Совриск без границ: в парках, садах и на улицах

08 июля 2016, 18:15
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль театра в нетрадиционных пространствах «Точка доступа» в этом году задумал программу «Паблик-арт»: пять инсталляций на открытых городских территориях, совершенно не приспособленных для выставок. «Фонтанка» предлагает читателям гид по этим нестандартным акциям, обещающим неожиданный взгляд и на город, и на современное искусство. Завершится программа одновременно с фестивалем — 7 августа.

1. Проект «Бумажные объявления»
Место: улица Рубинштейна, вокруг дома 26
Открытие: 15 июня

Комиксы художника и теоретика современного искусства Григория Литического распечатаны на бумаге формата А2 и расклеены на будках и стенах домов на улице Рубинштейна вокруг кафе «Барслона».



Фото: Предоставлено организаторами проекта

Вообще-то Литический — живописец с мировым именем. Его работы — картины и инсталляции — представлены в Третьяковской галерее, в Колодзей Арт Фонде и Хайланд-парке (США), а так же в Музее современного искусства Киасма (Финляндия). Но вот уже более 30 лет он увлекается созданием комиксов. Значительная их часть посвящена мифам российской истории, которые Литичевский частенько сам и создает. Для проекта на улице Рубинштейна отобраны комиксы, связанные непосредственно с Петербургом. Тут можно прочесть и поразглядывать историю о том, как Луначарский задумал использовать энергию известной модерн-танцовщицы Айседоры Дункан для электрификации всей страны, и как к смелому проекту подключился Сергей Есенин, бывший в то время мужем великолепной Айседоры. Или узнать, как Екатерина Великая обсуждала с графом Калиостро проект скрещивания волка и крокодила, и чем всё закончилось. Среди героев Литического — и Анна Каренина, которая сначала превратилась в Карлсона, а потом принялась, засучив рукава, работать шпалоукладчицей. И выдающийся петербуржец Антон Рубинштейн — герой комикса «Скелет в шкафу у Рубинштейна».



Фото: Предоставлено организаторами проекта

Сюжеты Литического превращают его в наследника по прямой Хармса, Введенского и Олейникова — он, как и зачинатели российской абсурдистской традиции, играет с мифами сознания, вышучивает их с помощью острого пера (в данном случае — рисовального) и таким образом освобождает сознание от разномастной шелухи, лечит его. Организаторы предлагают посетителям выставки снимать также и свои удивительные истории-комиксы и выкладывать их в соцсети с тегами #точкадоступа и #бумажныеобъявления. Таким образом, истории горожан станут продолжением выставки.

2. Проект «Теле-магазин» (видео-арт в публичной среде)
Место: «Буквоед» по адресу: ул. Пестеля, 23
Открытие: 9 июля

В пространстве обычного городского магазина установлено несколько плазм, транслирующих два фейковых ролика: один создан известной петербургской арт-группой «Север7» – и называется «Теплое оружие», второй — французским видеохудожником по имени Роман Периньон: «Дровосеки».



Фото: Предоставлено организаторами проекта

Первый пародирует телемагазин, продающий, по обыкновению, нефункциональные товары. Однако в «Теплом оружии» можно разглядеть еще и пацифистский пафос. В ролике расписываются достоинство «чрезвычайно нужного» деревянного ружья, которое, разумеется, не может никого убить. Французский ролик тоже связан с «деревянной» тематикой. Но в нём всё драматичнее. Ибо месье Периньона волнуют весьма напряженные отношения человека и природы. Да что там далеко ходить: книги, которые потенциальные созерцатели проекта, обнаружат вокруг себя в огромном количестве на полках, сделаны за счет уничтожения огромного количества деревьев. И как тут не вспомнить чеховского доктора Астрова: «Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. /.../ быть может, это в самом деле чудачество, но когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью».

3. Проект «Деревянное облако. Архитектура желаний»
Место: Сад Академии Художеств
Открытие: 21 июля, создание инсталляции с участием всех желающих уже идет
Открытие выставки немецкого художника Мартина Штейнерта, автора проекта, в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств: 12 июля

Проливные дожди не пугают художника Мартина Штейнерта — он привез с собой правильную одежду и в данный момент, не покладая рук, трудится в Саду Академии Художеств, создавая инсталляцию в форме облака из деревянных реек.

Художник Мартин Штейнерт в Петербурге, перед зданием Академии Художеств
Художник Мартин Штейнерт в Петербурге, перед зданием Академии Художеств

Фото: Предоставлено организаторами проекта

Материал это не совсем обычный. Петербуржцам и гостям города предлагается поучаствовать в процессе создания арт-объекта, приехав в Сад и написав маркером на деревяшках свои пожелания, которые потом непременно должны материализоваться. Впрочем, можно и ничего не писать: просто приехать и ничего не писать, а просто понаблюдать за тем, как увлеченно работает в условиях стопроцентной влажности один из мастеров современного искусства, создавая совершенно бесполезную с точки зрения практического сознания вещь. Зрелище, сильно укрепляющее веру в то, что лучшие представители человечество довольно далеко ушли от состояния животных.



Фото: Предоставлено организаторами проекта

По идее художника, его деревянное облако должно соединить материальную и нематериальную реальность, а кроме того, объект должен вписаться в предлагаемое пространство. Контраст между фундаментальностью любого строительства как строго выверенного и научно обоснованного начинания и зыбкостью человеческих чаяний и надежд как раз и должен создать то драматическое напряжение, которое сможет ощутить на себе каждый, кто проникнет внутрь конструкции Штейнерта. А такая возможность будет у любого посетителя.

«Деревянное облако. Архитектура желаний» – так называемый «сайт-специфик» проект: художник готов вписывать своё сооружение в любое пространство, от городской площади до католического храма. Инсталляция уже была построена на родине художника, в немецком Саарбрюкене, а после Петербурга Мартин Штейнерт отправится строить свои «облака» в Берлин, Париж и Лондон.

4. Проект «Таинственный сад»
Место: Сад Музея Анны Ахматовой
Открытие: 23 июля, с перформанса группы «Север7»

Необычные арт-объекты, инсталляции и перформансы, за которые в ответе художники группы «Север7», а также Денис Патракеев, Александр Подобед, Семен Мотолянец, Надежда Анфалова, Петр Белый, появятся на всей территории Ахматовского сада. «Нестандартность» картинки призвана способствовать перезагрузке сознания зрителей.



Фото: Предоставлено организаторами проекта

Есть у этих современных художников, как водится, и идея. Она вдохновлена «Таинственным садом», описанным Ницще в труде «К генеалогии морали». «Мы чужды себе, мы, познающие, мы сами чужды себе: на то имеется своя веская причина, – убежден Ницше. – Мы никогда не искали себя – как же могло случиться, чтобы мы однажды нашли себя? Справедливо сказано: «где сокровище ваше, там и сердце ваше»; наше сокровище там, где стоят улья нашего познания. Как прирожденные пчелы и медоносцы духа мы всегда попутно заняты одним; в сердце нашем гнездится одна лишь забота – что бы «принести домой». Что до жизни вообще, до так называемых «переживаний» – кто из нас достаточно серьезен для этого? Или достаточно празден? С этими делами, боюсь, мы никогда не бывали действительно «у дел»: к этому не лежит наше сердце – и даже наши уши!»



Фото: Предоставлено организаторами проекта

Словом, имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Главное — прийти в «Таинственный сад» в центре Петербурга с установкой на самопознание, а не на потребительство. Надеемся, «Фонтанка» правильно интерпретировала мысль российских художников.

5. Проект ZIKADEN
Место: Фаблаб Политех
Открытие: 23 июля
Перформанс группы Tonoptik: 30 июля, в 18.00

Пространственная аудио-визуальная инсталляция oт группы Tonoptik представляет собой объемную экспериментальную композицию, настолько сложную технически, что можно смело отнести этот публичный проект к разделу science art`а.



Фото: Предоставлено организаторами проекта

Звук генерируется более чем тридцатью источниками, расположенными в разных точках еще одной городской зеленой зоны – Парка Политехнического института. Так что, по задумке художников, должно возникнуть ощущение, что парк оккупировал рой неведомых насекомых. Причем, эти пришельцы не просто издают звуки, подобные стрекоту южных цикад, они еще и задают пространству свой ритм, который — внимание — подчеркивается светом. Так что приходить лучше в вечернее время, когда инсталляцию можно воспринять не только на слух, но и глазом.

В качестве бонуса в рамках проекта ZIKADEN запланирован еще и перформанс группы Tonoptik
В качестве бонуса в рамках проекта ZIKADEN запланирован еще и перформанс группы Tonoptik

Фото: Предоставлено организаторами проекта

Эффект, который способно произвести на публику это пространство, вдруг зажившее собственной, непонятной для случайного посетителя жизнью, – непредсказуем. Но это ведь и есть задача совриска (современного искусства, то есть — кто еще не понял): создавать новые формы и с их помощью исследовать реальность. Тут, пожалуй, можно снова призвать в союзники классика: «Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно», – говорил Костя Треплев из чеховской «Чайки». До 7 августа новые формы в Петербурге — общедоступны и открывают неограниченные возможности для работы мозга. А заодно – и для поисков скелетов в собственных шкафах.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>