Попасть внутрь «Преступления и наказания»

16 января 2016, 17:08
Версия для печати Версия для печати

К 150-летию «Преступления и наказания» музей Достоевского в Кузнечном переулке совершил чудо. Фанаты писателя теперь в буквальном смысле могут попасть внутрь знаменитого произведения. Текст романа полностью воспроизвели на стенах одной из музейных комнат. В качестве визуального комментария к выставке «Перерыть все вопросы в этом романе…» предлагается весь достоевский Петербург – сумрачные виды, рисунки лучших иллюстраторов и отрывки из фильмов. Есть даже вексель Достоевского и жёлтый билет проститутки XIX века. В общем, погрузиться в атмосферу и почувствовать дух места можно по полной.

Первое, что думаешь, когда заходишь на выставку к 150-летию «Преступления и наказания»: «Зачем столько текста?». Стены маленького, в 60 квадратных метров, выставочного зала в литературно-мемориальном музее писателя испещрены буквами. Да такими мелкими! Начинаешь умничать: «Ну, неужели организаторы не знают, что современная экспозиция должна опираться скорее на визуальный ряд, чем на пояснения!»

Вглядываешься. С одной стороны от входной двери – слова из первой части романа: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки…». С другой стороны – цитата из эпилога: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его».

То есть: на стенах воспроизведено всё «Преступление и наказание». Натурально. От начала и до конца. Без единой купюры.

Название выставки – цитата из черновика Достоевского, который писал о своей задумке: «Перерыть все вопросы в этом романе…».

– Мы вслед за Достоевским решили «перерыть все вопросы». Показать, что роман – не просто линейная история о преступлении, наказании и воскресении Раскольникова. Привлечь внимание к не всегда замечаемым при традиционном подходе деталям, – отмечает один из создателей выставки, замдиректора музея по научной работе Борис Тихомиров.

Поглядеть

Читать весь роман по стенам, конечно, не обязательно. Хотя очень в стиле Достоевского было бы, если бы нашёлся такой его фанат (обязательно нищий, лохматый, в засаленном тощем пиджачонке), который бы пришёл и читал и день, и два подряд – без перерывов на обед и сон, пришепётывая вслух, таращась покрасневшими влажными глазами.

Менее героические посетители могут за час-другой обновить впечатления от «Преступления и наказания» (самые важные моменты выделены крупно и красным) и полностью окунуться в атмосферу Петербурга Достоевского. Этому способствует визуальный ряд, который, если присмотреться внимательнее, – всё-таки есть, и его много, очень много.

Хочешь – любуйся иллюстрациями, созданными в 1870-е Петром Боклевским, а в 1960 – 1970-е – Михаилом Шемякиным и Эрнстом Неизвестным. Хочешь – смотри отрывки из фильмов (предлагается версия 1969 года от режиссёра Льва Кулиджанова и сериал Дмитрия Светозарова 2007 года). Хочешь – разглядывай бесконечную галерею петербургских типов XIX века – городовых, рассыльных, красильщиков, дворников. Хочешь – читай черновики Достоевского с рожицами героев по полям.

Есть желание – загляни в реконструированную комнату старухи-процентщицы с «огромным киотом образов», большой постелью с «наборным из лоскутков, ватным одеялом» и драгоценностями, – «иные в футлярах, другие просто обернуты в газетную бумагу, но аккуратно и бережно». Не стесняешься – узнай подробности из жизни петербургских проституток, что, учитывая профессиональную принадлежность Сонечки Мармеладовой, – деталь немаловажная. В музее показан самый настоящий жёлтый билет 1875 года и фотографии из публичного дома XIX века.

Снизу текст Достоевского окаймляют дрожащие, изломанные петербургские панорамы в исполнении замечательного художника-графика Бориса Костыгова. Наверху – картины на евангельские темы, возможно, повлиявшие на классика.

Подумать

Самые интеллектуальные посетители вынесут из экспозиции литературоведческие знания. Выяснят, например, что Достоевский однажды пошёл по пути Гоголя и сжёг наброски к роману. Посмотрят на вещи писателя и их копии. Чего стоят только личное Евангелие Достоевского или долговой вексель, из-за которого писателю чуть не пришлось идти под суд. Конечно, увидеть надо и журнал «Русский вестник» за начало 1866 года, где впервые вышло «Преступление и наказание», к чему, собственно, и приурочена юбилейная выставка.

Напоследок «Фонтанка» предлагает читателям задание-квест: на выставке текст «Преступления и наказания» разорван в одном месте. В нём – врезка о романе «Игрок». При чём здесь он? И как этот факт связан с чувствами Достоевского к его второй жене Анне Григорьевне?

За ответом в музей можно отправиться до 16 марта – это последний день работы выставки. Экспозиция работает во вторник и четверг – воскресенье с 11.00 до 18.00; в среду с 13.00 до 20.00, понедельник – выходной.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>