«Элементарно, Ватсон!»: три новых книги о Шерлоке и его эпохе

31 января 2016, 06:57
Версия для печати Версия для печати

Пока киноманы ждут продолжения сериала «Шерлок» на BBC, «Фонтанка» нашла другой способ погрузиться в мир знаменитого детектива. В нашем книжном обзоре – новинки интеллектуальной литературы о сыщике с Бейкер-стрит и его эпохе. Читая эти книги, можно узнать, как викторианские гувернантки сломили гендерные стереотипы, выяснить, как с детективной сагой связан Дэвид Боуи, и вспомнить, что Холмс никогда не курил трубку. В общем, превратиться из наивного фаната холмсианы в эксперта.

Почему Шерлок Холмс вновь популярен? Размышляя над этим, всегда прихожу к выводу: сыщик с Бейкер-стрит намного опередил своё время. Рождённый в эпоху тяжеловесного прогресса и паровых машин, он демонстрировал сверхмощь человеческого разума, но – пользовался ей с лёгкостью балерины. В этом есть есть что-то от современных научно-популярных лекций, когда тебе расскажут строение Вселенной за час или за 10 минут объяснят механизм образования чёрных дыр.

В «Шерлоке Холмсе» появилась свойственная нашему времени тяга к сериальности. Недаром Конан Дойл несколько раз пытался закончить цикл и даже хладнокровно убил своего героя, но под напором возмущенной общественности Холмса пришлось воскресить.

Холмс, как ни крути, персонаж актуальный. С этим выводом может согласиться Кирилл Кобрин, автор книги «Шерлок Холмс и рождение современности», выпущенной в конце 2015-го издательством Ивана Лимбаха.

«Шерлок Холмс и рождение современности: Деньги, девушки, денди Викторианской эпохи»

Кобрин приходит от «Шерлока Холмса» в такое же умственное возбуждение, в какое сам детектив с Бейкер-стрит приходил от кокаина. Это самое важное, что нужно знать об авторе. Из менее значительного: он историк по образованию, англофил, журналист радио «Свобода», редактор журнала «Неприкосновенный запас». Живёт в Лондоне.



Фото: Предоставлено издательством

Наткнувшись на Шерлока в среднем школьном возрасте, Кобрин так и перечитывает его. Правда, уровень восприятия с тех пор усложнился. Отсюда – девять эссе, где сам сыщик с его дедукцией, интригами, афоризмами и туповатым другом Ватсоном уходит на второй план. Шерлокиана интересует Кобрина как источник информации о жизни викторианской Англии. А она, в свою очередь, – как намёк на жизнь нашу – «с вопиющей социальной несправедливостью, бесформенным средним классом и с большим количеством общественных элементов, классификациям не поддающихся».

Эссеист начинает с малого – всего-то-навсего делает лирическое отступление о британских антиквариях, пересказывая сюжет «Собаки Баскервилей». Затем отступления вытесняют собой всё остальное и превращаются в отдельный жанр, настоящее исследование социальной, экономической, гендерной (!) структуры старой доброй Англии. Униженные и оскорблённые, но смелые гувернантки тут выступают «агентами модерна», а письмо, пропавшее из шкатулки британского министра – предвестником Первой мировой войны.

На полях этого всего – отсылки к самым неожиданным персонажам: от Оскара Уайльда до автора эссе «Об убийстве как разновидности изящных искусств» Томаса де Куинси, от Дэвида Боуи до эпатажного художника, бисексуала и наркомана Себастьяна Хорсли. В общем, написано умно. Но ещё и остроумно.

Кстати, Кирилл Кобрин на днях приезжает в Петербург общаться с читателями: 31 января он выступит в магазине «Все свободны».

«Шерлок Холмс: Человек, который никогда не жил и поэтому никогда не умрёт»

Энциклопедия, посвященная Шерлоку Холмсу, для Туманного Альбиона – классический жанр. Лучшую книжку такого формата под названием «Энциклопедия Шерлокианы» выпустил в конце 1970-х литературовед (точнее скажем, шерлокохолмсовед) Джек Трейси.



Фото: сайт издательства АСТ

Алекс Вернер, глава исторических коллекций музея Лондона, поступил по-другому. В 2014 году он организовал большую выставку «Шерлок Холмс. Человек, который никогда не жил и поэтому никогда не умрёт». Потом выпустил каталог, составленный шестью экспертами. Впрочем, «каталогом» 200-страничный том с оформлением, от которого текут слюнки, можно назвать только для галочки. По сути, перед нами энциклопедия. Или гид – по шерлокианскому мифу и Лондону тех времён.

Издательство АСТ быстро перевело и напечатало книгу. Наивного фаната, читавшего корпус конандойловских рассказов, но никогда не углублявшегося в контекст, гарантированно ждёт восторг. Можно почти каждые полчаса срываться с кресла и с громким топотом нестись к домашним, чтобы поделиться: «Конан Дойл знал Лондон хуже, чем сам Шерлок Холмс! Он даже говорил, что ни разу не был на Бейкер стрит!», «А ведь в рассказах Шерлок, и правда, ни разу не курил трубку – её придумали киношники…», «Да и фразу: «Элементарно, Ватсон!» он ни разу не говорил».

Литературовед Джон Стокс пишет о богемных привычках Шерлока, искусствовед Пэт Харди – о том, как художники изображали Лондон холмсианских времён, культуролог Клэр Петтитт напоминает, как Конан Дойл безуспешно пытался избавиться от надоевшего героя, но не смог. В дополнение – десятки фотографий и карт старого Лондона, сканы первых журналов, где публиковалась сага.

Последняя вишенка на этом кремовом торте – фотогалерея актёров, сыгравших когда-либо «сыщика-консультанта». Заканчивается она, понятное дело, Бенедиктом Камбербэтчем. А начинается – с Джеймса Брэджингтона, «работника студии без актёрского опыта». Как он попал на съемочную площадку в 1914 году и сыграл главную роль в «Этюде в багровых тонах», можно узнать из книги.

«Не только Холмс. Детектив времён Конан Дойла»

Преступника ты знаешь с самого начала. Слог повествования откровенно простоват. Но сидишь поздно вечером, кутаясь в плед, и не можешь оторваться от чтения. За такие вот фразы:

«Я обошла дом и села на западном крыльце, у парадного входа. В это время зазвонил колокол к вечернему молитвенному собранию, которое устраивалось каждый вторник, и из соседнего дома вышли его хозяйки – старые девы Фиби Доул и Мария Вудс, портнихи».



Фото: Предоставлено издательством Corpus.

Шерлока Холмса, как и следует из заголовка, в сборнике повестей нет. Зато есть неповторимый викторианский универсум, в котором действовал великий сыщик – сельские учительницы, богатые американские невесты, вечно чем-то недовольные и кипятящиеся сквайры, неунывающие клерки в запылённых конторах…

Биографии авторов, заботливо приведённые составителями, создают «неповторимый местный колорит» не меньше, чем рассказы. Эллен Вуд, девушка-карлица в инвалидной коляске, умудрилась выйти замуж за процветающего банкира. И, только когда дела супруга «значительно пошатнулись», взялась за перо, чтобы подзаработать деньжат. Мэтью Шил в семнадцатилетнем возрасте «познакомился с гашишем и творчеством Эдгара Аллана По», вращался в богемных кругах вместе с Оскаром Уайльдом, «был счастливо женат целых три раза, имел приблизительно шестерых детей» и писал потрясающие вычурные и претенциозные рассказы. Это не помешало ему получить от современников титул «Властелина языка».

Маленькая детективная интрига: хотя на книге написано, что она выпущена в 2015-м, это не так. Её первое издание напечатали ещё в 2009-м, но тираж быстро закончился, о чём долго вздыхали фанаты викторианского детектива. После небольших раздумий «Фонтанка» всё же решила включить «Не только Холмс» в обзор новинок, ведь хороших книг много не бывает. Тем более о Шерлоке.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>