«Манеж» захватила «молодая шпана»

Говорят, чтобы получить признание, «в России надо жить долго». Но студенты-художники из России и Японии смогли заявить о себе вне очереди — на выставке «Преодоление». «Фонтанка» рассмотрела экспозицию в деталях.
Русско-японская выставка разделила «Манеж»: японцы — на первом этаже, россияне и примкнувший к ним китаец (обучается в Петербурге) — на втором. На вернисаже объявили, что в экспозиции представлены работы 111 студентов и выпускников петербургской Академии художеств (ее ректор Семен Михайловский — куратор выставки), японских Musashino Art University и Tama Art University.
Но помимо географического деления, есть и тематическое. Взгляды жителей Востока обращены, скорее, внутрь себя и окружающих вещей — или на любование природой (на заднем дворе здания установлена ледяная скульптура с ветвями цветущего дерева). А «наши люди» рассуждают в русле мировой политики и даже философии.
Выразительницей философии Востока в «огранке» российских профессоров стала японская студентка Академии художеств Кейто Ямагути, которая была принята в петербургский вуз в 2012 году, после аварии на Фукусиме.Она за эти годы уже провела персональную выставку в России и оформила обложку альбома рэп-группы. Теперь зрители увидят серию карандашно-гуашевых работ «Анимизм»: в нем идет речь о внутренней природе вещей, их духах. Художница изобразила, как они проявляются в повседневной обстановке — вылезая из мусорного ящика, сползая по простыне на кровати, обвивая стулья и столы и, наконец, на подставке для скульптуры в мастерской.
«Анимизм» Кейто Ямагути
Фото: Алина Циопа
Фото: Алина Циопа
Работы Кейто стали «эпиграфом» к выставке — наравне с гигантскими буквами, установленными на площадке после входной зоны и составляющими слово «Преодоление». Буквы, выше человеческого роста, составлены без гвоздей по японской технологии. Ее Семен Михайловский «подглядел» у художницы Кайоко Ватанабэ.
Центром японской экспозиции стало видео Тидзуро Ямада «Мой сад» — уголок спокойствия и созерцания, столь характерного для Японии. В черном кубе кинотеатра с зашторенными дверными проемами не хочется думать о склоках окружающего мира и о сиюминутном — просто глядишь на зеленые листья, деревья, воду и створки ворот.
Работы российских художников выставили по большей части на мольбертах — это оживляло подачу и сокращало дистанцию между искусством и зрителем. Не все пошли по традиционному пути живописи и графики. Например, Егор Щаблыкин в инсталляции «Воздействие» воссоздал фрагмент перрона в метро и проследил, за какое время пассажиры поменяют среду вокруг себя: сотрут ступнями ограничительные линии, просидят скамейки и запачкают окна. Вера Трофимова в трехмерном произведении «Сначала было просто... потом все стало сложно...» показала возможности литой бумаги. А Арсений Нефедов в работе «Кто я?», апеллирующей к сюжетам распятия Христа или наказания Прометея, показал обратную сторону искусства . Композиция состоит из отдельных холстов, и входя в зал, мы её видим задник.
Затронутые сюжеты весьма умеренны, и это понятно. Всего наболевшего на академической выставке, конечно, не скажешь, особенно когда куратор — твой ректор. Однако себя оправдал жанр риторических вопросов. Студенты и выпускники «подвешивают» гигантскую золотую голову Ленина — и не понять, демонтаж памятника это или его монтаж (Владислав Золотоверхий). С ужасом смотрят на зрителей, прильнувших к телевизору в час федеральных новостей (картина Александра Тыщенко так и называется — «21.00»). И расставляют над поленьями единой «Топки жизни» молящиеся фигурки, каждая из которых — отдельная свеча (Владислав Муханов).
Выставка по будним с 10.00 до 15.00 работает бесплатно, она будет открыта до 10 марта.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м

Монтаж аттракционов над непроглядной тьмой. Каким получился роман Яхиной об Эйзенштейне
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 19 марта 2025 - Марк Эйдельштейн подписал контракт с агентством, среди клиентов которого — Анжелина Джоли и другие звезды Голливуда
- 17 марта 2025 - «Музей не место отдыха для отставников». Союз музеев России выпустил манифест
- 14 марта 2025 - По «Земле Санникова» снимут новый фильм, сериал, сиквел и приквел
- 14 марта 2025 - Под Петербургом снимают сериал с Лизой Боярской «Тоннель» про финскую мафию
- 13 марта 2025 - Умерла композитор София Губайдулина
Статьи
-
18 марта 2025, 18:02Как отвлечь ребенка от гаджетов и провести с ним свободное время вне дома, интересно и с пользой? С ответом на помощь приходят культурные площадки, которые в каникулы готовы подхватить и малышей, и подростков, погрузив их в свои миры. «Фонтанка» собрала для вас лучшие фестивали и события, на которых каждый найдет что-нибудь по душе.
-
17 марта 2025, 11:2916 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?