На экранах «Персональный покупатель»: Охотница за привидениями

03 марта 2017, 12:37
Версия для печати Версия для печати

В прокате – «Персональный покупатель», новый фильм самого значительного французского режиссера наших дней Оливье Ассаяса. Про актеров и привидений, которые населяют их души.

Главную роль в «Покупателе» играет Кристен Стюарт, звезда подростковой саги «Сумерки». В этом есть своя ирония: ее новая героиня тоже, в общем, находится в определенных отношениях с нечистой силой. Морин, молодая американка, живет в Париже и работает на взбаламошную немецкую фэшн-диву. Подбирает и покупает для нее наряды с модных бутиках, а когда те не подходят или отживают свой век на светских раутах, – может себе позволить что-то примерить. Остаться в роскошном лофте работодательницы тоже может себе позволить. Тот же сюжет, но с другой стороны выглядит иначе: героиня Стюарт — медиум, у нее был брат-близнец, но теперь он умер, и она приходит в дом, где он прежде жил, чтобы почувствовать присутствие единственного по-настоящему родного создания.

 

Ассайяс работает со Стюарт не в первый раз. Он уже снимал ее в «Облаках Зильс-Марии», где ей повезло быть партнером актрисы мечты, Жюльетт Бинош. Здесь он ей дарит роль, которой позавидовал бы кто угодно, хоть бы и та же Бинош. «Покупатель» – лучший из возможных бенефисов, какие могут случаться на экране. В первую очередь, потому что это – кино про актера. Про человека, который служит манекеном для чужой одежды и медиумом, через который пропускаются чужие жизни, страсти и страхи. С одной стороны – да, это очень актуальное кино. Про суету и бессмысленную работу, приносящую деньги, достаток, сытый желудок. Про то, как эта суета рождает потребность в жизни духовной. Пусть даже облеченной в форму спиритического сеанса.

Конечно, одним из надежных гарантов того, что спиритический сеанс длиной в полтора часа удастся, стал оператор Йорик ле Со. Постоянный соавтор Ассаяса, работавший с Джармушем в «Выживут только любовники», он создает мир дУхов и духОв филигранно. Из теней, статичных планов, неонового света, всполохов. Он ловко рифмует роскошные лофты и дом с привидениями, мир суеты-наживы и пространство воспоминаний, страхов и шорохов. Объединяет эти полярные пространства в едином, очень выигрышном стилевом решении.

Но куда интереснее смотреть «Покупателя» не как портрет современного человека. Фильм становится сложнее, объёмнее, если увидеть в нем признание в любви актрисе. В наглядную демонстрацию того, на что режиссер ради нее может пойти: на какие технические и сюжетные ухищрения. Похоже, тут можно говорить о том, что современное французское кино нашло собственную тему. Такую, на которую никто другой не умеет говорить. Тема эта – удел актера в современном мире. Каково это – примеривать на себя чужие наряды и страсти? О чем-то подобном говорил Лео Каракс в своих «Моторах»: актер – это просто путешествующий из образа в образ чистый лист. О том же самом говорил Ассаяс в «Облаках». Но здесь он озвучил этот «Парадокс об актере» предельно внятно. Актер – это профессия-трагедия. Это страшная пустота, наполненная белым шумом. Это вакуум, который нуждается в том, чтобы его заполнили – чужими тряпками, бриллиантами, мыслями, чувствами. И Стюарт – залог того, что это у него получилось насколько удачно. Достойная продолжательница французской актерской традиции. Бинош ее, похоже, правда многому научила.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»

«Баночная вселенная», которую Виктор Пелевин явил нам в первом романе о буднях и праздниках корпорации Transhumanism Inc. четыре года назад, оказалась штукой чрезвычайно продуктивной. Перед нами пятый роман цикла, и следов усталости автора от мира и героев, придуманных им, обнаружить не удалось.

Статьи

>