В Петербурге предложили установить 70-метровый памятник Хармсу
Писателю-абсурдисту Даниилу Хармсу могут поставить 70-метровый памятник в Петербурге. Такое предложение 30 декабря озвучил оргкомитет премии Хармса на первой церемонии её вручения.
Сооружение будет являться кенотафом (от греч. «пустая могила») – памятником лицу, чьё место захоронения утрачено или не существует. Причём посвятят конструкцию не только Хармсу, но и всем деятелям русского авангарда, могилы которых неизвестны, пообещал глава премии Хармса, журналист Александр Марс.
– Мы решили сделать памятник видным. Это стела из нержавеющей стали высотой около 67 метров. На ней закрепят трёхметровую бронзовую скульптуру-флюгер человека с раскинутыми руками, выполненную по рисунку самого Хармса. Она символизирует взлетевшего человека и крест. Даниил Иванович много писал о людях, которые летают, – отметил господин Марс.
Приоритетное место установки – площадь Академика Лихачёва на Петроградской стороне, на съезде Биржевого моста: «Рядом собираются возводить новый судебный квартал. Кенотаф напомнит, как важно избежать судебных ошибок». Но организаторы рассматривают и альтернативные варианты – у стен тюрьмы «Кресты» или рядом с психиатрической больницей на Арсенальной улице, 9. Высота может быть снижена до 40 метров, но это «крайне нежелательно», подчеркнул Марс.
На вопрос «Фонтанки», как кенотаф собираются согласовывать с властями, организатор премии ответил философски: «Своим чередом».
- На этом этапе нам важно получить отклик общественности, понять, как горожане к такой идее отнесутся. Если мы найдём поддержку, в 2017 году займемся оформлением документов. Исключения из правил есть всегда, особенно в нашей стране, – заявил Марс.
Проект памятника выложат на сайте премии, где можно будет оставить свои комментарии. «Фонтанку», видевшую эскизы, впрочем, не оставляет ощущение, что организаторы премии над петербуржцами подтрунивают: смешной хармсовский человечек грубо прифотошоплен к вполне реалистическому изображению стелы. А оно, в свою очередь, прифотошоплено к фотографиям разных городских видов. Получилось по-абсурдистски смешно.

Stella. Эскиз памятника Даниилу Хармсу
Фото: Предоставлено оргкомитетом премии Хармса

Памятник Хармсу. Вид на площади Академика Лихачёва
Фото: Предоставлено оргкомитетом премии Хармса
Добавим, что «безусловным победителем» премии Хармса 2016 года признан поэт и текстолог Владимир Эрль за книгу «Собрание стихотворений». Второе место получил художник Павлик Лемтыбож за выставку в галерее «Свиное рыло». Лауреатам передали бронзовые «дырки от бубликов», завёрнутые в номера «Ленинградской правды». Ранее организаторы премии заявили, что нашли место захоронения Даниила Хармса.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.