Превратятся ли Основы государственной культурной политики в «научный коммунизм»?
Руководители российских вузов, подведомственных минкульту, получили рекомендации от учредителя: идеологический документ «Основы государственной культурной политики», подписанный президентом в декабре 2014 года и занимающий 22 страницы, предлагается внести в учебную сетку как отдельный предмет. «Фонтанка» выяснила, что думают по этому поводу в творческих вузах Петербурга.
Сразу оговоримся, что по сравнению с тем, как могли выглядеть «Основы государственной культурной политики» не прояви своевременную активность культурное сообщество, то, в каком виде они в итоге были учреждены указом президента — как минимум, победа здравого смысла. Никаких экстремистских формулировок из серии «Россия — не Европа», в документе нет, как нет цитат "из вождей" и каких-либо санкций за «мультикультурализм», «формализм» и другие смертные грехи, прописанные в первом варианте документа, разработкой которого занимался некий Институт природного им культурного наследия им. Лихачева.
Документ, составлением которого с учетом открытых обсуждений с деятелями культуры и народных предложений в сети занималась комиссия, возглавляемая советником президента Владимиром Толстым, содержит вполне цивилизованные принципы государственной культурной политики. Есть тут и территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья в реализации права на доступ к культурным ценностям, и открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, и представление об отечественной культуре, как о неотъемлемой части культуры мировой, и, что, пожалуй, главное — есть «свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность».
С другой стороны, все эти принципы выглядят столь очевидными для любого развитого общества, что сам факт того, что их потребовалось прописывать отдельным документом, говорит о серьезных проблемах в обществе российском. И тут возникает вопрос: зачем минкульту понадобилось внедрять в творческие вузы «Основы государственной культурной политики» как предмет? Документ, подчеркнем, написан языком, понятным любому ученику средней школы, для самого подробного его прочтения достаточно часа. Так что ответ напрашивается единственный: культурному руководству страны необходим чисто идеологический курс в худших традициях советского времени дабы воспитывать правильных художников.
Между тем, руководители петербургских вузов, с которыми связалась «Фонтанка», весьма спокойно отнеслись к рекомендательной корреспонденции министерства. Ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Алексей Васильев заявил, что обычно прислушивается к рекомендациям учредителей, так что в данный момент в его вузе обсуждаются оргвопросы, связанные с исполнением предписания: решается, будут ли преподаваться ОГКП в рамках одного из гуманитарных курсов или как самостоятельная дисциплина. По словам главы консерватории, занятия по новой дисциплине займут не более одного часа в неделю в течение семестра, а донести до студентов смысл этого документа сможет любой сотрудник кафедры гуманитарных дисциплин.
Ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александр Евменов считает, что студентам его вуза необходимо детально ознакомиться с этим документом, но поскольку в институте осуществляется подготовка по 47 образовательным программам (режиссеров, инженеров, фотографов, продюсеров и многих других), важно понять, в каком семестре по каждой из них изучение учебного курса «Основы государственной культурной политики» будет методически наиболее целесообразно. В данный момент эти вопросы прорабатываются.
Весьма остроумно вышел из положения РГИСИ (Институт сценических искусств, бывшая Театральная академия). Проректор по учебной работе Николай Песочинский рассказал автору этих строк, что в отчете минкульту Институт сообщил учредителю приблизительно следующее: «Основы государственной культурной политики» так или иначе входят в разные курсы, которые читаются в рамках учебной программы вуза — о них говорят на продюсерском факультете, на факультете театроведения, в рамках всех курсов по современному искусству, на семинарах по театральной критике, поэтому вводить в сетку отдельный курс по ОГКП не представляется нужным. По мнению Песочинского, знакомство с документом в самом деле необходимо студентам культурных вузов, «хотя бы для того, чтобы понимать, в каком государстве мы живем». Проректор РГИСИ также назвал педагога, который чаще всего в процессе своего лекторского курса «Организация театрального дела» обращается к «Основам государственной культурной политики» – это Константин Учитель, известный культурному сообществу, как энциклопедически образованный культуртрегер, музыкант, инициатор замечательных культурных проектов, таких как «Маршрут «Старухи» по текстам Хармса или «Разговоры беженцев» в рамках фестиваля «Точка доступа». Свой курс Учитель читает в том числе и театроведам, и режиссерам, и еще много кому.
Но особенно содержательно высказался по поводу добровольно-принудительной директивы минкульта ректор Академии художеств имени Репина Семен Михайловский — по совместительству комиссар российского павильона на Венецианской биеннале современного искусства и председатель попечительского совета ЦВЗ «Манеж»:
- Так как я участвовал в создании этого документа, – сказал Михайловский «Фонтанке», – я могу утверждать, что документ этот грамотный и нужный. Не секрет, что в процессе работы над ним находились люди, желавшие использовать «Основы государственной культурной политики», чтобы ужесточить режим. В результате президент подписал умеренный документ, в котором перекрыты все возможности цензурирования. Хотя вверенный мне вуз никаких предписаний от министерства культуры не получал, но я уверен, что формальный подход к изучению "Основ государственной культурной политики" способен превратить их в такой «научный коммунизм» – предмет, в который никто не верил и к которому никто не относился всерьез. Студентов, я считаю, надо воспитывать не в духе документов, а в духе смыслов. Я, например, рад, что в «Основах государственной культурной политики» нет формулировки «Россия — не Европа». Культура, я убежден, должна не разъединять, а объединять. У нас в Академии учатся студенты из 28 стран, в том числе, из США, Турции, Великобритании, Армении, Азербайджана. И за все время, пока я руковожу Академией художеств, я не получал сверху никаких идеологических директив. Например, в этому году к нам поступали ребята из Луганска и из Донецка — и один поступил, а другой нет, потому что мы оценивали только талант. Но в советские времена наша Академия была идеологическим вузом — и у меня на столе до сих пор стоит красный телефон без диска, то есть со связью в одну сторону, которой, как известно, пользовался Смольный. Надеюсь, он так и останется всего лишь памятником эпохи, и времена директивного управления культурной не вернутся. Что касается «Основ государственной культурной политики», я не понимаю, как можно преподавать этот документ в течение семестра. Наизусть его учить что ли? А может быть, актеры должны его играть, а художники — рисовать? В общем, я уверен, что менять сетку ради этого предмета не стоит, а для ознакомления с «Основами» вполне достаточно одной-двух лекций, которые я — как человек, участвовавший в их разработке — готов прочитать не только в своем вузе, но и в других.
Между тем, совершенно очевидно, что энтузиазма ректора Академии художеств на всех студентов, обучающихся в вузах, подведомственных минкульту, не хватит. По стране их около полусотни, и в каждом — сотни, а то и тысячи студентов. Так или иначе встанет вопрос подготовки педагогических кадров и соответствующей литературы. И тогда минкульт непременно выпустит учебное пособие о том, как именно надо преподавать ОГКП. Более того, если заглянуть на сайт минкульта, можно обнаружить, что такое пособие практически готово. В нем, сразу вслед за указом президента следуют разъяснения по поводу его прочтения. Называется это послесловие «Основы «Основ». О смыслах государственной культурной политики», а в шапке фигурирует тот самый Институт имени Лихачева, которому принадлежит авторство формулировок «Россия — не Европа», «русская цивилизация», etc. Разъяснительная статья прямо-таки переполнена перлами в стиле совдеповской номенклатурной демагогии: «В ОГКП подтверждается, что государственная культурная политика строится на принципах свободы творчества и невмешательства государства в творческую деятельность. Однако свобода и невмешательство вовсе не предполагают обязанность государства поддерживать любые формы творчества. Или того, что будет объявлено "творчеством". Ключевой принцип здесь может быть сформулирован следующим образом: никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям, либо отсутствия какого бы то ни было содержания вообще». И так — о каждом пункте «Основ», от которых в итоге не остается камня на камне.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 6 — 8 декабря: световое шоу на Дворцовой, чудовища в Эрмитаже и игра с бесконечностью в БДТ
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30