Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/6377

04 апреля 2018, 16:14

Категория: спектакли

Тибул убит, цирк расстрелян: Могучий переписал «Трёх толстяков»

«Три толстяка» — «Звездные войны» для БДТ: в 2018 году вышло два эпизода, и продолжение следует. В фантастической саге Андрей Могучий соединил театр с новым цирком, включив в действие профессионального канатоходца, гимнастку и каскадеров.

Интерес к новому цирку у художественного руководителя БДТ Андрея Могучего возник очень давно, достаточно вспомнить его «Кракатук» по мотивам «Щелкунчика» в Цирке на Фонтанке в 2004 году. В цирке есть то, что театр не может дать — цирковой артист не играет, а исполняет трюк без театрального «как будто», зачастую без страховки. Канатоходец Максим Кагин в роли Тибула по-настоящему идет по натянутой стропе над зрительным залом БДТ, на высоте второго яруса. Вспомните фильм «Прогулка» о Филиппе Пети, который прошел по проволоке между башнями-близнецами и ни вертолеты, ни полиция не могли его достать, пока он не вернулся на крышу. В сказке «Три толстяка» Юрия Олеши воздушный гимнаст Тибул тоже легко ускользает от погони, воплощая образ абсолютно свободного человека, супергероя. Но в спектакле вопреки сюжету раздается выстрел. Канатоходец падает, и, болтаясь на страховке, безжизненно съезжает обратно к ложе. Тибул убит.

Как может умереть в середине представления один из главных героев, если он нужен дальше по сюжету? Этот неожиданный сценарный ход Андрея Могучего очень точно передает абсурд смерти: она всегда внезапна, нелепа и нелогична. И за Тибулом приходит именно нелепая Смерть, в замотанном фатой цилиндре и черном пальто поверх свадебного платья (Аграфена Петровская). Она же забирает и остальных восставших циркачей. Вы же помните цирковую труппу из сказки Юрия Олеши? Почти никто из них у Могучего не остался в живых. И эти массовые расстрелы на сцене настолько созвучны реальному миру, где то и дело происходят теракты, техногенные катастрофы, пожары, что зрителям невольно вспоминаются последние трагические новости.

Сказка Юрия Олеши, вдохновленная революцией 1917 года, устарела: правительство трех толстяков уже сложно воспринять как угрозу. Андрей Могучий с размахом Джорджа Лукаса придумывает новую историю: три толстяка превращаются в сгусток бессмысленно злой космической энергии Т-3, проникшей на Землю в результате сближения Сатурна с Юпитером. Т-3 собирается переселиться в тело Тутти, мальчика с железным сердцем. В первом эпизоде — «Восстание» — народ бунтует против кровавого режима. В это время к ученому Гаспару Арнери приходит отряд светлой космической энергии «Розовые дамы», противостоящие Т-3. Они отправляют его делать революцию вместе с цирковыми артистами Тибулом, Суок и их труппой. В результате массовых расстрелов только Суок и Гаспар выживают и успевают скрыться. Второй эпизод — «Железное сердце» — охватывает события от восстания до коронации. Гаспар Арнери и Суок ищут путь в царство мертвых, чтобы оживить Тибула.

Андрей Могучий пересказывает «Трех толстяков» в том же ключе, что и «Счастье» по мотивам «Синей птицы» Метерлинка в Александринском театре — современным языком, с иронией. Неслучайно в прологе Отряд юных космических разведчиц «Мотыльки знаний» поет песню из заставки сериала «Твин Пикс», массовые сцены выглядят как блокбастер, и сама постановка состоит из серий — эпизодов. Несмотря на сложную структуру спектакля, зрителям легко следить за развитием сюжета. В прологе каждой части зрителям показывают титры, почти как в «Звездных войнах» объясняющие, что происходит. «Мотыльки знаний» в переходах между сценами поют зонги обо всем, что видят. «Розовые дамы» напоминают героям о забытом прошлом и указывают на смену места действия.



Фото: пресс-служба БДТ

Текст Юрия Олеши Андрей Могучий и Светлана Щагина изменили очень сильно, зато у каждого персонажа своя манера говорить. К примеру, отряд «Розовые дамы» использует только инфинитивы глаголов, а доктор Гаспар Арнери может при необходимости выражать мысли стихами. Многие реплики актеров точно разлетятся на цитаты: «Мы горстка клоунов, которые не могут ничего изменить», «Народу нужны казни, праздник и народные артисты».

«Три толстяка» для Могучего словно альбом «the best of...» для музыкантов: он объединяет лучшее, что было найдено во времена «Формального театра». Это касается и постановочной команды, и актеров, и режиссерских находок. Пространство спектакля, например, оформлено бессменным соавтором Могучего Александром Шишкиным. Кажется, в «Трех толстяках» использованы все возможности машинерии сцены БДТ: разнообразные площадки постоянно опускаются и поднимаются, мгновенно меняя место действия. Здесь все преувеличено, как в цирке, все становится реквизитом для трюка. Если мы видим доску в лаборатории доктора Арнери — то она занимает весь портал сцены, и актер передвигается по ней подобно пауку, взмывая вверх. Если мы попадаем в цирк — то видим огромное шапито чуть ли не в натуральную величину, если оказываемся во дворце Тутти — то бесконечной длины лестницы становятся площадкой гимнастических упражнений охраны, а огромный торт служит укрытием для персонажей (Гаспар Арнери сидит в нем буквально как вишенка).



Фото: пресс-служба БДТ

На роль Арнери Андрей Могучий пригласил Александра Рониса. Если вы помните спектакль «PRO Турандот» театра «Приют комедианта», где он играл Калафа, то можете представить, как режиссер в новой постановке использует приемы комедии дель арте. Ронис создает гомерически смешной образ неуверенного в себе гения, клоуна-ученого, и даже волосы у него торчат то ли как у Эйнштейна, то ли как у клоуна Славы Полунина.

Отсылки к Полунину, открывшему жанр лирической клоунады, в спектакле, кстати, тоже есть. Один из персонажей цирковой труппы буквально цитирует первую сцену «Снежного шоу». Клоун Генрих (Виктор Бугаков) выходит с петлей на шее, потом вешается. И закуривает, покачиваясь на веревке. А во время акробатического номера Суок звучит музыка из «Снежного шоу» (композитор — Роман Дубинников).

Объединение драматических и цирковых артистов в одном пространстве напоминает о «Кракатуке» по мотивам «Щелкунчика». Труппа БДТ даже освоила несколько цирковых трюков, поставленных наследницей легендарной цирковой династии Александрой Польди и Алексеем Савельевым. Например, Медведь Мигель во время номера «случайно отгрызает» голову зрителя (актер Дмитрий Смирнов выглядывает из костюма и словно кладет свою же голову себе на руки, но выглядит все очень натуралистично). А руководитель балагана, безногий дядюшка Аугусто (Дмитрий Воробьев) фантастическим образом обретает ноги, услышав, сколько Первый чиновник собирается заплатить за выступление Суок на празднике.



Фото: пресс-служба БДТ

Словно со страниц книги Сорокина «День опричника» сошли чиновники, воплощающие волю разрушительной энергии Т-3 (Андрей Могучий ставил «Дисморфоманию» Сорокина). Первого чиновника играет народная артистка России Ируте Венгалите: она выходит в черном кителе, с длинной косой до пояса, черных круглых очках и сверкающей перчатке на правой руке и воплощает собой проницательного, умного и жестокого диктатора. Её свита — министр войны капитан Бонавентура (заслуженный артист России Анатолий Петров) и министр развлечений Раздватрис (народный артист России Валерий Дегтярь), а также пресс-секретарь Матильда (Варвара Павлова), — тоже злодеи, причем эти образы воплощенны комическом ключе.

Главные герои, подростки Суок, Тибул и Тутти, исследуя фантасмагорический, клоунский мир, взрослеют, как это делала Митиль в «Счастье», поэтому манера игры артистов отличается от гротеска, в котором существуют другие персонажи. Тутти играет актер Геннадий Блинов, а роли Суок и Тибула делятся между драматическими и цирковыми артистами. Рыжеволосую Суок, напоминающую о Маше в «Кракатуке», исполняют актриса Ольга Ванькова и гимнастка Софья Потапенко, роль Тибула — актер Виктор Княжев и канатоходец Максим Кагин.

Ключевая сцена второго эпизода «Железное сердце» схожа с самой сильной сценой из «Счастья» по «Синей птице» Метерлинка в Александринском театре, где Митиль умоляет Царицу Ночи вернуть ей брата — и взрослеет, столкнувшись со смертью. На сцене возникает два уровня, обозначая подземное царство. Доктор Арнери как Орфей пытается уговорить Смерть вернуть к жизни Тибула, и они вместе спорят о том, что такое «любить больше жизни». В очень смешном диалоге со Смертью, тоже разлученной с возлюбленным, возникает подлинное, настоящее чувство, которое и может вытащить героев из царства мертвых. Такое возможно только в сказке, но это чувство необходимо и в реальной жизни, которая бывает страшнее любой выдумки.

Что будет с героями дальше, мы сможем узнать в третьем эпизоде, премьера которого запланирована на конец 2018 года.

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»