«Этюд-театр» распахнул двери своего первого дома

19 марта 2016, 22:22
Версия для печати Версия для печати

Молодая петербургская театральная команда – «Этюд-театр», промыкавшись пять лет по разным площадкам, но проявив изумительную волю быть вместе, обрела свой первый дом. Новый городской кластер – «Цархитектор» на Конюшенной, 9 – пустил бездомный, но уже известный в городе театр под свою крышу с условием, что все строительные работы ребята возьмут на себя. С нового года «этюдовцы» строили свой дом. И, наконец, построили.

Чтобы попасть в театр, нужно миновать грязный пыльный двор с раскинувшейся посреди него помойкой. Что удивительно и показательно для Петербурга, этот двор от вылизанных дворов Капеллы отделяет всего один дом: блеск и нищета стабильно и неизбывно подпирают друг друга. Но в своей приветственной речи заместитель председателя комитета по культуре Александр Воронко поздравил не только коллектив «Этюд-театра», но и Центральный район Петербурга с таким прекрасным приобретением, как молодой талантливый театра, уточнив, что районным властям придется, конечно, благоустроить двор. Это радует, как и то, что профильный смольнинский комитет не остался в стороне от благого начинания, оценил энтузиазм и упорство одной из самых ярких в художественном плане театральных команд и уже заговорил про «не маленькие субсидии».

Но всё эти слова-обещания были произнесены, когда многочисленные – кажется, сильно превышающие числом сотню – гости собрались-таки в зале, и, кому повезло, уселись на новенькие деревянные стулья. До того пространство с причудливым мистическим светом напоминало лабиринт. Понять, где ты находишься и как устроено пространство, было решительно невозможно. Куда бы ты ни шёл, непременно натыкался на подсвеченный разноцветно целлофан. А с верхотуры громкий голос называл по радио имена тех, кому «Этюд-театр» выносит благодарность за поддержку. В то же время, те, когда благодарили, сталкиваясь с артистами и режиссерами – «этюдовцами», а также с бессменным директором «Этюд-театра» Алексеем Никитиным в пестрой толпе, поздравляли их, новоселов, и поднимали бокалы и за новоселье, и за день рождения (именно 19 марта пять лет назад эта команда родилась как театр). А они ребята благодарили в ответ, уже лично и с какими-то едва уловимыми, но определенно новыми интонациями – как полноправные хозяева, принимающие гостей любого ранга. И в этом нюансе интонаций – в ощущении хоть какой-то стабильности, хоть слабой, но уверенности в завтрашнем дне было нечто очень правильное. Особенно, когда думалось о том, что эту уверенность ребята буквально отвоевали – сами, своим упорством в стремлении работать вместе, той командой, которая до того, как стать театром, пять лет рождалась, сбивалась, проверялась, укреплялась как художественное целое в 51 аудитории Театральной академии на Моховой, в мастерской педагога Вениамина Фильштинского. И не только упорством. А вот еще и, как выяснилось, недюжинным талантом строителей. Потому что сразу после Нового года молодые люди взяли в руки инструменты – шпатели, кисти, пилы, дрели – и принялись прогибать под себя пространство, которому и не снилось когда-нибудь стать театром. И прогнули.

В какой-то момент, все этюдовцы оказались внутри целлофанового куба. А еще одна целлофановая стена была сдернута по команде директора Леши Никитина, открыв для публики маленький зал – не больше, чем на 100 мест. Потом из куба послышалось: «Филь-штин-ско-го! Филь-штин-ско-го!» Ученики, хоть и изрядно повзрослевшие, звали в свои ряды учителя, мастера – и Фильштинский, ворча: «То садитесь, то идите…» – поднялся со стула и просочился за прозрачные стены. А дальше из куба прозвучало «С Богом!» – и его четыре стенки «рухнули», предъявив тех, кто будет наполнять это вновьсозданное игровое пространство творческим содержанием – и судя по тому, что эта группа молодых людей не только поименно, но и по множеству работ знакома и публике, и критикам, знакома и как единая банда одаренных энтузиастов, и по отдельности, по работам в других театрах и в кино, они оказались правы. А не правы вышли те, кто не помогали и даже мешали им в прошедшие годы. Это я снова о том, что у комитета по культуре – да в стране вообще – нет механизма, чтобы давать рождаться молодым театрам. Кости мамонта на улице современного города найти легче, чем городу создать новый театр. Но я еще и про то, как мог бы выиграть Театра на Васильевском и его художественный руководитель, господин Словохотов, если бы пять лет назад «Этюд-театр» получил крышу в его доме, как Словохотов и обещал – и ребятам, и Вениамину Фильштинскому.

Но жизнь идет вперед и выводит на правильные рельсы тех, кто ищет и знает, что именно ищет. В своей приветственной речи Фильштинский напоминал ученикам о том, что в той или иной степени каждое высказывание должно быть гимном человеку, пусть падшему, пусть некрасивому в данный момент, но человеку. Вот это видение человеческой сути в каждом из героев в 51 аудитории на Моховой считается главным этическим принципом. А если о человеке не получатся говорить убедительно и достоверно, значит, по слову Фильштинского, «проерундели». Это словечко, видимо, хорошо знакомое ученикам этого педагога, вызвало добродушный, ностальгический смех у «этюдовцев». В тот же вечер автор этих строк совсем в другом театре встретил другого выходца из аудитории №51 – ученица Аркадия Кацмана (этот выдающийся театральный педагог работал в 51-й до Фильштинского, выпустил легендарные курсы, которые сейчас составляют основу МДТ – Театра Европы) народная артистка России Елена Попова вспомнила слова своего мастера о том, что ирония убивает всё живое, настоящее. Ныне взгляды на театр сильно изменились, многим стало ясно, что гуманистические цели в театре иногда достигаются средствами принципиально антигуманными, что провокационный театр делает людям больно, чтобы потом стало хорошо. Но надо признать, что именно в «Этюд-театре», умело дозируя иронию и серьезность, умудряются вполне достойно продолжать традиции 51-й аудитории – современным художественным языком рассказывают истории о людях, оставляя им, самым разным героям, право на пристальный и подробный интерес тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. И нельзя не признать, что от роли к роли актеры и режиссеры из этой команды становятся глубже, профессиональнее, увереннее, осмысленнее. И потому тоже имеют право на пристальный интерес публики, критики и чиновников. Тем более, что команда эта расширяется день ото дня. К «фильштинцам-основоположникам» присоединяются «фильштинцы» или, как их еще называют «фильшты» – новобранцы. А кроме того, театр-новосел намерен пускать в дом своих друзей, так что «Площадка 51» (именно такое название носит театр на Конющенной, 9 и читателям, надеюсь, уже понятно, почему) станет еще и открытой театральной площадкой с той оговоркой, что право на выбор по части приглашенных целиком остается за хозяевами.

Первый спектакль будет сыгран на «Площадке 51» уже сегодня, 20 марта – это своеобразный манифест и одновременно хит «Этюд-театра», посвященный проблеме идентификации сегодняшних 25-летних – «Кеды» по пьесе Любы Стрижак. А дальше, как уже писала «Фонтанка», тут начнется регулярная творческая жизнь, связанная со знакомыми именами и названиями. В репертуарном режиме пойдут известные и людимые театральными зрителями "Демоны", "14+", "Республика ШКИД", квартирник "Стыдно быть несчастливым". В то же время, Алексей Забегин начнет репетировать «Чипполино», Семен Серзин – «Любовь людей» по мистической пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского (обе премьеры намечены на весну 2016 года). А затем на «Площадке 51» пройдет театральная лаборатория «Лихорадка», после которой в репертуаре должно появиться сразу несколько новых спектаклей.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>