“айна дерев€нных человечков

15 июл€ 2016, 10:48
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ –усском музее восстанавливают дерев€нный амвон времен »вана √розного из новгородского ’рама —в€той —офии. «‘онтанка» понаблюдала за процессом, узнала историю о «халдейской пещи» и собрала всЄ, что известно о таинственных дерев€нных человечках в основании конструкции.

¬ мастерской реставрации резных икон и дерев€нной скульптуры, что во внутреннем дворе  орпуса Ѕенуа, возле стен сто€т украшенные резьбой дерев€нные панели, увенчанные миниатюрными луковками храмовых куполов, а на полу выстроились в р€д фигурки дерев€нных человечков. ¬се это — детали амвона (аналог кафедры проповедника) из собора —в€той —офии в ¬еликом Ќовгороде. ќгромное дерев€нное сооружение, подобных которому в мире не сохранилось, имеет пор€дка трех метров в высоту и трех метров в диаметре. ќно – носитель информации об ушедших в прошлое и глубоко забытых церковных обр€дах и отдельно – об истории –оссийского государства.

јмвон был изготовлен в 1533 году по заказу ћитрополита ћакари€, который позднее венчал на царствие »вана IV, прозванного √розным. –еставраторы обнаружили следы посв€тительной надписи, в которой упоминались наследники »вана III — »ван и √еоргий (ёри€). ƒело в том, что в ту пору на подобных конструкци€х не только читали ≈вангелие св€щеннослужители, но и проводилось венчание на царство. ¬ –усском музее предполагают, что ћакарий видел в этой конструкции символ будущей –оссии, и потому планировал его таким роскошным, пригласил лучших мастеров. ќднако, еще до венчани€ »вана IV традици€ использовани€ амвона была упразднена, и этой роли нынешний экспонат –усского музе€ не исполнил.

—корее всего, не исполн€л этот амвон и еще одной роли, которую ему приписывали с XIX века: халдейской пещи (печи). Ёта часть истории любопытна вдвойне: в XVI-XVII веках на –уси существовал церковный обр€д, пришедший, веро€тно, из ¬изантии – «ѕещное действо» (или «„ин воспоминани€ сожжени€ трех отроков»). ƒейство совершалось в последнее воскресенье перед праздником –ождества ’ристова и изображало историю чудесного спасени€ трех отроков — јнании, јзарии и ћисаила из огненной печи, куда их отправил царь Ќавуходоносор II за то, что они отказались поклонитьс€ идолу. ≈сли описывать мистерию в общих чертах, то «отроки» с пением отправл€лись в «пещь» с зажженными свечами в руках, а халдеи (изначально – представители семитских племен, основателей €зыческого Ќововавилонского царства, впоследствии в христианской традиции слово употребл€лось в уничижительном смысле: прислужник, р€женый шут) поджигали под ним «плавучую траву» (большого огн€ не было, но дым шел). «атем из-под сводов спускалась фигура ангела, «халдеи» падали ниц, отроки брали ангела за крыль€ и ходили по кругу «в пещи», потом ангел «улетал», а испуганные «халдеи» выводили отроков и подводили к патриарху.

¬се это можно увидеть в фильме —ерге€ Ёйзенштейна «»ван √розный» – режиссер воссоздал эту традицию, котора€ в реальной истории вскоре была упразднена, и лишь несколько раз реконструировалась, в том числе дл€ Ќикола€ II.

Ќиколай –ерих. ѕещное действо. 1907
Ќиколай –ерих. ѕещное действо. 1907

«’алдейска€ пещь» как часть русской культуры интересовала и других творцов. »звестна картина «ѕещное действо» Ќикола€ –ериха — в –усском музее говор€т, что на ней художник изобразил именно амвон, ныне хран€щийс€ в их коллекции. ќднако реставраторы музе€ вынуждены признать: сколько они ни искали следы огн€ на дерев€нных конструкци€х амвона — не нашли. ј значит, скорее всего, вместо него на врем€ действа доставали другой, более бедный в плане декора, и уже с его участием проводили обр€д.

«Ѕарабан», который образуют установленные в круг дерев€нные панели, – двухъ€русный. ѕритом нижн€€ часть его — это скульптуры дерев€нных человечков: между ними «халдеи» как раз и просовывали факелы, чтобы поджечь траву. ¬ерхн€€ часть представл€ла собой панели с трем€ дес€тками икон, которые, однако, были утрачены. Ќи того, куда делись иконы, ни того, что за дерев€нные человечки поддерживают на своих плечах амвон, – реставраторы пока не знают. »звестно только, что эти «атланты» в нижней части амвона — не изображени€ св€тых. Ќо что это за люди, имеют ли они отношение к царской семье или это вообще «спонсоры» создани€ богатого украшени€ амвона, – ученые разгадать не могут.

 стати, об украшени€х: реставраторы установили, что резное дерево (амвон выполнен из сосны и липы) было покрыто серебром и золотом. ¬ эти дни сотрудники музе€, а также студенты-реставраторы расчищают их от более поздних бронзовых поновлений, с помощью ватного микротампона и раствора из ацетона, димексида и изопропилового спирта. ƒаетс€ это непросто.

« огда мы начали заниматьс€ подготовкой к реставрации, предполагалось, что все резные поверхности, которые, как мы знали из новгородской летописи, были золочены и посеребрены, наход€тс€ под так называемой бронзовой записью, – рассказал «‘онтанке» заведующий сектором реставрации резных икон и дерев€нной полихромной скульптуры ¬иктор „меленко. – —читалось, что она положена в один слой, и это было сделано в тот момент, когда по приказу императора из всех рухл€дных (помещение дл€ хранени€ предметов, использовавшихс€ при богослужени€х, но вышедших из употреблени€ — прим.ред.) ѕскова и Ќовгорода все те пам€тники, которые так или иначе были интересны с точки зрени€ православи€, были привезены в ѕетербург. Ќо когда мы сделали пробное раскрытие, обнаружилось, что слоев бронзы было по меньшей мере три. ≈ще до попадани€ амвона в јкадемию художеств, бронзова€ краска с использованием различных св€зующих средств наносилась на поверхность резных деталей. ѕроцесс раскрыти€ значительно усложнилс€».

¬ рухл€дной гигантский амвон не побывал: после вывода его из церковного обихода, в XVIII веке он был убран на хоры —обора —в€той —офии. ќттуда, по словам ведущего реставратора –усского музе€ ∆анны ћаксименко, его привезли в 1860 году в јкадемию художеств дл€ исследовани€ и демонстрации в музее христианских древностей. “ам же в 1870 году он был отреставрирован под руководством заведующего музеем ¬асили€ ѕрохорова и ћихаила Ѕоткина (брата знаменитого врача). ј в 1897 году экспонат поступил в –усский музей, где демонстрировалс€ до 20-х годов ’’ века. ј затем в подвалах музе€ пережил ¬еликую ќтечественную войну.

—ейчас амвон готов€т к выставке — петербуржцы увид€т его, по всей видимости, следующей весной. » это будет первый случай экспонировани€ этого предмета полностью — с 1920-х годов (в 2014 году на выставке горожане могли видеть лишь фрагмент этого амвона). –еставраторы подчеркивают, что, хот€ им не составило бы труда восстановить утраченные детали и даже дописать иконы — заниматьс€ подобными «фальсификаци€ми» они не станут. “ак что посетители выставки увид€т старинный амвон таким, каким он добралс€ до нас со времен »вана √розного. ј полную реконструкцию того, как эта конструкци€ должна была выгл€деть, можно будет изучить на компьютерном макете.

ѕри этом реставраторы с удовольствием рассказывают об одной неожиданной находке, которую они сделали в процессе консервации — это записка размером 11,5 на 4,5 сантиметра с текстом: «јфонкин жеберий. ” ”спени€ Ѕогородицы поп. ” ѕреображени€ √осподн€ на »льины два попы. ” «намени€ Ѕогородины два попы». ”ченые определили возраст послани€ — не позднее второй половины XVII века. Ќекоторые исследователи полагают, что в этой бумаге речь идет о выборах новгородского архиепископа путем жеребьевки. Ќо есть и другие версии. » ученые уверены, что этот старинный амвон хранит еще немало тайн.

јлина ÷иопа, ‘онтанка.ру
 .

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

ћафи€ бессменна: как ’арви  ейтель новым фильмом мен€ет гангстерское кино

ќбозреватель Ђ‘онтанкиї оценил новую драму Ђћейер Ћанскиї и манеру, в которой лауреат премии —таниславского сыграл легенду криминальной јмерики

—татьи

>