Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/5652

21 ноября 2017, 11:48

Категория: спектакли

Ставлю на свои: новые молодые театры Петербурга


Фото: предоставлено театром

За последние пару-тройку лет в Петербурге появилось десять новых независимых театров и площадок. «Фонтанка» решила провести их ревизию и объяснить, наконец, читателям, что такое театр «на вынос» и «Невидимый театр», что показывают на площадке «Цехъ», каковы масштабы Малого кукольного и Нового Императорского. Иными словами, представить 10 команд, которые без регулярной господдержки делают свой театр.

«Этюд-Театр» / «Площадка 51»
Адрес: Большая Конюшенная, 9
О театре. В прошлом сезоне «Этюд-Театр» пережил тотальный апгрейд. Выпускники Вениамина Фильштинского, кочевавшие 5 лет по разным сценам, получили площадку в центре, на разовую субсидию комитета по культуре переделали ее в театр и полностью обновили репертуар. В «Сезоне премьер» к команде присоединились молодые «фильшты»-режиссеры. После майской лаборатории Андрей Гончаров выпустил спектакль «Морфий», Николай Русский – «Снег любви», а Петр Чижов – спектакль по бестселлеру «Наивно.Супер» Эрланда Лу . К этому прибавим еще 5 премьер, в том числе, первый семейный спектакль – «Чиполлино» Алексея Забегина. Правда, вторую половину сезона «этюдовцам» из-за конфликта арендаторов и субарендаторов (типичная история) кластера «ЦАрхитектор» снова пришлось кочевать. Площадку вернули лишь к новому театральному году. Жизненная сила этой команды в том, что она умудрилась перипетии превратить в творческий материал. Осенью Забегин и Антипов открыли сезон спектаклем-ретроспективой жизни театра «Бархатный андеграунд». А в октябре режиссер Евгения Богинская поставила спектакль «Двойник/Радиопьеса» – музыкальное размышление о современном театре. Сейчас «Этюдом» управляет смешанный худсовет, а в команде работают 7 непохожих друг на друга режиссеров.



Фото: предоставлено театром

 

Евгения Богинская, режиссер: «Каким образом сегодня театру удается существовать при нулевом, даже минусовом бюджете, мы ответить не можем. Как заметил недавно Вениамин Михайлович Фильштинский: ««Этюд-Театр» оказался необычайно живучим существом». Мы не теряем надежды и наглости продолжать жить! Из афиши видно, что единой репертуарной политики у театра нет. И, кажется, быть не может. Фильштинский воспитывает своих учеников жуткими эгоистами в творческом смысле. Каждый – полноценная творческая единица со своей точкой зрения на мир, своим пониманием театра и театральным языком. Поэтому в «Этюд-Театре» не может быть главного режиссера. Объединяет нас одно – желание делать живой театр. Он диктует особый способ существования артистов: живой для нас = импровизационный. То есть, у каждого режиссера и актера есть своя импровизационная техника, свой подход к созданию спектаклей. И у них есть своя аудитория – постоянные зрители, критики, студенты. Пока получается такой «междусобойчик». Это неплохо! Такая система отношений со своими зрителями – возможность диалога, обратной связи, что позволяет нам творчески расти. Это не онанизм, а «творческие дрожжи». Продолжаем «бродить»!»

Театр «Цехъ»
Адрес: Конюшенная площадь, 2
О театре. Чтобы попасть в «Цехъ», надо свернуть в подворотню с соответствующим указателем, пересечь просторный заброшенный двор с огромным количеством вывесок слева направо, а дальше миновать много лестниц и коридоров, следуя указателям — так что, если вы идете в «Цехъ» впервые, сам путь воспринимается, как один из многочисленных квестов, чья реклама развешена на стенах в кластере. Сам театр, который живет четвертый сезон, создали выпускники мастерской Анатолия Праудина. Их первый спектакль здесь – «ФутуризмЗрим» в постановке профессора, педагога по сценической речи Юрия Васильева – можно назвать манифестом, что вполне в духе русского авангарда, которым увлечены в театре. Ставят здесь Маяковского, Ахматову, Тэффи, Аверченко. В этом сезоне появился «Нос» Гоголя, поставленный режиссером Виктором Бугаковым. Что до стиля постановок, здешние молодые режиссеры предпочитают гротеск и эксцентрику. Кажется, что среди молодых театров у этого – самая цельная и основательная художественная программа. В последние два сезона «Цехъ» наращивает детский репертуар. Александра Мамкаева, например, поставила перформанс-фантазию для малышей (3+) «Муха-цокотуха» и жизнерадостный «Шароверть» (5+). На площадке «Цеха» играют и другие театры: можно, например, увидеть спектакли Театра ненормативной пластики, Лаборатории Вадима Максимова.



Фото: предоставлено театром

 

Михаил Каргапольцев, руководитель театра: «Четвертый сезон не похож на другие. Границы поисков расширяются. Смешение классической художественности и современного перформативного театра вкупе с острым переживанием важных для режиссеров тем дает новый виток развития. Премьеры уже состоявшиеся – «Анна Франк», «Любовь к трем апельсинам», «Невозможное целое», «Нос», манифест «Маяк. Откатная волна» – и будущие – «Синдром Питера Пэна», «Баба Шанель» – представляют новое лицо театра. Большое количество гостевых спектаклей – свидетельство формирования интересного творческого круга рядом с театром. И необходимости в дополнительном доходе. Ощущение изоляции, конечно, присутствует. Но плохо ли оно? Мы, конечно, хотим видеть и критиков, и жюри различных премий, чтобы они оценивали, писали и мы могли с ними говорить, задавать важные вопросы. Да, нужно вырываться самим, но трудиться в изоляции тоже необходимо. Каждый месяц проходит около 10-12 наших спектаклей. Согласитесь, для частного театра это неплохо. Еще театр сотрудничает с организациями, работающими с трудными подростками, детьми-инвалидами. Связь с внешним миром есть, только она не пестрит».

Социально-художественный театр (СХТ)
Адреса: своей площадки нет, играют в помещениях Комната 91 («Балтийский дом»), «Площадка 51» (Б.Конюшенная, 9), Цифербург (наб.р.Фонтанки, 20)
О театре. Две части названия театра, возникшего год назад из курса Театрального института, формируют его главную идею: современный театр может не только ставить острые общественные вопросы, но и помогать конкретным людям. Выпускники курса Ларисы Грачевой в первом своем социальном проекте «Пьесы жизни» работали с людьми, преодолевшими наркозависимость. Создали спектакль-акцию, где вместе с ними со сцены рассказывают историю борьбы с недугом. Кроме того, деньги от продажи билетов театр перечисляет Фонду Константина Хабенского. Основная часть репертуара СХТ — а в его афише десяток спектаклей и еще три премьеры готовятся — спектакли по прозе и пьесам с острой социальной составляющей: «Фантомные боли», «Пойдем, нас ждет машина», «Заводной апельсин». Но есть работы и чисто художественного толка. Например, совместный с Городским театром атмосферный спектакль-квартирник «Жители разных планет» режиссера Натальи Лапиной, в котором звучат стихи и проза Володина, Ахмадулиной, Цветаевой, музыка и песни Никитиных, Градского, Кима, Визбора, Окуджавы и многих других.



Фото: предоставлено театром

 

Лариса Грачева, художественный руководитель: «Театр формы и эстетического умиротворения не способен принимать участие в проблемах жизни. Он либо развлекает, либо наслаждает, гораздо реже – потрясает художественным содержанием с большой буквы. СХТ намерен решать социальные проблемы художественным образом. Не агитацией, а помощью конкретным людям. В первом проекте – зависимым, во втором – детям, в следующем – беспомощным старикам, надеюсь. Главная, на мой взгляд, неразрешимая трудность – отсутствие помещения для репетиций. «Балтийский дом» дает нам возможность играть спектакли у них, но репетировать и хранить там декорации мы не можем. Аренда же – непосильна. Новые спектакли репетируются «на коленке». Боюсь, что это может сказаться на качестве. Но мы хотим создать собственный культурный контекст. Было предложение от богатого человека вступить в некую театральную коммуну. Вроде похвальное намерение – объединить устремления нескольких молодых театров. Волновалась, когда знакомила ребят с этим прекрасным человеком. Они не согласились. Они не хотят интегрироваться. Им есть, что сказать».

Городской театр
Адреса: Дом Княгини Юсуповой (Литейный пр, 42), Конюшенный флигель Юсуповского дворца, «Цифербург» (наб.р.Фонтанки, 20)
О театре. Летом 2016 года выпускники актерского курса Сергея Черкасского трубили во все трубы – театр ищет дом. Запустили сетевой флешмоб, использовали краудфандинговую платформу, представляли проект театра на форуме «Росмолодежи». Выстрелило: сцену в Доме Княгини Юсуповой предложила общественная организация «Общество «Знание»», собрали деньги, чтобы восстановить учебные спектакли. Актеры сами пригласили своего педагога – режиссера Наталию Лапину возглавить театр. И с первой же постановкой, «Сверчок за очагом» по Диккенсу, попали в топ спектаклей профессиональной критики. А дальше – в номинанты «Золотого Софита», лонг-лист «Золотой маски». Первый сезон посвятили «саморефлексии»: разбирались с мечтами собственными и родительскими в спектакле «ЖЗЛ» на основе реальных воспоминаний близких, а затем и с профессиональным происхождением. В Театральном музее сыграли документальный спектакль о мэтрах – «Вахтангов_Чехов.docx». Городскому театру вообще близок дух Первой студии. Воспитанные на классическом репертуаре, они решили делать свой театр, хотя остаются верными психологической школе.



Фото: предоставлено театром

Наталия Лапина, главный режиссер: «Мы открыли театр не потому что хотели сказать «новое слово», а скорее, чтобы у молодых артистов была возможность, не расставаясь, остаться в профессии. Городской театр в принципе ставит перед собой задачу быть точкой притяжения молодых творческих сил Петербурга. Летом мы провели первую Городскую режиссерскую лабораторию, а в ноябре выпускаем премьеру, выросшую из этой лаборатории – спектакль «Левша» с приглашенным режиссером БТК и Karlsson Haus Наташей Слащевой. Планируем сделать этот проект ежегодным. Нам симпатичны перформативные практики, иммерсивный театр, но сейчас мы создаем основной репертуар, а потому стараемся ставить хорошие, искренние спектакли, которые способны привлечь публику не экспериментом, а подлинностью высказывания».

Новый Императорский театр
Адрес: дворец «Олимпия» (Литейный пр., 14), универмаг Au Pont Rouge
О театре. Новый императорский театр делают 8 артистов – выпускников курса Арвида Зеланда, главный режиссер – Олег Еремин, ставивший в Александринке и театре Ленсовета, и художник – Сергей Кретенчук. Репертуарный принцип – долой затертые названия. Театр вырос из студенческой работы над новой немецкой драматургией – спектакль «Холодное дитя» стал первой постановкой на русском этой пьесы Мариуса фон Майенбурга. Кроме него в репертуаре: «ВОН» по текстам Хармса, «Троянки», «Любовь и деньги» (последний играется в модном универмаге). На два из четырех спектаклей деньги собирали посредством краудфандинга. О запуске театра объявили в прошлом году, когда «императоры» нашли дворец: «Олимпия» в последнее время стала развивать event-направление. Публике на спектаклях непросто: Еремин пытается выбить зал из состояния комфорта.



Фото: предоставлено театром

Олег Еремин, главный режиссер: «Надоели постоянные поглаживания зрителя по голове. Хочется немного его встряхнуть. Мы часто строим спектакли так, что артисты нагло рассматривают публику, что с ней происходит. И это не прием, а способ существования. Мы через провокацию вызываем зрителя на диалог: вы должны знать, что мы-артисты видим вас. Но я не против сцены-коробки и четвертой стены. С ними работаем в «Троянках», например. Для большей части труппы наш театр – основное место творческого существования. Некоторых звали в государственные, но они отказались. Большой театр – мучительный организм, который давно забыл о смысле театра-дома. Творческие люди сегодня не представляют интереса. Если ты выгоден в рыночном смысле, то театр под тебя подстроится. А независимые проекты либо сдыхают, либо превращаются в государственные. Это иллюзия, что самостоятельные театры могут выжить. Но в то же время для нас свой театр – единственный способ ответа на происходящий в мире абсурд. И мы пытаемся делать выразительные художественные произведения искусства».

Малый театр кукол
Адрес: Музей Достоевского, Театр Karlsson Нaus, Театр «ТриЧетыре» (2-Мичуринский пр., 34)
О театре. МТК тоже родился в студенческой аудитории на Моховой: десяток артистов-кукольников разных курсов объединил молодой режиссер Чакчи Форсноккерс (творческий псевдоним Дмитрия Петрова). Спектакли репетировали ночами параллельно парам. Отсюда, видимо, желание смешать и испробовать максимум форм и театральных языков: от элементов японского Но до клоунады и игры с масками. В афише МТК, который объявил себя самостоятельным театром год назад, соседствуют классики Шекспир и Сервантес, абсурдисты Ионеско и Ануй, в детской афише – алеутские сказки и восточные мифы. Спектакли работают не просто в открытом приеме — актерская работа становится ключевой. Например, «Лир» здесь превращается в монодраму Шута, которого играет главный лицедей театра Станислав Дёмин-Левийман. Пока МТК – кочующий театр. Камерные постановки легко переносятся на сцены разных площадок.



Фото: предоставлено театром

Чакчи Форсноккерс, художественный руководитель: «МТК сегодня – это театр-лаборатория шести режиссеров, каждый из которых по своему осмысляет эстетику театра кукол. Есть одна общая задача: понять, какую смысловую роль сегодня возможно предложить кукле. Есть один подход: театр не является зеркалом жизни и даже не всегда становится ее увеличительным стеклом, театр работает с условностью, метафорой и образом».

Театр. На вынос
Адрес: улицы Петербурга
О театре. Этому театру не нужны сцена и зрительный зал. Спектакли рождаются в пространстве города, истории рассказывают сами жители. Весной 2017 года молодой режиссер Алексей Ершов создал 7 акций, на стыке документального театра и стрит-арта. Ершов утром выходил на улицу, подходил к случайным прохожим и предлагал вечером сыграть спектакль — пока кто-то из них ни соглашался. Зрители узнавали о спектакле и месте сбора из соцсетей. Первый спектакль стал музыкальным путешествием от Невского до Купчино с уличными артистами. Зрители другого отправились в Катькин садик и стали свидетелями реальной игры в шашки, так как согласившийся оказался шашечником. Публика третьего очутилась в библиотеке в слушала текст спектакля в наушниках, чтобы не выдать себя сотрудникам, которые так и не узнали, что у них прошел спектакль. Больше всего повезло зрителям того спектакля, который разыграл перед ними повар дорогого ресторана, приведя их к себе домой и накормив роскошным обедом, приготовленном на их глазах. Кроме Петербурга, Ершов практиковал свой «Театр. На вынос» в Берлине и Сергиевом Посаде, в планах – спектакли в Туле и Костроме. Сейчас вместе с режиссером Максимом Карнауховым (участником проекта «Неприкасаемые») и продюсером-перформером Даниилом Вачегиным Ершов работает над материалом для новой интервенции – «Abuse opera»: в основу либретто положат реальные истории людей, столкнувшихся с насилием.



Фото: предоставлено театром

Алексей Ершов, режиссер: «Нам близка философия стрит-арта, когда мы и зрители становимся «захватчиками». Поэтому мы не продаем билеты. Билет – это зона комфорта. Ты приобрел услугу и чувствуешь себя покупателем. А для нас зритель – участник. Нам не нужно ни с кем договариваться. По сути, никто ничего не может нам запретить. Почти. Могут, конечно, городские власти вмешаться. Но форма спектакля и это примет».
Максим Карнаухов, режиссер: «Для нас важны три понятия. Первое – «самоорганизованность». Проекты существуют на средства, которые мы сами выделяем. Второе – «самопровозглашенность». Любой объект современного искусства обладает тем жанром, которым себя называет. Жанр – уже часть художественной ткани. И третье – контркультурность. «Театр. На вынос» стал бы менее интересен без соседства с привычным театром. Он – как вопрос: а почему бы и этой форме не быть театром? Это очень актуально сегодня. Мы на жесткость проверяем рамки, которые выставила культура».

Невидимый театр
Адреса: Сцена Karlsson Haus на Фурштатской, 30, Social Club (Рубинштейна, 40/11)
О театре. Создатель независимого объединения артистов – режиссер Семен Серзин, два года руководивший «Этюд-Театром». В четырех спектаклях, которые сейчас составляют репертуар Невидимого театра, можно увидеть Николая Круглянта, Алену Артемову, Арсения Семенова из «Мастерской», артистов «Этюда» – Анну Донченко и Андрея Вергелиса, присоединились к «невидимой труппе» актеры БТК – Екатерина Ложкина-Белевич и Иван Солнцев. Два спектакля Серзина перекочевали из «Этюда»: «Демоны» по пьесе Натальи Ворожбит и премьера прошлого года – «Любовь людей» по тексту Дмитрия Богославского. На площадке Social Club играют два ностальгических квартирника по записным книжкам Володина и Довлатова. В декабре состоится премьера «Саша, вынеси мусор» по еще одной пьесе Ворожбит: репетирует спектакль Алесандра Джунтини.



Фото: предоставлено театром

Семен Серзин, режиссер: «Театр «невидимый» потому, что возникает в разных местах: играем квартирники в баре, даже на улицах устраивали акции. У театра, по сути, нет ничего, кроме самих спектаклей. Идея в том, чтобы у каждой постановки был дом – место, где она создается, хранится, играется. Сейчас мы плотно работаем с Karlssona Haus – с появлением новой площадки они захотели расширить взрослый репертуар. А у нас появилась возможность репетировать и ставить. В декабре сыграем на Фурштатской премьеру. В Петербурге у молодых артистов и режиссеров серьезная проблема с трудоустройством. А собственный проект – возможность создавать спектакли еще и без рамок и ограничений. Мы рассчитываем только на себя. Осенью получили небольшой грант на постановку – постараемся на эти деньги сделать не оду, а две-три».

Театральная площадка «РЕZИДЕНЦИЯ»
Адрес: Конюшенная площадь, 2В
О театре. Зал в центре города хореографы и режиссеры Наташа Беспалова и Сергей Медведев взяли в аренду и перестроили. Оборудовали «серый кабинет» для выступлений, рассчитанный на 100 зрителей, холл и административную рубку. У театра есть собственная профессиональная труппа — в ее репертуаре: «Чума» по мотивам романа Альберта Камю, кафкианское «Превращение», Don’t и «Проводник». Кроме того, в театре занимается стажерская группа. В декабре ученики покажут собственный перформанс. Лучшие, возможно, войдут в команду театра. Театр живет за счет того, что сдает площадку в аренду. МТК сыграл здесь премьеру первого пластического спектакля в своей репертуаре – «Летают» Александра Лялюшкина. Недавно коллаборация танцовщиков под руководством Дениса Дерябина показала премьеру «Лабиринт» по мифам Минойской цивилизации.



Фото: предоставлено театром

Наташа Беспалова, художественный руководитель: «Мы не ремесленный театр. У нас нет глобального репертуара, нескольких составов актеров. Формат свободнее. Кроме спектаклей, проводим мастер-классы, перформансы вместе с художниками, будут выставки. Это, наверное, меньше понятно публике, которая привыкла к большим театрам. Но мы не пытались создать театр по стандарту. При этом, с самого начала мы избежали привычного для независимых коллективов формата, когда танцовщики сами скидываются на аренду, бесплатно играют, чтобы просто реализовать потенциал. Решили, раз создаем театр – должны его содержать. Артисты не платят за классы, костюмы. Получают гонорар, оплату гастролей. Наша задача, кроме создания спектаклей – предложить пространство в центре города, не стоящее огромных денег, которых у независимых художников нет».

Театральная гостиная VINCI
Адрес: Большая Пушкарская, 29
О площадке. Четыре года назад VINCI придумали как арт-пространство и актерскую школу. Позднее гостиная на 75 мест стала прокатной площадкой. Основная часть афиши сегодня – выпускные работы студентов актерских курсов, которые ведут Юрий Васильев, Геннадий Тростянецкий, Алесандра Джунтини, Максим Фомина и другие. С нынешнего года VINCI еще и продюсерский центр. В гостиной проходят репетиции независимых театров, например, Театра ненормативной пластики Романа Когановича. Команда VINCI, они же – создатели самого популярного просветительского паблика о театре «Вконтакте», – придумали «Мастерскую Современного Театра». Проект собирает кучу «театральных модулей». От читок с трансляцией в сети на 5-6 тысяч человек и образовательной программы до создания эскизов спектаклей с труппами городских театров. Глобальная задача – создать пространство для коллаборации художников. Только объединившись в «социальную сеть», считают в VINCI, возможно создать интересный и конкурентоспособный театр.



Фото: предоставлено театром

Алексей Козлов, директор гостиной VINCI: «Мы создаем театральный проект, который включает спектр театральных форматов. Задача – обрасти как можно большим количеством инструментов, чтобы делать качественный театр. Это и гостиная, и курсы, и СМИ, и «Мастерская». Дальше – больше. Мы хотим проработать билетную систему, систему по обмену площадками между театрами – работать над технологической составляющей, которой не хватает театрам. То есть мы не занимаемся поиском по наитию, а ищем технологии развития театра. Ведь он живет по определенным законам, как любая организация. Создание своего проекта, своей площадки – это не протест против существующего театра, а попытка взять на себя ответственность за то, что происходит».

Анна Горбунова, «Фонтанка.ру»