“ри толст€ка» дл€ ћогучего словно альбом «the best of...» дл€ музыкантов: он объедин€ет лучшее, что было найдено во времена «‘ормального театра». Ёто касаетс€ и постановочной команды, и актеров, и режиссерских находок. ѕространство спектакл€, например, оформлено бессменным соавтором ћогучего јлександром Ўишкиным.  ажетс€, в «“рех толст€ках» использованы все возможности машинерии сцены Ѕƒ“: разнообразные площадки посто€нно опускаютс€ и поднимаютс€, мгновенно мен€€ место действи€. «десь все преувеличено, как в цирке, все становитс€ реквизитом дл€ трюка. ≈сли мы видим доску в лаборатории доктора јрнери — то она занимает весь портал сцены, и актер передвигаетс€ по ней подобно пауку, взмыва€ вверх. ≈сли мы попадаем в цирк — то видим огромное шапито чуть ли не в натуральную величину, если оказываемс€ во дворце “утти — то бесконечной длины лестницы станов€тс€ площадкой гимнастических упражнений охраны, а огромный торт служит укрытием дл€ персонажей (√аспар јрнери сидит в нем буквально как вишенка).



‘ото: пресс-служба Ѕƒ“

Ќа роль јрнери јндрей ћогучий пригласил јлександра –ониса. ≈сли вы помните спектакль «PRO “урандот» театра «ѕриют комедианта», где он играл  алафа, то можете представить, как режиссер в новой постановке использует приемы комедии дель арте. –онис создает гомерически смешной образ неуверенного в себе гени€, клоуна-ученого, и даже волосы у него торчат то ли как у Ёйнштейна, то ли как у клоуна —лавы ѕолунина.

ќтсылки к ѕолунину, открывшему жанр лирической клоунады, в спектакле, кстати, тоже есть. ќдин из персонажей цирковой труппы буквально цитирует первую сцену «—нежного шоу».  лоун √енрих (¬иктор Ѕугаков) выходит с петлей на шее, потом вешаетс€. » закуривает, покачива€сь на веревке. ј во врем€ акробатического номера —уок звучит музыка из «—нежного шоу» (композитор — –оман ƒубинников).

ќбъединение драматических и цирковых артистов в одном пространстве напоминает о « ракатуке» по мотивам «ўелкунчика». “руппа Ѕƒ“ даже освоила несколько цирковых трюков, поставленных наследницей легендарной цирковой династии јлександрой ѕольди и јлексеем —авельевым. Ќапример, ћедведь ћигель во врем€ номера «случайно отгрызает» голову зрител€ (актер ƒмитрий —мирнов выгл€дывает из костюма и словно кладет свою же голову себе на руки, но выгл€дит все очень натуралистично). ј руководитель балагана, безногий д€дюшка југусто (ƒмитрий ¬оробьев) фантастическим образом обретает ноги, услышав, сколько ѕервый чиновник собираетс€ заплатить за выступление —уок на празднике.



‘ото: пресс-служба Ѕƒ“

—ловно со страниц книги —орокина «ƒень опричника» сошли чиновники, воплощающие волю разрушительной энергии “-3 (јндрей ћогучий ставил «ƒисморфоманию» —орокина). ѕервого чиновника играет народна€ артистка –оссии »руте ¬енгалите: она выходит в черном кителе, с длинной косой до по€са, черных круглых очках и сверкающей перчатке на правой руке и воплощает собой проницательного, умного и жестокого диктатора. ≈Є свита — министр войны капитан Ѕонавентура (заслуженный артист –оссии јнатолий ѕетров) и министр развлечений –аздватрис (народный артист –оссии ¬алерий ƒегт€рь), а также пресс-секретарь ћатильда (¬арвара ѕавлова), — тоже злодеи, причем эти образы воплощенны комическом ключе.

√лавные герои, подростки —уок, “ибул и “утти, исследу€ фантасмагорический, клоунский мир, взрослеют, как это делала ћитиль в «—частье», поэтому манера игры артистов отличаетс€ от гротеска, в котором существуют другие персонажи. “утти играет актер √еннадий Ѕлинов, а роли —уок и “ибула дел€тс€ между драматическими и цирковыми артистами. –ыжеволосую —уок, напоминающую о ћаше в « ракатуке», исполн€ют актриса ќльга ¬анькова и гимнастка —офь€ ѕотапенко, роль “ибула — актер ¬иктор  н€жев и канатоходец ћаксим  агин.

 лючева€ сцена второго эпизода «∆елезное сердце» схожа с самой сильной сценой из «—часть€» по «—иней птице» ћетерлинка в јлександринском театре, где ћитиль умол€ет ÷арицу Ќочи вернуть ей брата — и взрослеет, столкнувшись со смертью. Ќа сцене возникает два уровн€, обознача€ подземное царство. ƒоктор јрнери как ќрфей пытаетс€ уговорить —мерть вернуть к жизни “ибула, и они вместе спор€т о том, что такое «любить больше жизни». ¬ очень смешном диалоге со —мертью, тоже разлученной с возлюбленным, возникает подлинное, насто€щее чувство, которое и может вытащить героев из царства мертвых. “акое возможно только в сказке, но это чувство необходимо и в реальной жизни, котора€ бывает страшнее любой выдумки.

„то будет с геро€ми дальше, мы сможем узнать в третьем эпизоде, премьера которого запланирована на конец 2018 года.

—офь€  озич, специально дл€ «‘онтанки.ру»

 

„ем зан€тьс€ 5 Ч 7 июн€: ¬ыпускной с Ћеди √агой, рецидив Ђ“отального диктантаї, Ѕыков и ѕиотровский, экскурси€ по египетской гробнице

ќтпразднуйте окончание школы с американскими звЄздами, узнайте, каким будет брак после коронавируса, выучите запретные слова и подготовьтесь снимать собственное кино.  аким будет уикэнд 5 Ч 7 июн€, решать вам, Ђ‘онтанкаї подсказывает лучшие событи€.

—татьи

>