
Совриск без границ: в парках, садах и на улицах

Фестиваль театра в нетрадиционных пространствах «Точка доступа» в этом году задумал программу «Паблик-арт»: пять инсталляций на открытых городских территориях, совершенно не приспособленных для выставок. «Фонтанка» предлагает читателям гид по этим нестандартным акциям, обещающим неожиданный взгляд и на город, и на современное искусство. Завершится программа одновременно с фестивалем — 7 августа.
1. Проект «Бумажные объявления»
Место: улица Рубинштейна, вокруг дома 26
Открытие: 15 июня
Комиксы художника и теоретика современного искусства Григория Литического распечатаны на бумаге формата А2 и расклеены на будках и стенах домов на улице Рубинштейна вокруг кафе «Барслона».

Фото: Предоставлено организаторами проекта
Вообще-то Литический — живописец с мировым именем. Его работы — картины и инсталляции — представлены в Третьяковской галерее, в Колодзей Арт Фонде и Хайланд-парке (США), а так же в Музее современного искусства Киасма (Финляндия). Но вот уже более 30 лет он увлекается созданием комиксов. Значительная их часть посвящена мифам российской истории, которые Литичевский частенько сам и создает. Для проекта на улице Рубинштейна отобраны комиксы, связанные непосредственно с Петербургом. Тут можно прочесть и поразглядывать историю о том, как Луначарский задумал использовать энергию известной модерн-танцовщицы Айседоры Дункан для электрификации всей страны, и как к смелому проекту подключился Сергей Есенин, бывший в то время мужем великолепной Айседоры. Или узнать, как Екатерина Великая обсуждала с графом Калиостро проект скрещивания волка и крокодила, и чем всё закончилось. Среди героев Литического — и Анна Каренина, которая сначала превратилась в Карлсона, а потом принялась, засучив рукава, работать шпалоукладчицей. И выдающийся петербуржец Антон Рубинштейн — герой комикса «Скелет в шкафу у Рубинштейна».

Фото: Предоставлено организаторами проекта
Сюжеты Литического превращают его в наследника по прямой Хармса, Введенского и Олейникова — он, как и зачинатели российской абсурдистской традиции, играет с мифами сознания, вышучивает их с помощью острого пера (в данном случае — рисовального) и таким образом освобождает сознание от разномастной шелухи, лечит его. Организаторы предлагают посетителям выставки снимать также и свои удивительные истории-комиксы и выкладывать их в соцсети с тегами #точкадоступа и #бумажныеобъявления. Таким образом, истории горожан станут продолжением выставки.
2. Проект «Теле-магазин» (видео-арт в публичной среде)
Место: «Буквоед» по адресу: ул. Пестеля, 23
Открытие: 9 июля
В пространстве обычного городского магазина установлено несколько плазм, транслирующих два фейковых ролика: один создан известной петербургской арт-группой «Север7» – и называется «Теплое оружие», второй — французским видеохудожником по имени Роман Периньон: «Дровосеки».

Фото: Предоставлено организаторами проекта
Первый пародирует телемагазин, продающий, по обыкновению, нефункциональные товары. Однако в «Теплом оружии» можно разглядеть еще и пацифистский пафос. В ролике расписываются достоинство «чрезвычайно нужного» деревянного ружья, которое, разумеется, не может никого убить. Французский ролик тоже связан с «деревянной» тематикой. Но в нём всё драматичнее. Ибо месье Периньона волнуют весьма напряженные отношения человека и природы. Да что там далеко ходить: книги, которые потенциальные созерцатели проекта, обнаружат вокруг себя в огромном количестве на полках, сделаны за счет уничтожения огромного количества деревьев. И как тут не вспомнить чеховского доктора Астрова: «Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. /.../ быть может, это в самом деле чудачество, но когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью».
3. Проект «Деревянное облако. Архитектура желаний»
Место: Сад Академии Художеств
Открытие: 21 июля, создание инсталляции с участием всех желающих уже идет
Открытие выставки немецкого художника Мартина Штейнерта, автора проекта, в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств: 12 июля
Проливные дожди не пугают художника Мартина Штейнерта — он привез с собой правильную одежду и в данный момент, не покладая рук, трудится в Саду Академии Художеств, создавая инсталляцию в форме облака из деревянных реек.

Художник Мартин Штейнерт в Петербурге, перед зданием Академии Художеств
Фото: Предоставлено организаторами проекта
Материал это не совсем обычный. Петербуржцам и гостям города предлагается поучаствовать в процессе создания арт-объекта, приехав в Сад и написав маркером на деревяшках свои пожелания, которые потом непременно должны материализоваться. Впрочем, можно и ничего не писать: просто приехать и ничего не писать, а просто понаблюдать за тем, как увлеченно работает в условиях стопроцентной влажности один из мастеров современного искусства, создавая совершенно бесполезную с точки зрения практического сознания вещь. Зрелище, сильно укрепляющее веру в то, что лучшие представители человечество довольно далеко ушли от состояния животных.

Фото: Предоставлено организаторами проекта
По идее художника, его деревянное облако должно соединить материальную и нематериальную реальность, а кроме того, объект должен вписаться в предлагаемое пространство. Контраст между фундаментальностью любого строительства как строго выверенного и научно обоснованного начинания и зыбкостью человеческих чаяний и надежд как раз и должен создать то драматическое напряжение, которое сможет ощутить на себе каждый, кто проникнет внутрь конструкции Штейнерта. А такая возможность будет у любого посетителя.
«Деревянное облако. Архитектура желаний» – так называемый «сайт-специфик» проект: художник готов вписывать своё сооружение в любое пространство, от городской площади до католического храма. Инсталляция уже была построена на родине художника, в немецком Саарбрюкене, а после Петербурга Мартин Штейнерт отправится строить свои «облака» в Берлин, Париж и Лондон.
4. Проект «Таинственный сад»
Место: Сад Музея Анны Ахматовой
Открытие: 23 июля, с перформанса группы «Север7»
Необычные арт-объекты, инсталляции и перформансы, за которые в ответе художники группы «Север7», а также Денис Патракеев, Александр Подобед, Семен Мотолянец, Надежда Анфалова, Петр Белый, появятся на всей территории Ахматовского сада. «Нестандартность» картинки призвана способствовать перезагрузке сознания зрителей.

Фото: Предоставлено организаторами проекта
Есть у этих современных художников, как водится, и идея. Она вдохновлена «Таинственным садом», описанным Ницще в труде «К генеалогии морали». «Мы чужды себе, мы, познающие, мы сами чужды себе: на то имеется своя веская причина, – убежден Ницше. – Мы никогда не искали себя – как же могло случиться, чтобы мы однажды нашли себя? Справедливо сказано: «где сокровище ваше, там и сердце ваше»; наше сокровище там, где стоят улья нашего познания. Как прирожденные пчелы и медоносцы духа мы всегда попутно заняты одним; в сердце нашем гнездится одна лишь забота – что бы «принести домой». Что до жизни вообще, до так называемых «переживаний» – кто из нас достаточно серьезен для этого? Или достаточно празден? С этими делами, боюсь, мы никогда не бывали действительно «у дел»: к этому не лежит наше сердце – и даже наши уши!»

Фото: Предоставлено организаторами проекта
Словом, имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Главное — прийти в «Таинственный сад» в центре Петербурга с установкой на самопознание, а не на потребительство. Надеемся, «Фонтанка» правильно интерпретировала мысль российских художников.
5. Проект ZIKADEN
Место: Фаблаб Политех
Открытие: 23 июля
Перформанс группы Tonoptik: 30 июля, в 18.00
Пространственная аудио-визуальная инсталляция oт группы Tonoptik представляет собой объемную экспериментальную композицию, настолько сложную технически, что можно смело отнести этот публичный проект к разделу science art`а.

Фото: Предоставлено организаторами проекта
Звук генерируется более чем тридцатью источниками, расположенными в разных точках еще одной городской зеленой зоны – Парка Политехнического института. Так что, по задумке художников, должно возникнуть ощущение, что парк оккупировал рой неведомых насекомых. Причем, эти пришельцы не просто издают звуки, подобные стрекоту южных цикад, они еще и задают пространству свой ритм, который — внимание — подчеркивается светом. Так что приходить лучше в вечернее время, когда инсталляцию можно воспринять не только на слух, но и глазом.

В качестве бонуса в рамках проекта ZIKADEN запланирован еще и перформанс группы Tonoptik
Фото: Предоставлено организаторами проекта
Эффект, который способно произвести на публику это пространство, вдруг зажившее собственной, непонятной для случайного посетителя жизнью, – непредсказуем. Но это ведь и есть задача совриска (современного искусства, то есть — кто еще не понял): создавать новые формы и с их помощью исследовать реальность. Тут, пожалуй, можно снова призвать в союзники классика: «Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно», – говорил Костя Треплев из чеховской «Чайки». До 7 августа новые формы в Петербурге — общедоступны и открывают неограниченные возможности для работы мозга. А заодно – и для поисков скелетов в собственных шкафах.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36