
Превратятся ли Основы государственной культурной политики в «научный коммунизм»?

Руководители российских вузов, подведомственных минкульту, получили рекомендации от учредителя: идеологический документ «Основы государственной культурной политики», подписанный президентом в декабре 2014 года и занимающий 22 страницы, предлагается внести в учебную сетку как отдельный предмет. «Фонтанка» выяснила, что думают по этому поводу в творческих вузах Петербурга.
Сразу оговоримся, что по сравнению с тем, как могли выглядеть «Основы государственной культурной политики» не прояви своевременную активность культурное сообщество, то, в каком виде они в итоге были учреждены указом президента — как минимум, победа здравого смысла. Никаких экстремистских формулировок из серии «Россия — не Европа», в документе нет, как нет цитат "из вождей" и каких-либо санкций за «мультикультурализм», «формализм» и другие смертные грехи, прописанные в первом варианте документа, разработкой которого занимался некий Институт природного им культурного наследия им. Лихачева.
Документ, составлением которого с учетом открытых обсуждений с деятелями культуры и народных предложений в сети занималась комиссия, возглавляемая советником президента Владимиром Толстым, содержит вполне цивилизованные принципы государственной культурной политики. Есть тут и территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья в реализации права на доступ к культурным ценностям, и открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, и представление об отечественной культуре, как о неотъемлемой части культуры мировой, и, что, пожалуй, главное — есть «свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность».
С другой стороны, все эти принципы выглядят столь очевидными для любого развитого общества, что сам факт того, что их потребовалось прописывать отдельным документом, говорит о серьезных проблемах в обществе российском. И тут возникает вопрос: зачем минкульту понадобилось внедрять в творческие вузы «Основы государственной культурной политики» как предмет? Документ, подчеркнем, написан языком, понятным любому ученику средней школы, для самого подробного его прочтения достаточно часа. Так что ответ напрашивается единственный: культурному руководству страны необходим чисто идеологический курс в худших традициях советского времени дабы воспитывать правильных художников.
Между тем, руководители петербургских вузов, с которыми связалась «Фонтанка», весьма спокойно отнеслись к рекомендательной корреспонденции министерства. Ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Алексей Васильев заявил, что обычно прислушивается к рекомендациям учредителей, так что в данный момент в его вузе обсуждаются оргвопросы, связанные с исполнением предписания: решается, будут ли преподаваться ОГКП в рамках одного из гуманитарных курсов или как самостоятельная дисциплина. По словам главы консерватории, занятия по новой дисциплине займут не более одного часа в неделю в течение семестра, а донести до студентов смысл этого документа сможет любой сотрудник кафедры гуманитарных дисциплин.
Ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александр Евменов считает, что студентам его вуза необходимо детально ознакомиться с этим документом, но поскольку в институте осуществляется подготовка по 47 образовательным программам (режиссеров, инженеров, фотографов, продюсеров и многих других), важно понять, в каком семестре по каждой из них изучение учебного курса «Основы государственной культурной политики» будет методически наиболее целесообразно. В данный момент эти вопросы прорабатываются.
Весьма остроумно вышел из положения РГИСИ (Институт сценических искусств, бывшая Театральная академия). Проректор по учебной работе Николай Песочинский рассказал автору этих строк, что в отчете минкульту Институт сообщил учредителю приблизительно следующее: «Основы государственной культурной политики» так или иначе входят в разные курсы, которые читаются в рамках учебной программы вуза — о них говорят на продюсерском факультете, на факультете театроведения, в рамках всех курсов по современному искусству, на семинарах по театральной критике, поэтому вводить в сетку отдельный курс по ОГКП не представляется нужным. По мнению Песочинского, знакомство с документом в самом деле необходимо студентам культурных вузов, «хотя бы для того, чтобы понимать, в каком государстве мы живем». Проректор РГИСИ также назвал педагога, который чаще всего в процессе своего лекторского курса «Организация театрального дела» обращается к «Основам государственной культурной политики» – это Константин Учитель, известный культурному сообществу, как энциклопедически образованный культуртрегер, музыкант, инициатор замечательных культурных проектов, таких как «Маршрут «Старухи» по текстам Хармса или «Разговоры беженцев» в рамках фестиваля «Точка доступа». Свой курс Учитель читает в том числе и театроведам, и режиссерам, и еще много кому.
Но особенно содержательно высказался по поводу добровольно-принудительной директивы минкульта ректор Академии художеств имени Репина Семен Михайловский — по совместительству комиссар российского павильона на Венецианской биеннале современного искусства и председатель попечительского совета ЦВЗ «Манеж»:
- Так как я участвовал в создании этого документа, – сказал Михайловский «Фонтанке», – я могу утверждать, что документ этот грамотный и нужный. Не секрет, что в процессе работы над ним находились люди, желавшие использовать «Основы государственной культурной политики», чтобы ужесточить режим. В результате президент подписал умеренный документ, в котором перекрыты все возможности цензурирования. Хотя вверенный мне вуз никаких предписаний от министерства культуры не получал, но я уверен, что формальный подход к изучению "Основ государственной культурной политики" способен превратить их в такой «научный коммунизм» – предмет, в который никто не верил и к которому никто не относился всерьез. Студентов, я считаю, надо воспитывать не в духе документов, а в духе смыслов. Я, например, рад, что в «Основах государственной культурной политики» нет формулировки «Россия — не Европа». Культура, я убежден, должна не разъединять, а объединять. У нас в Академии учатся студенты из 28 стран, в том числе, из США, Турции, Великобритании, Армении, Азербайджана. И за все время, пока я руковожу Академией художеств, я не получал сверху никаких идеологических директив. Например, в этому году к нам поступали ребята из Луганска и из Донецка — и один поступил, а другой нет, потому что мы оценивали только талант. Но в советские времена наша Академия была идеологическим вузом — и у меня на столе до сих пор стоит красный телефон без диска, то есть со связью в одну сторону, которой, как известно, пользовался Смольный. Надеюсь, он так и останется всего лишь памятником эпохи, и времена директивного управления культурной не вернутся. Что касается «Основ государственной культурной политики», я не понимаю, как можно преподавать этот документ в течение семестра. Наизусть его учить что ли? А может быть, актеры должны его играть, а художники — рисовать? В общем, я уверен, что менять сетку ради этого предмета не стоит, а для ознакомления с «Основами» вполне достаточно одной-двух лекций, которые я — как человек, участвовавший в их разработке — готов прочитать не только в своем вузе, но и в других.
Между тем, совершенно очевидно, что энтузиазма ректора Академии художеств на всех студентов, обучающихся в вузах, подведомственных минкульту, не хватит. По стране их около полусотни, и в каждом — сотни, а то и тысячи студентов. Так или иначе встанет вопрос подготовки педагогических кадров и соответствующей литературы. И тогда минкульт непременно выпустит учебное пособие о том, как именно надо преподавать ОГКП. Более того, если заглянуть на сайт минкульта, можно обнаружить, что такое пособие практически готово. В нем, сразу вслед за указом президента следуют разъяснения по поводу его прочтения. Называется это послесловие «Основы «Основ». О смыслах государственной культурной политики», а в шапке фигурирует тот самый Институт имени Лихачева, которому принадлежит авторство формулировок «Россия — не Европа», «русская цивилизация», etc. Разъяснительная статья прямо-таки переполнена перлами в стиле совдеповской номенклатурной демагогии: «В ОГКП подтверждается, что государственная культурная политика строится на принципах свободы творчества и невмешательства государства в творческую деятельность. Однако свобода и невмешательство вовсе не предполагают обязанность государства поддерживать любые формы творчества. Или того, что будет объявлено "творчеством". Ключевой принцип здесь может быть сформулирован следующим образом: никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям, либо отсутствия какого бы то ни было содержания вообще». И так — о каждом пункте «Основ», от которых в итоге не остается камня на камне.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».