
Сверхъестественный реализм Достоевского

В Петербурге 8 ноября открыли выставку-погружение в фантастические миры Достоевского. В музее писателя в Кузнечном переулке предлагают увидеть кошмары Раскольникова, почувствовать себя героем «Сна смешного человека» и найти взаимопроникновения между Достоевским, Гойей, Босхом и Кафкой.
Деревянный стол, выточенный по эскизу художника Аркадия Опочанского. На столе – револьвер, свеча, стопка книг. Так выглядит ключевая сцена рассказа 1877 года «Сон смешного человека», воссозданная в выставочном зала петербургского музея Достоевского в Кузнечном переулке. Приключения безымянного героя, собиравшегося свести счеты с жизнью, но заснувшего и попавшего в идеальный мир, филолог Михаил Бахтин назвал «почти полной энциклопедией ведущих тем» классика. Неудивительно, что именно вокруг этого рассказа сотрудники музея построили новую выставку «Фантастические миры Достоевского».
Достоевский и фантастика – сочетание, которое может показаться необычным. Ведь Достоевский, прежде всего, реалист, это мы выучили ещё в школе. Но, если присмотреться, в его творчестве обнаружится целый сгусток сверхъестественного, причудливого, мистического, невероятного. «Достоевский и сам говорил, что у него реализм – совершенно иной природы, чем у его современников», – отмечает директор музея Наталья Ашимбаева.
В ранней повести «Двойник» мелкий чиновник Яков Петрович Голядкин вдруг обнаруживает, что у него появился более уверенный в себе и успешный «близнец». В рассказе «Бобок» раскрываются тайны жизни на кладбище. В сатирическом рассказе «Крокодил» герой неожиданно попадает в брюхо рептилии, но не погибает и даже комфортно там устраивается. А есть ещё и малоизвестный рассказ «Тритон» о водяном, всплывшем на поверхности пруда на Елагином острове, чтобы подразнить дам. Гуляя по выставочному залу, можно погрузиться в мир этих произведений, посмотреть, например, на объявление из петербургской газеты «Голос» от 2 января 1865 года о выставке «двух крокодилов-великанов» – оно послужило отправной точкой для написания «Крокодила». Под выведенными на стену цитатами из «Двойника» бросается в глаза изломанный, психоделический портрет Голядкина руки художника Владимира Плетухина. А, опустив взгляд чуть ниже, вы увидите записные книжки Достоевского с набросками к «Двойнику».
Фантастика вшита и в великие романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Раскольникову на каторге снится сон о «новых трихинах», микроскопических существах, вселявшихся в людей и ожесточавших их друг против друга. Открытие трихин, круглых червей-паразитов, действительно, бурно обсуждалось в России 1860-е годы. Никакой метафизической силой эти паразиты, разумеется, не обладали. Хотя их появление и могло привести к смертельному исходу. В доказательство организаторы выставки заботливо положили под стекло медицинскую брошюру 1866 года «О трихинах в России: Нерешённые вопросы в истории трихинной болезни».
Интерпретируя видения персонажей, вставные предания и легенды, музей играет на соответствии между текстом Достоевского и европейским изобразительным искусством XV – XXI веков. Казалось бы, не самая примечательная сцена из «Бесов» – Пётр Верховенский приходит на собрание «наших» и стрижёт «свои длинные и нечистые ногти». Но замдиректора музея и куратор выставки Борис Тихомиров водружает на стену репродукцию офорта Гойи «Прихорашиваются», где ногти стригут уже настоящие демоны (если определение «настоящие» применительно к демонам). Духовным страданиям Ивана Карамазова соответствуют выведенная на стену репродукция «Сада наслаждений» Босха, рассуждениям об Апокалипсисе из «Идиота» – гравюра Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса». И уж совсем необычный способ выбрали в музее, чтобы проиллюстрировать произнесённые в бреду слова Ипполита Терентьева из «Идиота»: «Я помню, что кто-то будто бы повёл меня за руку, со свечкой в руках, показал мне какого-то огромного и отвратительного тарантула». Здесь пригодилась работа современного фотохудожника Марка Пайпса, проиллюстрировавшего повесть Кафки «Превращение», герой которой превратился в насекомое.
«Фантастические миры Достоевского» – не та выставка, по которой можно быстренько пробежаться, составив общее впечатление. Здесь – своего рода квест: нужно всматриваться, читать, искать подсказки на закреплённых около экспонатов тачпад-панелях. Тем, кто не разгадает все загадки, поможет составленная Натальей Ашимбаевой брошюра, – книжки выложены при входе на экспозицию.
«В 2016 году на выставке о «Преступлении и наказании» мы нанесли весь текст романа на стены выставочного зала. Тогда посетители шутили, что сюда хорошо бы закрывать школьников на ночь – не в качестве наказания, а чтобы ощутили весь кайф от Достоевского. На новой выставке тоже можно не без пользы провести ночь», – говорит Борис Тихомиров.
«Фантастические миры Достоевского» будут открыты до 15 декабря.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».