
Парад планет: в прокате — космическая мелодрама «Пассажиры»

В прокате – «Пассажиры», необычный и очень удачный опыт использования космического пространства в кино. Не для развлечения публики, а в качестве декораций для трогательной и выразительной истории любви.
Если «Звездные войны» – космическая опера (так их жанр принято определять), то «Пассажиры» – космическая мелодрама. Космос здесь — декорации, в которых разыгрывается действие. В «Войнах» на фоне кратеров и черных дыр слагается вечная сага, «Нибелунги» версии 2.0. В «Пассажирах» среди иллюминаторов и звезд происходит история любви, хорошо сделанная пьеса для двух актеров. С поправкой на некоторые фантастические детали.
Сделать космическому кино прививку реальности и даже документальности пытались последние лет пятнадцать. Ровно этим занимался Дэнни Бойл в «Пекле» – фильме-катастрофе, где космос не сильно отличался от родных земных просторов. Это здорово получилось у Куарона в «Гравитации», где камера лишь следила за героем, который дрейфовал в открытом космосе. Норвежцу Мортену Тильдуму удалось еще больше — отодвинуть космос на второй план, сделать его лишь эффектной декорацией и предлагаемыми обстоятельствами для существования двух первоклассных актеров, Дженниффер Лоуренс и Криса Прэтта.
Лоуренс и Прэтт играют пассажиров межпланетного корабля, совершающих столетний перелет. Чтобы они его смогли пережить, их помещают в гибернацию. Но механика и электроника сбоят, герои выходят из искусственного сна. До конца путешествия — девяносто лет, столько они не проживут. Приходится во-первых себя чем-то развлекать. Во-вторых — чинить космолет, чтобы спасти жизни своих собратьев.
В следующем году исполнится десять лет с тех пор, как сценарий «Пассажиров» впервые лег на стол кинопродюсеру — в 2007-м книжкой молодого писателя Джона Спэйтса заинтересовалась студия братьев Вайнштейн, главные роли должны были играть Киану Ривз и Риз Уизерспун. Ничего не вышло — и так даже лучше. Теперь Спэйтс — мастер драматургии, автор «Доктора Стрэнджа», новых «Мумии» и «Чужого». А сюжет его дебютной новеллы попал в очень правильные руки. Что Мортен Тильдум — режиссер неординарный, знает каждый, кто видел его «Игру в имитацию», биографию Алана Тьюринга с Кампербетчем в главной роли. «Пассажиры» точно станут важной вехой в его биографии — наверняка посыпятся предложения, заказы и большие проекты. Не говоря уже о том, что актеры к таким авторам бегут, спотыкаясь: мало кто умеет подать их на экране настолько выгодно.
Кроме того, Тильдум еще и отлично работает со всем потенциалом, заложенном в книжке Спэйтса. Развивает многочисленные аллюзии — самая очевидная из которых, конечно, «Спящая красавица». Даже само название — отсылка, и режиссер возможности использовать эту краску тоже не упускает. Это нам, детям советского проката, название ничего не говорит. А во всем остальном мире антониониевский фильм «Профессия — репортер» известен как Passenger. Действительно, похоже даже по ритму. Не говоря уже о том, что оба фильма — в общем, про попытку изменить себя, начать жить чужой жизнью. Про смерть, в конце концов.
Самое очевидное из удовольствий, которые ждут зрителя в «Пассажирах» – актерское. Понятно, что Лоуренс в роли нью-йоркской писательницы сильна, как никогда. Ясно, что Прэтт — отличный партнер, и в дуэте они играют первоклассно. Никаких других важных персонажей тут нет, это пьеса для двоих. Тем более камерность ленты обрекает Тильдума на детальную проработку персонажей второго плана — всего-то двух. Официанта-робота играет Майкл Шин: даже при его багаже ролей эта — определенно вершина, с ней ни Блэр из «Королевы», ни герой «Мастеров секса» не сравнятся. Появляющийся на пять минут Лоуренс Фишборн в роли помощника капитана корабля буквально парой сильных актерских ходов создает мощный, брутальный образ честного парня.
«Пассажиры» – тот случай, когда лавры победителя отдавать одному только режиссеру нечестно. Счастливое совпадение: каждый здесь отрывается и делает лучшее. Тильдум, сочинитель Спэйтс, актеры — да. Но не в последнюю очередь успех «Пассажиров» создан действительно великим оператором Родриго Прието. Послужной список в этом случае лучшая рекомендация: постоянный соавтор Алехандро Иньярриту («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»), Оливера Стоуна («Команданте», «Деньги не спят»). Снял «Волка с Уолл-Стрит» Скорсезе и «Разомкнутые объятья» Альмодовара. Наконец, уж простите, «Грбатую гору». В «Пассажирах» на его плечах лежит весь груз фантастичности на экране. Прието решает фильм, почти как балет: выстраивает сложнейшую цветовую партитуру; играет с лучами света и потоками огня, с их отражениями; подает хитро придуманную архитектуру космического корабля максимально эффектно. Так что «Пассажиры» – не только начало большого пути теперь уже американского (кто ж его такого отпустит) режиссера Мортена Тильдума. Не только сильнейшая камерная драма, разыгранная большими актерами в эффектных декорациях. Это еще и пример редкого уже случая фильма как результата сотрудничества единомышленников. Что еще реже — больших мастеров. Такое явление можно наблюдать не чаще, чем парад планет. Спешите видеть.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Дело не закрыто». Что случилось с домом легендарного композитора Олега Каравайчука?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30