Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/4882

03 марта 2017, 12:37

Категория: кино

На экранах «Персональный покупатель»: Охотница за привидениями

В прокате – «Персональный покупатель», новый фильм самого значительного французского режиссера наших дней Оливье Ассаяса. Про актеров и привидений, которые населяют их души.

Главную роль в «Покупателе» играет Кристен Стюарт, звезда подростковой саги «Сумерки». В этом есть своя ирония: ее новая героиня тоже, в общем, находится в определенных отношениях с нечистой силой. Морин, молодая американка, живет в Париже и работает на взбаламошную немецкую фэшн-диву. Подбирает и покупает для нее наряды с модных бутиках, а когда те не подходят или отживают свой век на светских раутах, – может себе позволить что-то примерить. Остаться в роскошном лофте работодательницы тоже может себе позволить. Тот же сюжет, но с другой стороны выглядит иначе: героиня Стюарт — медиум, у нее был брат-близнец, но теперь он умер, и она приходит в дом, где он прежде жил, чтобы почувствовать присутствие единственного по-настоящему родного создания.

 

Ассайяс работает со Стюарт не в первый раз. Он уже снимал ее в «Облаках Зильс-Марии», где ей повезло быть партнером актрисы мечты, Жюльетт Бинош. Здесь он ей дарит роль, которой позавидовал бы кто угодно, хоть бы и та же Бинош. «Покупатель» – лучший из возможных бенефисов, какие могут случаться на экране. В первую очередь, потому что это – кино про актера. Про человека, который служит манекеном для чужой одежды и медиумом, через который пропускаются чужие жизни, страсти и страхи. С одной стороны – да, это очень актуальное кино. Про суету и бессмысленную работу, приносящую деньги, достаток, сытый желудок. Про то, как эта суета рождает потребность в жизни духовной. Пусть даже облеченной в форму спиритического сеанса.

Конечно, одним из надежных гарантов того, что спиритический сеанс длиной в полтора часа удастся, стал оператор Йорик ле Со. Постоянный соавтор Ассаяса, работавший с Джармушем в «Выживут только любовники», он создает мир дУхов и духОв филигранно. Из теней, статичных планов, неонового света, всполохов. Он ловко рифмует роскошные лофты и дом с привидениями, мир суеты-наживы и пространство воспоминаний, страхов и шорохов. Объединяет эти полярные пространства в едином, очень выигрышном стилевом решении.

Но куда интереснее смотреть «Покупателя» не как портрет современного человека. Фильм становится сложнее, объёмнее, если увидеть в нем признание в любви актрисе. В наглядную демонстрацию того, на что режиссер ради нее может пойти: на какие технические и сюжетные ухищрения. Похоже, тут можно говорить о том, что современное французское кино нашло собственную тему. Такую, на которую никто другой не умеет говорить. Тема эта – удел актера в современном мире. Каково это – примеривать на себя чужие наряды и страсти? О чем-то подобном говорил Лео Каракс в своих «Моторах»: актер – это просто путешествующий из образа в образ чистый лист. О том же самом говорил Ассаяс в «Облаках». Но здесь он озвучил этот «Парадокс об актере» предельно внятно. Актер – это профессия-трагедия. Это страшная пустота, наполненная белым шумом. Это вакуум, который нуждается в том, чтобы его заполнили – чужими тряпками, бриллиантами, мыслями, чувствами. И Стюарт – залог того, что это у него получилось насколько удачно. Достойная продолжательница французской актерской традиции. Бинош ее, похоже, правда многому научила.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»