Альтернативное 14 февраля: антиромантический гид «Фонтанки»

13 февраля 2017, 13:39
Версия для печати Версия для печати

Надоели сердечки, розы, признания в любви и прочая романтика в день Святого Валентина? «Фонтанка» подготовила гид, чтобы провести праздник неизбито и поистине культурно. Лекция об облаках, открытие новой сцены ТЮЗа, исламское искусство в Эрмитаже, рок на виолончелях, петербургский киноавангард, день рождения «Цифербурга» и Международный день книгодарения.

Лекции: Борис Аверин об облаках, петербургские балы, история дагеротипов

Филолог, набоковед, профессор СПбГУ Борис Аверин хорошо известен петербуржцам выступлениями о русской литературе. Его герои – Владимир Набоков, Иван Бунин, Лев Толстой, Антон Чехов и другие писатели Серебряного века. Но 14 февраля интеллектуал раскроет себя с новой стороны. Он прочитает на Новой сцене Александринского театра лекцию «Истории изучения облаков и облака в нашей жизни». Она станет первой в мини-цикле «Атлас облаков».

«Тема облаков для Бориса Аверина не случайна. Он окончил геофизический факультет Ленинградского арктического училища и 10 лет работал старшим инженером Ленинградского арктического и антарктического научно-исследовательского института. Атлас облаков ему выдавали в специальной папке с грифом «секретно», по нему Борис Валентинович определял погоду, помнил наизусть более 300 видов облаков на латыни. Потом Аверин ушел в литературоведение, но тема облаков всегда его интересовала», – отмечают организаторы лекции, культурно-образовательный проект «Слушай сюда».

На Новой сцене филолог расскажет, что думал об облаках Аристотель, как они называются на древнегреческом и латыни. Слушатели также разберутся, чем перламутровые облака отличаются от серебристых, и как по ним можно предсказывать погоду. Начало – в 19.30 по адресу: набережная Фонтанки, 49А. Билет для взрослых – 500 рублей, для студентов – 250.

Более бюджетный вариант интеллектуального досуга предлагает Музей истории Петербурга в Петропавловской крепости. Здесь историк культуры Елена Жерихина в 18.30 поведает о традициях бальных сезонов в Петербурге. За 100-200 рублей планируется разговор о «бале как культурном явлении», петровских бальных ассамблеях, полонезах, менуэтах и других модных в XVIII веке танцах.



Фото: Музей истории Санкт-Петербурга

В РОСФОТО в 18.00 прочитают открытую лекцию о дагеротипах, в Главном Штабе Эрмитажа в 19.00об искусстве Франции первой половины XX века, Матиссе и фовизме; в эрмитажном Молодёжном центрео культурных последствиях студенческих протестов 1968 года. Практическую лекцию о путешествиях с детьми можно будет услышать в 19.30 в библиотеке Маяковского, а в Музее истории религии расскажут о католицизме, его «вероучении, культе и духовности».

Волкострелов на новой сцене ТЮЗа, «Бродский. Ниоткуда» и другие спектакли

У петербургского ТЮЗа – приятное событие: он празднует новоселье. Здесь открывается новая камерная сцена, устроенная по принципу лофт-пространства. Она станет местом для «новаторских постановок, громких дебютов и интересных премьер», – уверены в театре. Подпадающую под все три эти категории постановку можно будет увидеть 14 февраля: ученик Льва Додина Дмитрий Волкострелов представит премьерный спектакль «Розенкранц и Гильдестерн». Режиссёр обыграет пьесу английского драматурга Тома Стоппарда о второстепенных персонажах шекспировского «Гамлета». Впрочем, и Шекспир, и Стоппард окажутся для Волкострелова лишь поводом поговорить об СССР 1980-х годов с «мёртвым языком» его официоза. Билеты стоит покупать как можно быстрее, зрительских мест на новой сцене мало. Начало – в 19.00.

Дмитрий Волкострелов
Дмитрий Волкострелов

Фото: Сергей Николаев/"Фонтанка.ру"

На малой сцене Большого театра кукол в 19.00 – недавно появившийся в петербургской афише спектакль для взрослых «Бродский. Ниоткуда». Главный режиссёр БТК Руслан Кудашов уже исследовал поэтический опыт Саши Башлачёва и Владимира Высоцкого, а теперь приглашает погрузиться в «метафизическое пространство поэзии» Бродского. Зрители отделяются от сцены каналом с водой, что позволяет мысленно перенестись в любимые места нобелиата – Ленинград, Венеция, Бруклинский мост в Нью-Йорке. Кудашов сочинил сценическое эссе о Бродском, где документальные биографические моменты сочетаются с фрагментами стихов.



Фото: Предоставлено организаторами

На Новой сцене Александринского театра – постановка греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса по пьесе «Конец игры» одного из основоположников абсурдизма Самуэля Беккета. Визит на спектакль может стать хорошей подготовкой к премьере, которую Терзопулос готовит в Александринке к 24-26 февраля – он впервые в истории этого театра поставит «Мамашу Кураж и её дети» Бертольда Брехта.

Сирия в Эрмитаже, андеграунд в Фонтанном доме и другие выставки

В Государственном Эрмитаже – открытие, и не менее значимое, чем у ТЮЗа. После длительного перерыва возобновляют работу залы, посвящённые исламскому искусству Ближнего Востока. В них будут экспонироваться предметы XIII – XV веков, например, памятники Мамлюкского султаната – государства, образовавшегося в середине XIII века на обширной территории Египта, Сирии, а также части аравийского полуострова со священными городами Меккой и Мединой. «Также в залах представлены памятники Гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова», – отмечают в Эрмитаже. Номера восточных залов – 385−387, они расположены на третьем этаже Зимнего дворца. Открытие для прессы состоится в 14.00, соответственно, обычные посетители смогут заглянуть внутрь после обеда.



Фото: Предоставлено организаторами

Перенестись из средневековья в Ленинград 1980-х годов можно в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Здесь 14 февраля в 18.30 откроется выставка «ВИК. Живописные фантасмагории» умершего в 2016 году художника Вячеслава Забелина. Вик – одна из ключевых фигур ленинградского андеграунда, создатель арт-группы «Алипий», один из основателей Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). «Большинство художников, выработав узнаваемый стиль, в дальнейшем строго его придерживаются. Вик выбрал принципиально другой путь. Он менял стили «как перчатки» и даже в одной работе иногда употреблял их дюжину», – отмечают устроители экспозиции. Посетители увидят работы 1980-х годов – стилизованные под лубок сцены городской жизни; портреты Тимура Новикова и Сергея Курехина 2014 года; полотна из серии «Танец», автопортреты разных лет.

В пространстве «Тайга» на Дворцовой набережной, 20, в 19.00, открывается выставка «Я по тебе скучаю» самарской художницы Маши Крюковой, подготовленная во время пребывания в арт-резиденции Государственного центра современного искусства в Кронштадте. Крючкова предлагает задуматься над цитатой: «Где ж лучше? Где нас нет» в приложении к современному человеку: «Если он дома – он скучает по путешествиям, по другим городам и чувству дороги, но как только он один выходит в новое пространство, он начинает мучительно тосковать по дому и любимым, которые остались где-то далеко. Он ходит по улицам, по которым мечтал ходить – и ищет Wi-Fi, чтобы отправить сообщение или фото домой».

Планируя арт-программу, также не стоит забывать, что лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров недавно открыл в «Эрарте» свою ретроспективу, посвященную застолбленному им направлению "брендреализм". Она доступна до 9 апреля.



Фото: Сергей Николаев/"Фонтанка.ру"

Ещё одна любопытная ретроспектива под заголовком «Ленинградский структурализм» уже четыре дня работает в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Её доминанта – работы Владимира Стерлигова, Павла Кондратьева, Григория Длугача – учеников Малевича, Филонова и Петрова-Водкина, ныне ставших классиками петербургского искусства.

Кино: возрождение «Чистых грёз» и балетно-оперные страсти

В кинотеатрах 14 ноября – развесистая киноклюква «На пятьдесят оттенков темнее»; отличный «Коммивояжёр»  иранского режиссёра Асгара Фархади, одного из главных претендентов на "Оскар"; мультик «Лего фильм: Бэтмен», чьи герои собраны из фигурок всем известного конструктора.

 

Но «Фонтанка» нашла менее очевидные способы организовать киноотдых. Например, почему бы не отправиться на Международный фестиваль независимого кино «Чистые грёзы»  в кинотеатре «Англетер»? Событие, основанное в 1997 году актёром и режиссёром Александром Башировым, какое-то время было социальным лифтом для нонконформистских режиссёров. На «Грёзах» демонстрировали фильмы Евгения Юфита или короткометражки Киры Муратовой. Но со временем фестиваль захирел, а затем прервался на несколько лет. Теперь событие возрождается кинопоказом двух «молодых духом и смелых в своем таланте» петербургских режиссёров. Антон Сухарев представит короткометражку «Нога» – «фильм на основе реальных событий об искренней попытке похоронить ампутированную ногу горячо любимого мужа» – и мистерию-джаз «Бэкстейдж»: «действие фильма – пространство вариантов, множество версий одной ночи из жизни молодого саксофониста, где перемешиваются сон, иллюзия и реальность на фоне празднования «Алых Парусов»». Кирилл Архаров покажет мини-драмы «Личное» и «Дежурная жизнь» – «историю человека в кризисной ситуации» и «историю о женщине-враче, для которой работа стала единственным смыслом в жизни». Начало – в 17.30.

«Чистые грёзы» слишком экспериментальны? Душа требует чего-нибудь более консервативного? Тогда добро пожаловать на киностудию «Лендок». Здесь в 19.30 запускают новую программу «Влюблённые в искусство», где кино рассматривается во взаимосвязи со сценическими искусствами, а просмотр фильмов сочетается с дискуссией. На площадке будут присутствовать артисты Санкт-Петербургской консерватории и Мариинского театра, эксперты в области культуры и искусства, чиновники и меценаты. Аудитория увидит картину «Граждане великого города» о солистке Мариинки, профессоре консерватории Ирине Богачевой и документальный фильм «Наследие. Шаг в будущее» о современном русском балете. Затем перед зрителями выступит один из его героев – юный танцовщик Стефан Отто. Вход – свободный, но обязательна регистрация.

Рок на виолончелях, Ренессанс, орган в Таврическом, джазовые эксперименты

В Музее звука на Лиговском, 53, в 20.30заседание Клуба анонимных инстромендоводов. Сия организация появилась в 2016 году и преследует цель «познакомить всех желающих с редкими и интересными инструментами», говорят идеологи объединения. В День всех влюблённых слушатели погрузятся в эпоху Ренессанса и узнают об её музыкальных инструментах, а некоторые из них послушают вживую.

 

Насладиться звучанием органа можно будет в 19.00 в Таврическом дворце – сюда приезжает голландский органист, профессор органа и музыкальной теории Тео Йеллема. Он исполнит произведения Бема, Баха, Берда, Таллиса, Перселла, де Гриньи, Букстехуде. Билет стоит 500-1000 рублей, не забудьте, что вход в Таврический возможен только по паспорту.

Классику рока в необычной обработке предлагает Opera Concert Club на Обводном канале, 181. Здесь в 20.00 выступит петербургская группа RockCellos. Она исполняет рок-хиты… на виолончелях. Обещана музыка Nirvana, Rammstein, Metallica, Linkin Park, AC/DC, Muse, Queen, Red Hot Chili Peppers, The Beatles, Radiohead, Deep Purple и многих других всемирно известных команд.

Schnellertollermeier
Schnellertollermeier

Фото: jfc-club.spb.ru

В JFC JAZZ CLUB проходит Международный фестиваль гитарного джаза, в 19.30 на сцену выйдет петербургская группа «Терминатор Трио». Гитарист Алексей Дегусаров, басист Роман Невелев и барабанщик Николай Миронов претендуют на то, чтобы стать гвоздём программы всего фестиваля. На выступлении они смешают джаз, фанк, рок и ритм-энд-блюз.

В Эллингтон-холле Джазовой филармонии 14 февраля будут вспоминать одного из энтузиастов петербургского джаза, создателя джаз-клуба «Квадрат» Натана Лейтеса. В его честь участники клуба соберутся в 20.00 на традиционный джем-сейшн.

И ещё…

14 февраля четырёхлетие празднует свободное пространство «Цифербург», изгнанное в 2015 году арендодателями из здания «Пассажа» на Невском. С тех пор проект два раза поменял место дислокации, но выжил, и предлагает отметить этот факт. Петербуржцы приглашены на «невероятный завтрак», «брутальный обед» и вечерний именинный торт. Заодно можно будет пообщаться с идеологами «Цифербурга» и пофантазировать о будущем.

Ещё один альтернативный праздник: во всём мире 14 февраля, кроме Дня Святого Валентина, отмечают День книгодарения. В Петербурге площадок, где централизованно празднуется это событие, не так уж и много. Но библиотека «Семёновская» на Московском проспекте, 50, организует акцию «Зимний буккросинг»: с 11.00 до 19.00 сюда можно принести книги, которыми хочется поделиться, и выбрать себе бесплатное чтиво по душе.



Фото: Алексей Смышляев/Интерпресс

Библиотека Маяковского подготовила акцию «Свидание с книгой вслепую» – каждый участник получит от Маяковки книгу в подарок и сможет оставить свой сюрприз для других читателей. Библиотекари советуют вложить внутрь открытку или сделать задушевную дарственную надпись на форзаце.

В нескольких точках в Петербурге пройдёт централизованный сбор книг, которые затем отправятся в нуждающиеся библиотеки и социальные учреждения.

А ещё можно просто запастись хорошими книжками и подарить их прохожим на улице. Необычно? Но, возможно, это даст больший заряд позитива и любви, чем традиционные способы праздновать день Святого Валентина.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

 

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>