Неожиданный театр: гид по афише фестиваля «Точка доступа»
В Петербурге с 23 июля по 7 августа будет показана театральная программа Второго фестиваля искусств в нетрадиционных пространствах «Точка доступа». Ныне зрителей приглашают посмотреть спектакли в церковном подвале, на вокзале, на просторах спального района и в разных других весьма невероятных для театра локациях. «Фонтанка» предлагает читателям гид по театральной афише «Точки доступа».
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА
«Сталкеры». Спектакль в подвале лютеранской кирхи
Три российских современных драматурга, Максим Курочкин, Мария Зелинская, Алексей Слюсарчук написали каждый свой вариант сцены на пороге комнаты исполнения желаний, в которой действуют всем известные герои Стругацких-Тарковского: Профессор, Ученый и Сталкер.
Кадр из фильма Андрея Тарковского "Сталкер"
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
А три актера – Александр Машанов, Евгений Анисимов и в очередной раз (после блистательных эскапад в спектаклях БДТ «Что делать» и «Человек») выступающий в качестве актера режиссер Борис Павлович (знатоки театра, попробуйте угадать, кто за какого из героев тут будет в ответе) разыграют их в подвале Петрикирхе на Невском проспекте.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Место весьма символично, потому что в этих подпольных катакомбах сохранились остатки бассейна, который располагался здесь в советские времена – свидетельство идеологического выверта недавнего прошлого.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
«Это тоже своего рода историческая развилка, место выбора», – формулирует арт-директор фестиваля Андрей Пронин. По его же словам, в спектакле не будет никаких постановочных прибамбасов, как не будет и режиссера – создателями спектакля выступают все его участники. Говорить герои будут, с одной стороны, как наши современники («Я же ведь не Кайдановский в образе, я могу и по морде дать», – звучит одна из реплик Сталкера), с другой – как в герои, существующие отдельно от первоисточника, сами по себе, у которых на всё есть своя точка зрения, даже на фильм Тарковского.
Место: Петрикирхе, Невский просп., 22-24, метро «Невский проспект»
Продолжительность: 2 часа
Даты: 24, 25, 26, 28, 31 июля, 2 августа в 19.00, 30 июля в 14.00 и 19.00
«Разговоры беженцев». Спектакль на вокзале
Пьеса «Разговоры беженцев» написана классиком интеллектуальной немецкой драматургии Бертольдом Брехтом, известным своими антифашистскими и антивоенными взглядами, в 1940-41 годах в Финляндии, которая стала для Брехта временным пристанищем на пути в Америку. Из Германии Брехт эмигрировал в 1933 году после того, как обнаружил свое имя в списке немцев с сомнительной репутацией, опубликованном НСДАП. Уже после его отъезда в Вену, а затем в Цюрих, в Германии были сожжены его книги — вместе с книгами Маркса, Генриха Манна, Ремарка.
Два героя пьесы — иммигранты из Германии, встречаясь на вокзале в Хельсинки, беседуют о том, каковы истоки того, что случилось в их стране. Их диалоги затрагивают все сферы общественной жизни — от начальной школы до порнографии. Сегодняшнего читателя эти тексты не могут не потрясти невероятной актуальностью, афористичностью и сатирической интонацией. «Все великие идеи гибнут из-за того, что есть люди, – уверяет один из персонажей, представитель интеллигенции. – Великая идея – это, например, тотальная война. Вы читали, что сейчас во Франции гражданское население испортило всю тотальную войну? Пишут, что оно расстроило все планы командования. Оно тормозит ход военных операций, потоки беженцев забили все дороги и мешают продвижению войск. Танки увязли в людях – и это после того, как наконец были созданы такие типы машин, которые не вязнут даже в глубокой трясине и могут повалить лес. Голодные люди уничтожали все запасы продовольствия, необходимые для войск, так что гражданское население оказалось хуже саранчи. Один военный обозреватель с тревогой отмечает, что гражданское население стало серьезной проблемой для военных властей». Или вот, например, как тот же герой рассказывает про свое обучение в школе: «Перед учителями стоит трудная задача, требующая от них высокого самоотречения: они должны воплотить в себе основные типы человечества, с которыми впоследствии в жизни столкнется юноша. В школе он получает возможность каждый день четыре или шесть часов познавать жестокость, злобу и несправедливость. За такое образование не жаль уплатить любые деньги. Но оно предоставляется даже бесплатно, за счет государства». Среди выгодных умений, с которым ученик выходит из школы, по мнению героя, значатся: «мошенничество, умение втирать очки и безнаказанно мстить, быстрое усвоение общих мест, льстивость, угодливость, готовность доносить начальству на себе подобных и т.д.»
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
В России «Разговоры беженцев», по понятным причинам, не ставились никогда. На фестивале «Точка доступа» пройдет российская премьера. Идея постановки принадлежит Константину Учителю, историку театра, продюсеру, музыканту и драматургу, доктору искусствоведения. Спектакль будет играться в разных пространствах Финляндского вокзала: в билетном зале, на лестнице посреди него, в буфете, а также на перроне. Впрочем, уехать герои никуда не успеют — их, по слухам, «арестуют» вместе со зрителями. Отдельно нужно сказать о роли зрителя: каждый купивший билет получит наушники и будет поначалу исключительно «подслушивать» интересный разговор. Только в процессе действия публика увидит героев, которых играют петербургские артисты, лауреаты молодежной премии «Прорыв» Максим Фомин и Сергей Волков.
Место: Финляндский вокзал, метро «Площадь Ленина»
Продолжительность: 1 час 30 минут
Даты: 25, 26, 27, 30, 31 июля, 6 августа в 19.00
«НеПРИКАСАЕМЫЕ». Спектакль во дворе православного храма
Спектакль Михаила Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ» уже был сыгран на публике дважды – и слухами о нем полнится российское культурное пространство. Дело в том, что это еще и яркий социальный проект, который существует на стыке нескольких важных направлений современного театра: тут и так называемый инклюзивный театр (в действие на равных правах с актерами вовлечены те самые люди без определенного места жительства, которым спектакль посвящен), и документальный театр (спектакль создан на реальных фактах), и свидетельский театр (те, кого мы привыкли обходить десятой дорогой, рассказывают нам свои подлинные истории, которые и осознать-то порой невозможно – настолько они по-звериному жестоки).
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Тут практически на каждого профессионального актера есть реальный герой – оба они рассказывают одну историю, историю конкретного социального изгоя, которая становится для них общей.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
В спектакле заняты ударные молодые силы города – Ольга Белинская и Валерий Степанов из Алекандринки, Илья Борисов из театра «Мастерская», Дарья Степанова из «Балтийского дома», Полина Толстун из БДТ – во главе с упоминавшимся уже Борисом Павловичем, пропагандистом и лидером российского социального театра вообще (Павлович, в частности, является организатором и ведущим проекта «Язык птиц», а также постановщиком одноименного спектакля в БДТ – где профессиональные актеры и люди с диагнозом «аутизм» существует на сцене в соотношении 50 на 50).
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Организаторы фестиваля «Точка доступа» особенно подчеркивают, что спектакль будет проходить у входа в православный храм – по благословению его настоятеля отца Александра Сорокина: такого еще не было ни в истории театра, ни в истории церкви.
Место: Двор Феодоровского собора, Миргородская улица, дом 1А, метро «Площадь Восстания»
Продолжительность: 2 часа
Даты: 27 июля в 21.00
«Другой город». Променад по петербургским набережным
Идея спектакля принадлежит молодому режиссеру Семену Александровскому, который в последние пару лет превратился в одного из самых любопытных и изобретательных экспериментаторов в театральной сфере. Горстка зрителей соберется в условленном месте на берегу реки Фонтанки, получит от операторов бинауральные наушники и карту и отправится в необычное путешествие: перемещаясь по набережным Петербурга – по Фонтанке и Неве, а затем вдоль Летнего сада, люди будут слышать звуки совершенно другого города – на их выбор: Венеции, Парижа или Амстердама.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Отметить стоит то, что объемный звук в наушниках – результат филигранной режиссерской работы: Александровский провел не один день и прошагал не один километр в названных городах, чтобы путем кропотливого, строго выверенного по драматургии монтажа создать эти треки, которые представляют собой концентрированный голос другого города. Причем, ландшафт в Париже, Амстердаме и Венеции выбирался схожий тому, который стал «декорацией» спектакля в Петербурге: река, набережная, площадь.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Подобная работа, когда два объекта в воображении зрителей накладываются друг на друга, вступают друг с другом в некую коммуникацию, – еще одна новация от фестиваля «Точка доступа».
Место встречи: около памятника мальчику, пересечение ул. Белинского и наб. реки Фонтанки
Продолжительность: 60 минут
Даты: 4 августа, время уточняется
«Путями Каина. Трагедия материальной культуры». Спектакль на набережной
Первый в истории фестиваля гастрольный спектакль. «Путями Каина» по символистской поэме Максимилиана Волошина, которой театр никогда прежде не интересовался – постановка режиссера Максима Диденко, активно развивающего физический (пластический) театр, осуществленная им в Архангельском молодежном театре Виктора Панова. В основе текста одного из главных поэтов первой трети XX века – идея, что «мир стойких равновесий», «разумный и жестокий» – это тупик для человека, для его развития, который может быть преодолен только «восстаньем творческого духа».
- Лишь два пути раскрыты для существ,
Застигнутых в капканах равновесья:
Путь мятежа и путь приспособленья.
Мятеж — безумие;
Законы природы — неизменны.
Но в борьбе за правду невозможного
Безумец —
Пресуществляет самого себя,
А приспособившийся замирает
На пройденной ступени.
Зверь приноровлен к склонениям природы,
А человек упорно выгребает
Противу водопада, что несёт
Вселенную
Обратно в древний хаос.
Он утверждает Бога мятежом,
Творит неверьем, строит отрицаньем,
Он зодчий,
И его ваяло — смерть,
А глина — вихри собственного духа.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Диденко с архангельскими актерами строит адекватный тексту поэтический театр. В Архангельске спектакль идет на берегу Северной Двины, у Красной пристани. В Петербурге его показ случится на Свердловской набережной – недалеко от мыса Ниеншанц, куда зрителей доставят на теплоходе. Организаторы фестиваля напоминают, что Свердловская набережная – не просто древнейшая городская территория в черте города, заселенная еще в XVII веке, но и имеет свою культурную традицию: в 1980-е здесь под открытым небом проводились выставки авангардной скульптуры, концерты бардов.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
По форме спектакль представляет собой «Шествие»: в Петербурге оно устремится от универмага «Юбилей» – к Ниеншанцу. Это самый населенный спектакль фестиваля – в нем заняты 15 артистов и ансамбль барабанщиков Олега Кузнецова «44 DRUMS». Мощная, заводная, брутальная труппа выступает с режиссером в тесном сговоре и демонстрирует, кроме отличной актерской, еще и редкую физическую кондицию. Спектакль полон акробатических трюков, которые необходимы для освоения грандиозной декорации петербуржца Павла Семченко (театр АХЕ), представляющей собой корабль в натуральную величину.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Стоит отметить также оригинальную музыку постоянного соавтора Максима Диденко композитора Ивана Кушнира.
Место: Свердловская набережная
Продолжительность: 1 час 15 минут
Дата: 7 августа в 20.00
ОФФ-ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
«Zемля One». Спектакль для школьников в Музее связи
Особенность этой экскурсии в наушниках для детей 7-14 лет по экспозиции петербургского Музея связи им. А. С. Попова – в том, что все тексты и написаны, и записаны их сверстниками, участниками «Школы Док.Театра», инициированной Новой сценой Александринки. Весь прошлый год ребята занимались подлинной исследовательской работой, связанной с историей радио, телеграфа, телефона, вопросов коммуникации вообще – и в итоге родились тексты, не похожие на стандартные экскурсионные, с набором фантазийных ситуаций и заданий для слушателей. Тексты скомпонованы в целое известным драматургом Натальей Боренко.
Место: Центральный музей связи им. А. С. Попова, ул. Почтамтская, 7
Продолжительность: 1 час 15 минут
Спектакль проходит во время работы музея с 26 июля по 7 августа: 11:00 – 16:00. Выходные дни: 28, 31 июля, 1 августа
«Гамлет. Гаджет». Спектакль в салоне сотовой связи
Моноспектакль Александра Савчука – петербургского актера и режиссера, основателя театрального коллектива Lusores, который покорил театральную общественность скрупулезным и многолетним исследованием шумеро-аккадского эпоса «Гильгамеш» (в данный момент в репертуаре театра Lusores существует уже шесть спектаклей по этому древнейшему тексту). В спектакле «Гамлет. Гаджет» обычный покупатель очередного гаджета в сетевом салоне сотовой связи вдруг обнаружит перед публикой собственные переживания гамлетовских проблем, когда вопрос «мстить или не мстить» неожиданно и напрямую оказывается связан с вопросом «быть или не быть». Также актер собирается рассказать о дегероизации современного человека, предложив свою версию того, почему его герою не суждено стать Гамлетом – человеком, способным взять на себя титаническую задачу наладить распавшуюся связь времен.
Место: салон сотовой связи «Евросеть», Чкаловский проспект, 21, метро Чкаловская
Продолжительность: 50 минут
Даты: 28, 29 июля в 20.00, 6 августа в 16.00
«Экскурсия. Четырнадцать плюс». Спектакль на просторах спального района
Алексей Забегин и Владимир Антипов, сочинители спектакля «14+» в афише «Этюд-театра» – истории о тинэйджерах одной из петербургских окраин, переживающих пубертатный период со всеми присущими ему казусами, сложностями, жестокостями, эротическими фантазиями и зашкаливающими эмоциями, – приглашают зрителей исследовать места взросления героев: «маленький рай на окраине Петербурга, затерявшийся между трамвайными путями, пустынными берегами Финского залива, угольной гаванью, парками и бывшей Петергофской дорогой», – как описывают его Забегин и Антипов.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Трехчасовой экспириенс предполагает: «трансфер» от метро на трамвае №36 вглубь района, прозванного в народе «попугайчиком» за яркий окрас типовых многоэтажек, «автовскую» шаверму в качестве допига, общение с местными алкашами в рюмочной, бегство от полиции с открытой банкой пива руках, посещение торгового центра и – как бонус – дворовый рок в исполнении ВИА «Голуби» и шашлыки на берегу Финского залива.
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля
Всё это – вместе с Лешей, Ильей, Анькой, Маринкой и другими героями спектакля «14+».
Место встречи: у выхода из метро «Автово»
Продолжительность: 3 часа
Даты: 6, 7 августа в 12.00
«Лиговский проспект». Спектакль в бизнес-центре
Спектакль инициирован Центром современного искусств им. С.Курехина, который ныне (на время ремонта в его основном здании на Васильевском острове) размещается на четвертом этаже бизнес-центра «ЛиговЪ». «Спешащие на работу каждый в свой офис люди поднимаются на лифте, этот же лифт везет посетителей в музей. Что объединяет их – две этих сферы деятельности? Где находятся их точки соприкосновения, и есть ли они на самом деле? Бизнес должен подняться на этаж ближе к искусству или искусство спуститься на этаж ниже?», – такими вопросами задаются продюсер перформанса «Лиговский проспект» Данила Вачегин и автор проекта Алина Шклярская, дочь известного музыканта, которая делает первые шаги в пространстве театра.
Место: 4-й этаж БЦ «Лиговка», Лиговский проспект, 73
Продолжительность: 60 минут
Даты: 29, 30 июля, 2, 6 августа в 18.00
«Место-действие». Спецпроект фестиваля в парке Лесотехнического университета
По сути это воркшоп художника Павла Семченко, уже упоминавшегося в данном обзоре, и Сергея Падалко из архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья», среди проектов которой – Музей стрит-арта на территории Завода слоистых пластиков, Музей Бродского «Полторы комнаты», мемориальный парк «Невский пятачок» и многие другие. Названные мастера своего дела вместе с участниками воркшопа и приглашенным именитыми экспертами – в частности приедет британский художественный критик и историк Брайан Хэттон, адъюнкт-профессор Университета Центрального Ланкашира (UCLan) – займутся проблемой соотношения сценографии и архитектуры и их взаимодействия. Все записавшиеся на воркшоп (более подробную информацию ищите на сайте фестиваля «Точка доступа») станут создателями и участниками спектакля-перформанса «Ле-Ле-Левша» по повести Николая Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 7 августа в парке Лесотехнического университета.
Место: парк Лесотехнического университета, Институтский переулок, 5
Дата: 7 августа в 15.00, вход свободный
Гид по программе "Паблик-арт" фестиваля "Точка доступа" читайте здесь.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Полюбите нас черненькими: в театре «Мастерская» поставили «Превращение» Кафки. Каким оказался новый спектакль?
Новости
- 14 октября 2024 - Эрмитаж вновь расширил список льготных категорий в Главный музейный комплекс
- 11 октября 2024 - Мокрые фантазии: St. Petersburg Fashion Week вывела модниц под дождь
- 11 октября 2024 - Новый сериал про Штирлица «Экспансия» начнут снимать летом 2025 года — наследники видят в этом «требование времени»
- 10 октября 2024 - Леонид Юзефович стал лауреатом премии «Ясная Поляна»
- 10 октября 2024 - Нобелевку по литературе присудили южнокорейской писательнице Хан Ган
Статьи
-
12 октября 2024, 14:48В «Севкабель Порту» открывается выставка-путешествие «Виктор Цой. Легенда» (12+) — огромный дизайнерский мега-проект от Бюро Planet9 Агнии Стерлиговой и Александра Кармаева — москвичей, которые несколько лет назад на этом же месте перевернули представление петербуржцев о выставках своим проектом «Балабанов». Позже они же открывали выставки «Первая позиция. Русский балет» в «Манеже» и «Панк-культура. Король и шут» снова в «Севкабель Порту». И вот новый проект, который точно запомнится.
-
06 октября 2024, 16:14
-
11 октября 2024, 08:30
-
05 октября 2024, 17:01
-
04 октября 2024, 16:41