«Манеж» захватила «молодая шпана»
Говорят, чтобы получить признание, «в России надо жить долго». Но студенты-художники из России и Японии смогли заявить о себе вне очереди — на выставке «Преодоление». «Фонтанка» рассмотрела экспозицию в деталях.
Русско-японская выставка разделила «Манеж»: японцы — на первом этаже, россияне и примкнувший к ним китаец (обучается в Петербурге) — на втором. На вернисаже объявили, что в экспозиции представлены работы 111 студентов и выпускников петербургской Академии художеств (ее ректор Семен Михайловский — куратор выставки), японских Musashino Art University и Tama Art University.
Но помимо географического деления, есть и тематическое. Взгляды жителей Востока обращены, скорее, внутрь себя и окружающих вещей — или на любование природой (на заднем дворе здания установлена ледяная скульптура с ветвями цветущего дерева). А «наши люди» рассуждают в русле мировой политики и даже философии.
Выразительницей философии Востока в «огранке» российских профессоров стала японская студентка Академии художеств Кейто Ямагути, которая была принята в петербургский вуз в 2012 году, после аварии на Фукусиме.Она за эти годы уже провела персональную выставку в России и оформила обложку альбома рэп-группы. Теперь зрители увидят серию карандашно-гуашевых работ «Анимизм»: в нем идет речь о внутренней природе вещей, их духах. Художница изобразила, как они проявляются в повседневной обстановке — вылезая из мусорного ящика, сползая по простыне на кровати, обвивая стулья и столы и, наконец, на подставке для скульптуры в мастерской.
«Анимизм» Кейто Ямагути
Фото: Алина Циопа
Фото: Алина Циопа
Работы Кейто стали «эпиграфом» к выставке — наравне с гигантскими буквами, установленными на площадке после входной зоны и составляющими слово «Преодоление». Буквы, выше человеческого роста, составлены без гвоздей по японской технологии. Ее Семен Михайловский «подглядел» у художницы Кайоко Ватанабэ.
Центром японской экспозиции стало видео Тидзуро Ямада «Мой сад» — уголок спокойствия и созерцания, столь характерного для Японии. В черном кубе кинотеатра с зашторенными дверными проемами не хочется думать о склоках окружающего мира и о сиюминутном — просто глядишь на зеленые листья, деревья, воду и створки ворот.
Работы российских художников выставили по большей части на мольбертах — это оживляло подачу и сокращало дистанцию между искусством и зрителем. Не все пошли по традиционному пути живописи и графики. Например, Егор Щаблыкин в инсталляции «Воздействие» воссоздал фрагмент перрона в метро и проследил, за какое время пассажиры поменяют среду вокруг себя: сотрут ступнями ограничительные линии, просидят скамейки и запачкают окна. Вера Трофимова в трехмерном произведении «Сначала было просто... потом все стало сложно...» показала возможности литой бумаги. А Арсений Нефедов в работе «Кто я?», апеллирующей к сюжетам распятия Христа или наказания Прометея, показал обратную сторону искусства . Композиция состоит из отдельных холстов, и входя в зал, мы её видим задник.
Затронутые сюжеты весьма умеренны, и это понятно. Всего наболевшего на академической выставке, конечно, не скажешь, особенно когда куратор — твой ректор. Однако себя оправдал жанр риторических вопросов. Студенты и выпускники «подвешивают» гигантскую золотую голову Ленина — и не понять, демонтаж памятника это или его монтаж (Владислав Золотоверхий). С ужасом смотрят на зрителей, прильнувших к телевизору в час федеральных новостей (картина Александра Тыщенко так и называется — «21.00»). И расставляют над поленьями единой «Топки жизни» молящиеся фигурки, каждая из которых — отдельная свеча (Владислав Муханов).
Выставка по будним с 10.00 до 15.00 работает бесплатно, она будет открыта до 10 марта.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30