«Манеж» захватила «молодая шпана»

Говорят, чтобы получить признание, «в России надо жить долго». Но студенты-художники из России и Японии смогли заявить о себе вне очереди — на выставке «Преодоление». «Фонтанка» рассмотрела экспозицию в деталях.
Русско-японская выставка разделила «Манеж»: японцы — на первом этаже, россияне и примкнувший к ним китаец (обучается в Петербурге) — на втором. На вернисаже объявили, что в экспозиции представлены работы 111 студентов и выпускников петербургской Академии художеств (ее ректор Семен Михайловский — куратор выставки), японских Musashino Art University и Tama Art University.
Но помимо географического деления, есть и тематическое. Взгляды жителей Востока обращены, скорее, внутрь себя и окружающих вещей — или на любование природой (на заднем дворе здания установлена ледяная скульптура с ветвями цветущего дерева). А «наши люди» рассуждают в русле мировой политики и даже философии.
Выразительницей философии Востока в «огранке» российских профессоров стала японская студентка Академии художеств Кейто Ямагути, которая была принята в петербургский вуз в 2012 году, после аварии на Фукусиме.Она за эти годы уже провела персональную выставку в России и оформила обложку альбома рэп-группы. Теперь зрители увидят серию карандашно-гуашевых работ «Анимизм»: в нем идет речь о внутренней природе вещей, их духах. Художница изобразила, как они проявляются в повседневной обстановке — вылезая из мусорного ящика, сползая по простыне на кровати, обвивая стулья и столы и, наконец, на подставке для скульптуры в мастерской.
«Анимизм» Кейто Ямагути
Фото: Алина Циопа
Фото: Алина Циопа
Работы Кейто стали «эпиграфом» к выставке — наравне с гигантскими буквами, установленными на площадке после входной зоны и составляющими слово «Преодоление». Буквы, выше человеческого роста, составлены без гвоздей по японской технологии. Ее Семен Михайловский «подглядел» у художницы Кайоко Ватанабэ.
Центром японской экспозиции стало видео Тидзуро Ямада «Мой сад» — уголок спокойствия и созерцания, столь характерного для Японии. В черном кубе кинотеатра с зашторенными дверными проемами не хочется думать о склоках окружающего мира и о сиюминутном — просто глядишь на зеленые листья, деревья, воду и створки ворот.
Работы российских художников выставили по большей части на мольбертах — это оживляло подачу и сокращало дистанцию между искусством и зрителем. Не все пошли по традиционному пути живописи и графики. Например, Егор Щаблыкин в инсталляции «Воздействие» воссоздал фрагмент перрона в метро и проследил, за какое время пассажиры поменяют среду вокруг себя: сотрут ступнями ограничительные линии, просидят скамейки и запачкают окна. Вера Трофимова в трехмерном произведении «Сначала было просто... потом все стало сложно...» показала возможности литой бумаги. А Арсений Нефедов в работе «Кто я?», апеллирующей к сюжетам распятия Христа или наказания Прометея, показал обратную сторону искусства . Композиция состоит из отдельных холстов, и входя в зал, мы её видим задник.
Затронутые сюжеты весьма умеренны, и это понятно. Всего наболевшего на академической выставке, конечно, не скажешь, особенно когда куратор — твой ректор. Однако себя оправдал жанр риторических вопросов. Студенты и выпускники «подвешивают» гигантскую золотую голову Ленина — и не понять, демонтаж памятника это или его монтаж (Владислав Золотоверхий). С ужасом смотрят на зрителей, прильнувших к телевизору в час федеральных новостей (картина Александра Тыщенко так и называется — «21.00»). И расставляют над поленьями единой «Топки жизни» молящиеся фигурки, каждая из которых — отдельная свеча (Владислав Муханов).
Выставка по будним с 10.00 до 15.00 работает бесплатно, она будет открыта до 10 марта.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Дали, Уорхол и другие: что смотреть на выставках в Петербурге в 2018-м

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36