
«Контрибуция»: Мышеловка по-русски, с ряжеными

В прокате – «Контрибуция» Сергея Снежкина. Фильм, который имел все шансы стать прецедентом отличного отечественного детектива. Но установка на духовность и романтизацию истории, а также слепая и чрезвычайно наивная для такого опытного профессионала, как Снежкин, вера во всесилие актеров всё снова погубили.
«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй», – так начинается булгаковская «Белая гвардия». Фильм Снежкина (как и роман Юзефовича) начинается c того, что к концу этого года, в дикие морозы, войска белого генерала Пепеляева берут город Пермь. Истощенной в долгом походе армии нужны пропитание, обмундирование, оружие, снаряды. Чтобы все это добыть, командующий войском, двадцатисемилетний генерал Анатолий Пепеляев собирает местных купцов и толстосумов и предлагает им внести контрибуцию — пожертвовать на нужды армии свои состояния. Среди жертвователей оказывается молодая вдова Чагина — она вносит в фонд армии драгоценный бриллиант. Который вскоре невероятным образом исчезает.
Леонид Юзефович — писатель, сочетающий в себе несочетаемые свойства: сугубо научный ум и природное чувство формы. Причем в очень выверенных пропорциях — его произведения балансируют на грани между увлекательным историческим нон-фикшном и тонким, в меру ироничным и умным детективом. Пляжное чтение, созданное на основе кропотливой архивной работы во всем мире ценится на вес бриллианта, и авторы, умеющие работать в этом удивительном формате, мгновенно попадают в пантеоны литературных священных чудовищ.
Роман Юзефовича «Контрибуция» – идеальный кинематографический материал, о таком можно только мечтать. С одной стороны — строгая историческая подоплека: главный герой реально существовавший белый генерал, и образ его воссоздан по крупицам. Действующие лица — купцы, дельцы, лавочники, вдовушки, интеллигенция, юнкера — ровно так же исторически и психологически достоверны. А главное — умещены в очень емкую и выигрышную литературную форму а-ля «Мышеловка» Агаты Кристи. Основное действие — расследование в четырех стенах, детектив перебирает подозреваемых. Только вместо гостиницы, занесенной снегом — армейский штаб в морозной Перми. Одним словом, материал «Контрибуции» сам просится на экран; легко и радостно трансформируется в камерный детектив в британском стиле и в декорациях «той единственной Гражданской».
Сергей Снежкин доказал, что нет такого материала, который нельзя было бы загубить. В его экранизации филигранной работе с историческим материалом и чувству формы устраивают показательную порку. Достоверные образы трансформируются в ряженых с накладными бородами и в безумных костюмах. Театральные актеры — Игорь Черневич, Артур Ваха, Евгений Дятлов, Елизавета Боярская, Константин Воробьев и Юрий Ицков — в ролях купцов комикуют, корчат в камеру рожи и разыгрывают такого общепринятого Островского. То по пузу себя постучат, до бородку погладят, то цепочкой от карманных часов позвенят. Социальный срез гибнущего русского дореволюционного общества превращается в «Маски-шоу», набор не типов и характеров, а простейших, примитивных образов масскульта. Хищная девица (а ведь из героини Елизаеты Боярской легко бы получилась этакая Настасья Филипповна, и таланта актрисы с лихвой бы хватило, чтобы сыграть такую героиню, а не «маску»), пузатый старовер, жадный еврей, припадочный коммерсант — образы не для детектива (тем более, исторического), а для водевиля, такого и в «Сибирском цирюльнике» не встретишь.
На роль генерала Пепеляева Снежкин выбрал красавчика Максима Матвеева — его выразительной фактуре уж чего только не пытались придать: и демонизма (Ставрогин в «Бесах» Хотиненко), и двуличности (неплохой сериал «Мосгаз», где он играл маньяка). Теперь вот Снежкин истово верит, что герой-любовник отлично годится для роли молодого генерала-романтика, пытающегося выжить в мясорубке братоубийственной войны.
Наконец, третий главный персонаж – «красный» следователь, которому поручают искать бриллиант в четырех стенах армейского штаба, — вроде бы выигрышный в теории, но снова мимо. Илья Носков — отличный актер, загубивший свою карьеру одной-единственной ролью в провальном фильме: «Азазеле», экранизации акунинского романа. Назначать молодого Фандорина на роль другого следователя в другом историческом детективе — все равно, что предлагать, например, Василию Ливанову роль Арсена Люпена, или Дэвиду Суше (великому и нетленному британскому Пуаро) — образ Холмса.
Снежкин с легкостью и радостью меняет историческую филигранность и чувство формы на «блестящий актерский ансамбль», который вроде бы все должен «вытянуть». Режиссер старой закалки, он истово верит, что актер в кадре — уже готовый фильм. Он сам обеспечит и драматургию, и ритм, и все смысловые пласты, заложенные в сюжете. Тем более, что главных персонажей не три, как можно подумать, глядя на постер, а четыре. Есть еще Верочка, бывшая невеста красавца генерала и нынешняя жена следователя. Но и эта линия – казалось бы, гарантированный источник мощного лирико-драматического напряжения, – пропадает начисто. Надежда Толубеева, талантливая, судя по театральным работам, молодая актриса, оставшись без режиссерской поддержки, играет жертвенную барышню – карикатурно, на сплошной истерике.
А дело всё в том, что в действительности, таких исполнителей, которые сами могут всё вытянуть, на всей Земле, может, только пара-тройка и найдется. И они не играют в «Контрибуции» Снежкина. Оператор Сергей Мачильский тщетно пытается выдержать хотя бы стиль — теплые тона в помещениях, холод, ужас и нищета на натуре — но этот прием, понятно, не спасает, когда вся картина выстроена на череде сверхкрупных, крупных и средних планов актерских физиономий, старательно изображающих ужас, восторг, зависть, интерес, тревогу и прочие простенькие (примитивные, поверхностные) чувства. Результат – многослойный, с социальной, исторической, любовной, романтической, остросюжетной подоплекой сюжет «Контрибуции» идет ко дну, превращается в передачу «Сказка за сказкой», экранизацию не умного детектива, а «Теремка» в провинциальном ТЮЗе.
Одно радует — умный литератор Юзефович вернулся к сюжету о генерале Пепеляеве и переработал его в новую книжку. Уже не детектив, а фундаментальную биографию Анатолия Пепеляева под названием «Зимняя дорога». Очень рекомендую.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Каменная гостья: люди, лисы и оборотни стали героями спектакля по роману соавтора песен Бьорк
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.