В Петербурге предложили установить 70-метровый памятник Хармсу

Писателю-абсурдисту Даниилу Хармсу могут поставить 70-метровый памятник в Петербурге. Такое предложение 30 декабря озвучил оргкомитет премии Хармса на первой церемонии её вручения.
Сооружение будет являться кенотафом (от греч. «пустая могила») – памятником лицу, чьё место захоронения утрачено или не существует. Причём посвятят конструкцию не только Хармсу, но и всем деятелям русского авангарда, могилы которых неизвестны, пообещал глава премии Хармса, журналист Александр Марс.
– Мы решили сделать памятник видным. Это стела из нержавеющей стали высотой около 67 метров. На ней закрепят трёхметровую бронзовую скульптуру-флюгер человека с раскинутыми руками, выполненную по рисунку самого Хармса. Она символизирует взлетевшего человека и крест. Даниил Иванович много писал о людях, которые летают, – отметил господин Марс.
Приоритетное место установки – площадь Академика Лихачёва на Петроградской стороне, на съезде Биржевого моста: «Рядом собираются возводить новый судебный квартал. Кенотаф напомнит, как важно избежать судебных ошибок». Но организаторы рассматривают и альтернативные варианты – у стен тюрьмы «Кресты» или рядом с психиатрической больницей на Арсенальной улице, 9. Высота может быть снижена до 40 метров, но это «крайне нежелательно», подчеркнул Марс.
На вопрос «Фонтанки», как кенотаф собираются согласовывать с властями, организатор премии ответил философски: «Своим чередом».
- На этом этапе нам важно получить отклик общественности, понять, как горожане к такой идее отнесутся. Если мы найдём поддержку, в 2017 году займемся оформлением документов. Исключения из правил есть всегда, особенно в нашей стране, – заявил Марс.
Проект памятника выложат на сайте премии, где можно будет оставить свои комментарии. «Фонтанку», видевшую эскизы, впрочем, не оставляет ощущение, что организаторы премии над петербуржцами подтрунивают: смешной хармсовский человечек грубо прифотошоплен к вполне реалистическому изображению стелы. А оно, в свою очередь, прифотошоплено к фотографиям разных городских видов. Получилось по-абсурдистски смешно.

Stella. Эскиз памятника Даниилу Хармсу
Фото: Предоставлено оргкомитетом премии Хармса

Памятник Хармсу. Вид на площади Академика Лихачёва
Фото: Предоставлено оргкомитетом премии Хармса
Добавим, что «безусловным победителем» премии Хармса 2016 года признан поэт и текстолог Владимир Эрль за книгу «Собрание стихотворений». Второе место получил художник Павлик Лемтыбож за выставку в галерее «Свиное рыло». Лауреатам передали бронзовые «дырки от бубликов», завёрнутые в номера «Ленинградской правды». Ранее организаторы премии заявили, что нашли место захоронения Даниила Хармса.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

«Прости мои очеса, Спасе, что видели то непотребство»: «Тума» Захара Прилепина как вопль к небу из глубины беззакония
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08