‘ото: предоставлено театром

—тавлю на свои: новые молодые театры ѕетербурга

21 но€бр€ 2017, 11:48
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«а последние пару-тройку лет в ѕетербурге по€вилось дес€ть новых независимых театров и площадок. «‘онтанка» решила провести их ревизию и объ€снить, наконец, читател€м, что такое театр «на вынос» и «Ќевидимый театр», что показывают на площадке «÷ехъ», каковы масштабы ћалого кукольного и Ќового »мператорского. »ными словами, представить 10 команд, которые без регул€рной господдержки делают свой театр.

«Ётюд-“еатр» / «ѕлощадка 51»
јдрес: Ѕольша€  онюшенна€, 9
ќ театре. ¬ прошлом сезоне «Ётюд-“еатр» пережил тотальный апгрейд. ¬ыпускники ¬ениамина ‘ильштинского, кочевавшие 5 лет по разным сценам, получили площадку в центре, на разовую субсидию комитета по культуре переделали ее в театр и полностью обновили репертуар. ¬ «—езоне премьер» к команде присоединились молодые «фильшты»-режиссеры. ѕосле майской лаборатории јндрей √ончаров выпустил спектакль «ћорфий», Ќиколай –усский – «—нег любви», а ѕетр „ижов – спектакль по бестселлеру «Ќаивно.—упер» Ёрланда Ћу .   этому прибавим еще 5 премьер, в том числе, первый семейный спектакль – «„иполлино» јлексе€ «абегина. ѕравда, вторую половину сезона «этюдовцам» из-за конфликта арендаторов и субарендаторов (типична€ истори€) кластера «÷јрхитектор» снова пришлось кочевать. ѕлощадку вернули лишь к новому театральному году. ∆изненна€ сила этой команды в том, что она умудрилась перипетии превратить в творческий материал. ќсенью «абегин и јнтипов открыли сезон спектаклем-ретроспективой жизни театра «Ѕархатный андеграунд». ј в окт€бре режиссер ≈вгени€ Ѕогинска€ поставила спектакль «ƒвойник/–адиопьеса» – музыкальное размышление о современном театре. —ейчас «Ётюдом» управл€ет смешанный худсовет, а в команде работают 7 непохожих друг на друга режиссеров.



‘ото: предоставлено театром

 

≈вгени€ Ѕогинска€, режиссер: « аким образом сегодн€ театру удаетс€ существовать при нулевом, даже минусовом бюджете, мы ответить не можем.  ак заметил недавно ¬ениамин ћихайлович ‘ильштинский: ««Ётюд-“еатр» оказалс€ необычайно живучим существом». ћы не тер€ем надежды и наглости продолжать жить! »з афиши видно, что единой репертуарной политики у театра нет. », кажетс€, быть не может. ‘ильштинский воспитывает своих учеников жуткими эгоистами в творческом смысле.  аждый – полноценна€ творческа€ единица со своей точкой зрени€ на мир, своим пониманием театра и театральным €зыком. ѕоэтому в «Ётюд-“еатре» не может быть главного режиссера. ќбъедин€ет нас одно – желание делать живой театр. ќн диктует особый способ существовани€ артистов: живой дл€ нас = импровизационный. “о есть, у каждого режиссера и актера есть сво€ импровизационна€ техника, свой подход к созданию спектаклей. » у них есть сво€ аудитори€ – посто€нные зрители, критики, студенты. ѕока получаетс€ такой «междусобойчик». Ёто неплохо! “ака€ система отношений со своими зрител€ми – возможность диалога, обратной св€зи, что позвол€ет нам творчески расти. Ёто не онанизм, а «творческие дрожжи». ѕродолжаем «бродить»!»

“еатр «÷ехъ»
јдрес:  онюшенна€ площадь, 2
ќ театре. „тобы попасть в «÷ехъ», надо свернуть в подворотню с соответствующим указателем, пересечь просторный заброшенный двор с огромным количеством вывесок слева направо, а дальше миновать много лестниц и коридоров, следу€ указател€м — так что, если вы идете в «÷ехъ» впервые, сам путь воспринимаетс€, как один из многочисленных квестов, чь€ реклама развешена на стенах в кластере. —ам театр, который живет четвертый сезон, создали выпускники мастерской јнатоли€ ѕраудина. »х первый спектакль здесь – «‘утуризм«рим» в постановке профессора, педагога по сценической речи ёри€ ¬асильева – можно назвать манифестом, что вполне в духе русского авангарда, которым увлечены в театре. —тав€т здесь ћа€ковского, јхматову, “эффи, јверченко. ¬ этом сезоне по€вилс€ «Ќос» √огол€, поставленный режиссером ¬иктором Ѕугаковым. „то до стил€ постановок, здешние молодые режиссеры предпочитают гротеск и эксцентрику.  ажетс€, что среди молодых театров у этого – сама€ цельна€ и основательна€ художественна€ программа. ¬ последние два сезона «÷ехъ» наращивает детский репертуар. јлександра ћамкаева, например, поставила перформанс-фантазию дл€ малышей (3+) «ћуха-цокотуха» и жизнерадостный «Ўароверть» (5+). Ќа площадке «÷еха» играют и другие театры: можно, например, увидеть спектакли “еатра ненормативной пластики, Ћаборатории ¬адима ћаксимова.



‘ото: предоставлено театром

 

ћихаил  аргапольцев, руководитель театра: «„етвертый сезон не похож на другие. √раницы поисков расшир€ютс€. —мешение классической художественности и современного перформативного театра вкупе с острым переживанием важных дл€ режиссеров тем дает новый виток развити€. ѕремьеры уже состо€вшиес€ – «јнна ‘ранк», «Ћюбовь к трем апельсинам», «Ќевозможное целое», «Ќос», манифест «ћа€к. ќткатна€ волна» – и будущие – «—индром ѕитера ѕэна», «Ѕаба Ўанель» – представл€ют новое лицо театра. Ѕольшое количество гостевых спектаклей – свидетельство формировани€ интересного творческого круга р€дом с театром. » необходимости в дополнительном доходе. ќщущение изол€ции, конечно, присутствует. Ќо плохо ли оно? ћы, конечно, хотим видеть и критиков, и жюри различных премий, чтобы они оценивали, писали и мы могли с ними говорить, задавать важные вопросы. ƒа, нужно вырыватьс€ самим, но трудитьс€ в изол€ции тоже необходимо.  аждый мес€ц проходит около 10-12 наших спектаклей. —огласитесь, дл€ частного театра это неплохо. ≈ще театр сотрудничает с организаци€ми, работающими с трудными подростками, детьми-инвалидами. —в€зь с внешним миром есть, только она не пестрит».

—оциально-художественный театр (—’“)
јдреса: своей площадки нет, играют в помещени€х  омната 91 («Ѕалтийский дом»), «ѕлощадка 51» (Ѕ. онюшенна€, 9), ÷ифербург (наб.р.‘онтанки, 20)
ќ театре. ƒве части названи€ театра, возникшего год назад из курса “еатрального института, формируют его главную идею: современный театр может не только ставить острые общественные вопросы, но и помогать конкретным люд€м. ¬ыпускники курса Ћарисы √рачевой в первом своем социальном проекте «ѕьесы жизни» работали с людьми, преодолевшими наркозависимость. —оздали спектакль-акцию, где вместе с ними со сцены рассказывают историю борьбы с недугом.  роме того, деньги от продажи билетов театр перечисл€ет ‘онду  онстантина ’абенского. ќсновна€ часть репертуара —’“ — а в его афише дес€ток спектаклей и еще три премьеры готов€тс€ — спектакли по прозе и пьесам с острой социальной составл€ющей: «‘антомные боли», «ѕойдем, нас ждет машина», ««аводной апельсин». Ќо есть работы и чисто художественного толка. Ќапример, совместный с √ородским театром атмосферный спектакль-квартирник «∆ители разных планет» режиссера Ќатальи Ћапиной, в котором звучат стихи и проза ¬олодина, јхмадулиной, ÷ветаевой, музыка и песни Ќикитиных, √радского,  има, ¬избора, ќкуджавы и многих других.



‘ото: предоставлено театром

 

Ћариса √рачева, художественный руководитель: «“еатр формы и эстетического умиротворени€ не способен принимать участие в проблемах жизни. ќн либо развлекает, либо наслаждает, гораздо реже – потр€сает художественным содержанием с большой буквы. —’“ намерен решать социальные проблемы художественным образом. Ќе агитацией, а помощью конкретным люд€м. ¬ первом проекте – зависимым, во втором – дет€м, в следующем – беспомощным старикам, надеюсь. √лавна€, на мой взгл€д, неразрешима€ трудность – отсутствие помещени€ дл€ репетиций. «Ѕалтийский дом» дает нам возможность играть спектакли у них, но репетировать и хранить там декорации мы не можем. јренда же – непосильна. Ќовые спектакли репетируютс€ «на коленке». Ѕоюсь, что это может сказатьс€ на качестве. Ќо мы хотим создать собственный культурный контекст. Ѕыло предложение от богатого человека вступить в некую театральную коммуну. ¬роде похвальное намерение – объединить устремлени€ нескольких молодых театров. ¬олновалась, когда знакомила реб€т с этим прекрасным человеком. ќни не согласились. ќни не хот€т интегрироватьс€. »м есть, что сказать».

√ородской театр
јдреса: ƒом  н€гини ёсуповой (Ћитейный пр, 42),  онюшенный флигель ёсуповского дворца, «÷ифербург» (наб.р.‘онтанки, 20)
ќ театре. Ћетом 2016 года выпускники актерского курса —ерге€ „еркасского трубили во все трубы – театр ищет дом. «апустили сетевой флешмоб, использовали краудфандинговую платформу, представл€ли проект театра на форуме «–осмолодежи». ¬ыстрелило: сцену в ƒоме  н€гини ёсуповой предложила общественна€ организаци€ «ќбщество ««нание»», собрали деньги, чтобы восстановить учебные спектакли. јктеры сами пригласили своего педагога – режиссера Ќаталию Ћапину возглавить театр. » с первой же постановкой, «—верчок за очагом» по ƒиккенсу, попали в топ спектаклей профессиональной критики. ј дальше – в номинанты ««олотого —офита», лонг-лист ««олотой маски». ѕервый сезон посв€тили «саморефлексии»: разбирались с мечтами собственными и родительскими в спектакле «∆«Ћ» на основе реальных воспоминаний близких, а затем и с профессиональным происхождением. ¬ “еатральном музее сыграли документальный спектакль о мэтрах – «¬ахтангов_„ехов.docx». √ородскому театру вообще близок дух ѕервой студии. ¬оспитанные на классическом репертуаре, они решили делать свой театр, хот€ остаютс€ верными психологической школе.



‘ото: предоставлено театром

Ќатали€ Ћапина, главный режиссер: «ћы открыли театр не потому что хотели сказать «новое слово», а скорее, чтобы у молодых артистов была возможность, не расстава€сь, остатьс€ в профессии. √ородской театр в принципе ставит перед собой задачу быть точкой прит€жени€ молодых творческих сил ѕетербурга. Ћетом мы провели первую √ородскую режиссерскую лабораторию, а в но€бре выпускаем премьеру, выросшую из этой лаборатории – спектакль «Ћевша» с приглашенным режиссером Ѕ“  и Karlsson Haus Ќаташей —лащевой. ѕланируем сделать этот проект ежегодным. Ќам симпатичны перформативные практики, иммерсивный театр, но сейчас мы создаем основной репертуар, а потому стараемс€ ставить хорошие, искренние спектакли, которые способны привлечь публику не экспериментом, а подлинностью высказывани€».

Ќовый »мператорский театр
јдрес: дворец «ќлимпи€» (Ћитейный пр., 14), универмаг Au Pont Rouge
ќ театре. Ќовый императорский театр делают 8 артистов – выпускников курса јрвида «еланда, главный режиссер – ќлег ≈ремин, ставивший в јлександринке и театре Ћенсовета, и художник – —ергей  ретенчук. –епертуарный принцип – долой затертые названи€. “еатр вырос из студенческой работы над новой немецкой драматургией – спектакль «’олодное дит€» стал первой постановкой на русском этой пьесы ћариуса фон ћайенбурга.  роме него в репертуаре: «¬ќЌ» по текстам ’армса, «“ро€нки», «Ћюбовь и деньги» (последний играетс€ в модном универмаге). Ќа два из четырех спектаклей деньги собирали посредством краудфандинга. ќ запуске театра объ€вили в прошлом году, когда «императоры» нашли дворец: «ќлимпи€» в последнее врем€ стала развивать event-направление. ѕублике на спектакл€х непросто: ≈ремин пытаетс€ выбить зал из состо€ни€ комфорта.



‘ото: предоставлено театром

ќлег ≈ремин, главный режиссер: «Ќадоели посто€нные поглаживани€ зрител€ по голове. ’очетс€ немного его встр€хнуть. ћы часто строим спектакли так, что артисты нагло рассматривают публику, что с ней происходит. » это не прием, а способ существовани€. ћы через провокацию вызываем зрител€ на диалог: вы должны знать, что мы-артисты видим вас. Ќо € не против сцены-коробки и четвертой стены. — ними работаем в «“ро€нках», например. ƒл€ большей части труппы наш театр – основное место творческого существовани€. Ќекоторых звали в государственные, но они отказались. Ѕольшой театр – мучительный организм, который давно забыл о смысле театра-дома. “ворческие люди сегодн€ не представл€ют интереса. ≈сли ты выгоден в рыночном смысле, то театр под теб€ подстроитс€. ј независимые проекты либо сдыхают, либо превращаютс€ в государственные. Ёто иллюзи€, что самосто€тельные театры могут выжить. Ќо в то же врем€ дл€ нас свой театр – единственный способ ответа на происход€щий в мире абсурд. » мы пытаемс€ делать выразительные художественные произведени€ искусства».

ћалый театр кукол
јдрес: ћузей ƒостоевского, “еатр Karlsson Ќaus, “еатр «“ри„етыре» (2-ћичуринский пр., 34)
ќ театре. ћ“  тоже родилс€ в студенческой аудитории на ћоховой: дес€ток артистов-кукольников разных курсов объединил молодой режиссер „акчи ‘орсноккерс (творческий псевдоним ƒмитри€ ѕетрова). —пектакли репетировали ночами параллельно парам. ќтсюда, видимо, желание смешать и испробовать максимум форм и театральных €зыков: от элементов €понского Ќо до клоунады и игры с масками. ¬ афише ћ“ , который объ€вил себ€ самосто€тельным театром год назад, соседствуют классики Ўекспир и —ервантес, абсурдисты »онеско и јнуй, в детской афише – алеутские сказки и восточные мифы. —пектакли работают не просто в открытом приеме — актерска€ работа становитс€ ключевой. Ќапример, «Ћир» здесь превращаетс€ в монодраму Ўута, которого играет главный лицедей театра —танислав ƒЄмин-Ћевийман. ѕока ћ“  – кочующий театр.  амерные постановки легко перенос€тс€ на сцены разных площадок.



‘ото: предоставлено театром

„акчи ‘орсноккерс, художественный руководитель: «ћ“  сегодн€ – это театр-лаборатори€ шести режиссеров, каждый из которых по своему осмысл€ет эстетику театра кукол. ≈сть одна обща€ задача: пон€ть, какую смысловую роль сегодн€ возможно предложить кукле. ≈сть один подход: театр не €вл€етс€ зеркалом жизни и даже не всегда становитс€ ее увеличительным стеклом, театр работает с условностью, метафорой и образом».

“еатр. Ќа вынос
јдрес: улицы ѕетербурга
ќ театре. Ётому театру не нужны сцена и зрительный зал. —пектакли рождаютс€ в пространстве города, истории рассказывают сами жители. ¬есной 2017 года молодой режиссер јлексей ≈ршов создал 7 акций, на стыке документального театра и стрит-арта. ≈ршов утром выходил на улицу, подходил к случайным прохожим и предлагал вечером сыграть спектакль — пока кто-то из них ни соглашалс€. «рители узнавали о спектакле и месте сбора из соцсетей. ѕервый спектакль стал музыкальным путешествием от Ќевского до  упчино с уличными артистами. «рители другого отправились в  атькин садик и стали свидетел€ми реальной игры в шашки, так как согласившийс€ оказалс€ шашечником. ѕублика третьего очутилась в библиотеке в слушала текст спектакл€ в наушниках, чтобы не выдать себ€ сотрудникам, которые так и не узнали, что у них прошел спектакль. Ѕольше всего повезло зрител€м того спектакл€, который разыграл перед ними повар дорогого ресторана, привед€ их к себе домой и накормив роскошным обедом, приготовленном на их глазах.  роме ѕетербурга, ≈ршов практиковал свой «“еатр. Ќа вынос» в Ѕерлине и —ергиевом ѕосаде, в планах – спектакли в “уле и  остроме. —ейчас вместе с режиссером ћаксимом  арнауховым (участником проекта «Ќеприкасаемые») и продюсером-перформером ƒаниилом ¬ачегиным ≈ршов работает над материалом дл€ новой интервенции – «Abuse opera»: в основу либретто положат реальные истории людей, столкнувшихс€ с насилием.



‘ото: предоставлено театром

јлексей ≈ршов, режиссер: «Ќам близка философи€ стрит-арта, когда мы и зрители становимс€ «захватчиками». ѕоэтому мы не продаем билеты. Ѕилет – это зона комфорта. “ы приобрел услугу и чувствуешь себ€ покупателем. ј дл€ нас зритель – участник. Ќам не нужно ни с кем договариватьс€. ѕо сути, никто ничего не может нам запретить. ѕочти. ћогут, конечно, городские власти вмешатьс€. Ќо форма спектакл€ и это примет».
ћаксим  арнаухов, режиссер: «ƒл€ нас важны три пон€ти€. ѕервое – «самоорганизованность». ѕроекты существуют на средства, которые мы сами выдел€ем. ¬торое – «самопровозглашенность». Ћюбой объект современного искусства обладает тем жанром, которым себ€ называет. ∆анр – уже часть художественной ткани. » третье – контркультурность. «“еатр. Ќа вынос» стал бы менее интересен без соседства с привычным театром. ќн – как вопрос: а почему бы и этой форме не быть театром? Ёто очень актуально сегодн€. ћы на жесткость провер€ем рамки, которые выставила культура».

Ќевидимый театр
јдреса: —цена Karlsson Haus на ‘урштатской, 30, Social Club (–убинштейна, 40/11)
ќ театре. —оздатель независимого объединени€ артистов – режиссер —емен —ерзин, два года руководивший «Ётюд-“еатром». ¬ четырех спектакл€х, которые сейчас составл€ют репертуар Ќевидимого театра, можно увидеть Ќикола€  ругл€нта, јлену јртемову, јрсени€ —еменова из «ћастерской», артистов «Ётюда» – јнну ƒонченко и јндре€ ¬ергелиса, присоединились к «невидимой труппе» актеры Ѕ“  – ≈катерина Ћожкина-Ѕелевич и »ван —олнцев. ƒва спектакл€ —ерзина перекочевали из «Ётюда»: «ƒемоны» по пьесе Ќатальи ¬орожбит и премьера прошлого года – «Ћюбовь людей» по тексту ƒмитри€ Ѕогославского. Ќа площадке Social Club играют два ностальгических квартирника по записным книжкам ¬олодина и ƒовлатова. ¬ декабре состоитс€ премьера «—аша, вынеси мусор» по еще одной пьесе ¬орожбит: репетирует спектакль јлесандра ƒжунтини.



‘ото: предоставлено театром

—емен —ерзин, режиссер: «“еатр «невидимый» потому, что возникает в разных местах: играем квартирники в баре, даже на улицах устраивали акции. ” театра, по сути, нет ничего, кроме самих спектаклей. »де€ в том, чтобы у каждой постановки был дом – место, где она создаетс€, хранитс€, играетс€. —ейчас мы плотно работаем с Karlssona Haus – с по€влением новой площадки они захотели расширить взрослый репертуар. ј у нас по€вилась возможность репетировать и ставить. ¬ декабре сыграем на ‘урштатской премьеру. ¬ ѕетербурге у молодых артистов и режиссеров серьезна€ проблема с трудоустройством. ј собственный проект – возможность создавать спектакли еще и без рамок и ограничений. ћы рассчитываем только на себ€. ќсенью получили небольшой грант на постановку – постараемс€ на эти деньги сделать не оду, а две-три».

“еатральна€ площадка «–≈Z»ƒ≈Ќ÷»я»
јдрес:  онюшенна€ площадь, 2¬
ќ театре. «ал в центре города хореографы и режиссеры Ќаташа Ѕеспалова и —ергей ћедведев вз€ли в аренду и перестроили. ќборудовали «серый кабинет» дл€ выступлений, рассчитанный на 100 зрителей, холл и административную рубку. ” театра есть собственна€ профессиональна€ труппа — в ее репертуаре: «„ума» по мотивам романа јльберта  амю, кафкианское «ѕревращение», Don’t и «ѕроводник».  роме того, в театре занимаетс€ стажерска€ группа. ¬ декабре ученики покажут собственный перформанс. Ћучшие, возможно, войдут в команду театра. “еатр живет за счет того, что сдает площадку в аренду. ћ“  сыграл здесь премьеру первого пластического спектакл€ в своей репертуаре – «Ћетают» јлександра Ћ€люшкина. Ќедавно коллабораци€ танцовщиков под руководством ƒениса ƒер€бина показала премьеру «Ћабиринт» по мифам ћинойской цивилизации.



‘ото: предоставлено театром

Ќаташа Ѕеспалова, художественный руководитель: «ћы не ремесленный театр. ” нас нет глобального репертуара, нескольких составов актеров. ‘ормат свободнее.  роме спектаклей, проводим мастер-классы, перформансы вместе с художниками, будут выставки. Ёто, наверное, меньше пон€тно публике, котора€ привыкла к большим театрам. Ќо мы не пытались создать театр по стандарту. ѕри этом, с самого начала мы избежали привычного дл€ независимых коллективов формата, когда танцовщики сами скидываютс€ на аренду, бесплатно играют, чтобы просто реализовать потенциал. –ешили, раз создаем театр – должны его содержать. јртисты не плат€т за классы, костюмы. ѕолучают гонорар, оплату гастролей. Ќаша задача, кроме создани€ спектаклей – предложить пространство в центре города, не сто€щее огромных денег, которых у независимых художников нет».

“еатральна€ гостина€ VINCI
јдрес: Ѕольша€ ѕушкарска€, 29
ќ площадке. „етыре года назад VINCI придумали как арт-пространство и актерскую школу. ѕозднее гостина€ на 75 мест стала прокатной площадкой. ќсновна€ часть афиши сегодн€ – выпускные работы студентов актерских курсов, которые ведут ёрий ¬асильев, √еннадий “рост€нецкий, јлесандра ƒжунтини, ћаксим ‘омина и другие. — нынешнего года VINCI еще и продюсерский центр. ¬ гостиной проход€т репетиции независимых театров, например, “еатра ненормативной пластики –омана  огановича.  оманда VINCI, они же – создатели самого попул€рного просветительского паблика о театре «¬контакте», – придумали «ћастерскую —овременного “еатра». ѕроект собирает кучу «театральных модулей». ќт читок с трансл€цией в сети на 5-6 тыс€ч человек и образовательной программы до создани€ эскизов спектаклей с труппами городских театров. √лобальна€ задача – создать пространство дл€ коллаборации художников. “олько объединившись в «социальную сеть», считают в VINCI, возможно создать интересный и конкурентоспособный театр.



‘ото: предоставлено театром

јлексей  озлов, директор гостиной VINCI: «ћы создаем театральный проект, который включает спектр театральных форматов. «адача – обрасти как можно большим количеством инструментов, чтобы делать качественный театр. Ёто и гостина€, и курсы, и —ћ», и «ћастерска€». ƒальше – больше. ћы хотим проработать билетную систему, систему по обмену площадками между театрами – работать над технологической составл€ющей, которой не хватает театрам. “о есть мы не занимаемс€ поиском по наитию, а ищем технологии развити€ театра. ¬едь он живет по определенным законам, как люба€ организаци€. —оздание своего проекта, своей площадки – это не протест против существующего театра, а попытка вз€ть на себ€ ответственность за то, что происходит».

јнна √орбунова, «‘онтанка.ру»

 

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>