«Работы мозга» в традиционных музеях
Сегодня в Петербурге открывается фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который продлится по 25 октября. Накануне открытия «Фонтанка» осмотрела несколько экспозиций и обогатилась неожиданными знаниями. Когда на Петербург упадет метеорит? Что можно услышать в машинном отсеке ледокола «Красин»? Какую выставку создадут музейные смотрительницы? За яркими инсталляциями кроется многомерный смысл, который можно объяснить словами «гиперлокал», «рекурсия» и переплетением между наукой и искусством.
«Это как на Карибах…»
В брюхе ледокола «Красин» тепло и не качает. Стою в котельном отделении. Оно такое же, как было в конце 1950-х, когда судно последний раз реконструировали в Германии. Стрелки манометров и тахометров неподвижны. Вентили и рычаги давно находятся в состоянии покоя.
– Последний раз систему запускали в 1990-х годах. Ну, может быть, в середине 2000-х. Хотя вся аппаратура рабочая – включай хоть сейчас, – говорит старший механик «Красина» Николай Морычереда.
Под потолком (хотя потолок здесь – условное название, над головой – система металлических трубок, по которым к котлу подается масло) подвешены десятки компьютерных вентиляторов. Они пощелкивают и покачиваются. Меня окружает эфемерный ветерок, шорохи, всхлипы. Время от времени раздается глухое и продолговатое «бум».
Так выглядит инсталляция медиа-художника Дмитрия Морозова (больше известного по псевдониму ::vtol:: ), созданная для фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».
– Дима работает буквально на разрыв, очень востребован. Он – поэт технологий, каждая его работа – сложносочиненный и сложно запрограммированный механизм, – объясняет куратор фестиваля, искусствовед, директор екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова. – К тому же, у художника есть личная история. Когда он был маленьким, его родители пытались эмигрировать. Они попали в качку, он боялся, и эти его чувства, ощущение какой-то неизвестности, стали основой инсталляции.
…Николай Морычереда ведет меня по узким корабельным лестницам «Красина»: из лабиринтов котлового отделения – вверх к палубе. Несмотря на возраст, двигается старший механик не в пример изящнее меня. Сказываются 45 лет на море.
– Вам-то как инсталляция в котловом отделении? Понравилась? – спрашиваю его про звуковое полотно Дмитрия Морозова.
– Да. Это как шум волны – ветерок, настроение морское. Напоминает Карибский бассейн. Там тропики, легкий бриз и очень тепло.
Рекурсия как принцип
Экспозиция в ледоколе «Красин» – одна из семи, созданных «Современным искусством» в музеях исключительно Васильевского острова. В 2015 году все площадки фестиваля объединены не только один куском суши, но и темой – «Гиперлокал». Молодая Прудникова, причастная тем не менее ко многим известным выставкам в Москве и на Урале, пытается объяснить странное слово на пальцах:
– Гиперлокал – попытка в малом («локал») увидеть большое («гипер»). Попытка найти в традиционном музее деталь, которая, несмотря на свою малость, откроет всю его суть.
Наслоенность и плотность смыслов в фестивале – колоссальная, и дай бог разобраться в них хотя бы наполовину. Во-первых, как и сказала Алиса Прудникова, современные произведения не просто «вставлены» в старые витрины. Каждая инсталляция – произведение о музее, в который помещено. В этом плане фестиваль представляется рекурсией, «картиной в картине» – музейной экспозицией о музеях. Художники предварительно обследовали места, где им предстояло выставляться. Дмитрий Морозов несколько раз облазил машинное отделение «Красина», куда чужих пускают неохотно, чтобы понять, что он хочет сказать и как.
Во-вторых, организаторы сыграли на модном нынче направлении science art, сплавляющем искусство с наукой. Вместе с арт-деятелями петербургские музеи изучали команды студентов-искусствоведов, искавших свою, научную точку зрения на маленькое в большом и наоборот.
– Студентка, изучавшая «Красин», нашла такую деталь, как фламандский узел. Это один из древнейших морских узлов, и это очень важный объект. Он состоит из двух частей, его вяжут все – и на маленьких лодочках, и на ледоколах. Им связывают и толстые тросы, и тонкие веревки, – говорит директор организующего фестиваль фонда «ПРО АРТЕ» Елена Коловская. – Исследователь нашла на «Красине» такой предмет, который выражает всю сущность морского дела. Но она пошла в своем рассуждении еще дальше. И задала вопрос. Вот, есть ледокол «Красин». На нем есть научное отделение, которое хранит коллекцию музея. А есть команда, которая обслуживает существования судна – матросы, электрики, механики. Студентка говорит: это фламандский узел, они связаны друг с другом, они не могут друг без друга.
Художницу обидеть каждый может
Студенческие работы собраны в творческом кластере АРТМУЗА. Но пока он для журналистов закрыт, поэтому отправляюсь в Музей Академии художеств. Здесь под невероятно-высокими потолками в окружении помпезных портретов XVIII века стоит видеохудожница и социолог искусства (арт- и научная ипостаси в данном случае совпадают) Мария Годованная. В джинсах и футболке с черепом. Волосы вихрятся, даже несмотря на короткую стрижку.
– Наш проект «Она. Звание художника» начался четыре месяца назад, – рассказывает девушка. – когда мы увидели, что на сайте Академии художеств среди знаменитых выпускников нет ни одного женского имени. Неужели за 200 лет не выпустили ни одной художницы, которой могли бы гордиться? Особенно учитывая, что в последние годы 70% студенток – девушки? Нас это заинтересовало. Мы решили разобраться.
Разбирались вместе с выпускниками СПбГУ Ярославом Воловодом и Яной Михалиной. Устроили в академии настоящий переполох. Проинтервьюировали, наверное, всех – от ректора и смотрительниц до студенток и выпускниц. Выяснилось, что «в академии гласно или негласно транслируется, что мужчина – творец, а женщина предназначена для материнства и семьи». В принципе, типичное гендерное исследование, результат которого известен до его начала. Но, с другой стороны, а разве кто-то раньше с этого угла на Академию смотрел? И куда, и правда, подевались художницы-женщины?
Визуальный ответ на этот вопрос показан в выставочном зале музея, задрапированном черной тканью. Здесь висят портреты обнаженных натурщиц, то полулежащих, то кокетливо оседлавших табуретку. Старушки, крестьянки, торс молодого человека без головы... Все эти работы когда-то написаны ученицами Репинки и в обычное время хранятся в запасниках музея. Годованная, Воловод и Михалина извлекли их из запасников, кое-какие полотна даже пришлось отреставрировать.
На потолке – видеоинсталляция с видами парадных залов музея. На звуковой дорожке чей-то голос тихо-тихо перечисляет имена всех выпускниц академии с XIX века до наших дней.
Думать, или выставка для смотрительниц
Над чем еще можно будет поломать голову на «Современном искусстве в традиционном музее»? Британский художник Саймон Фудживара привезет в Музей почвоведения имени Докучаева «шкуры диких животных». Правда, это не совсем шкуры, потому что это – куски искусственного меха. Правда, не совсем меха, потому что побритого. А потому похожего на почву.
– Конструирование одежды, таким образом, напоминает нам приемы археологии, когда для обнаружения глубинной красоты удаляется красота поверхностная, – наводят ясность или, наоборот, размывают фокус организаторы фестиваля.
Немецкая художница Агнес Майер-Брандис поместила в Геологоразведочном музее имени Чернышевского (да-да, это тот, из детства, где скелет динозавра и карта Советского Союза из самоцветов) два экрана с видеоинсталляциями. На одном – человечки в зеркальных ящиках движутся по красной марокканской пустыне. Так Брандис представляет себе «ловушку для метеоритов». Ее она создала, впечатлившись новыми научными разработками в области прогнозирования падения небесных тел.
– Агнес работает в таких направлениях, как science fiction и mockumentary (псевдодокументалистика), но основывается на точных научных данных, – комментирует Алиса Прудникова.
На другом экране – пустырь под Петербургом. Нам нем в 2016 году произойдет хепенинг – Агнес приедет в наш город и собственнолично разыграет падение метеорита на Землю.
– Как это будет? Наверное, похоже на видео из Марокко. Но Майер-Брандис никогда сама себя не повторяет, – говорит Прудникова.
Вопрос о том, насколько понятны такие инсталляции и хепенинги обычной, и подчас очень консервативной публике, рискнул задать екатеринбургский художник Владимир Селезнев. В своем проекте он покажет «несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям».
– К теме смотрительниц современные художники обращаются не впервые. Но чаще всего пожилые женщины рассматриваются как приложения к музейным экспонатам. Мне же хотелось узнать, что им интересно, какое искусство им нравится, что они привнесли бы в выставочное пространство, – рассказывает Селезнев.
Так появилась идеальная (для смотрительниц) музейная экспозиция, которую Селезнев выставит в АРТМУЗЕ:
– Выбирает кто-нибудь Шишкина – я рисую, как могу, дуб Шишкина. Три смотрительницы сами занимались искусством, и я предложил им принести свои работы. Смотрительницы – тот же срез общества. Некоторые из них предпочитают традиционное искусство, другие говорят, что им нравится современное, просто надо понимать, включать голову, вникать в это специально. Современное искусство – работа для мозга, – резюмирует Селезнев.
Справка «Фонтанки»:
Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» – это первый петербургский музейный фестиваль, существующий с 2000 года. Каждый год несколько современных российских и зарубежных художников получают возможность реализовать свои проекты в больших и малых музеях города. На целый месяц традиционные музейные хранилища превращаются в места, где демонстрируется актуальное искусство. За 15 лет существования фестиваля в нем приняли участие 70 петербургских музеев, реализовано 170 проектов художниками из 11 стран мира.
Подробнее о программе 2015 года читайте в материале «Фонтанки» и на сайте фестиваля. Заметим, что в этом году на «Современном искусстве в традиционном музее» впервые пройдет квест для детей – в Геологоразведочном музее, Музее Академии художеств, Музее почвоведения и Музее-квартире Куинджи. 26 сентября площадки, участвующие в проекте, свяжет бесплатный автобусный маршрут, а 26 и 27 сентября рядом с площадками будут установлены бесплатные велопарковки.
Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»
Новости
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
- 26 сентября 2024 - Валерий Гергиев торжественно откроет концертный зал в новом культурном центре
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
29 сентября 2024, 16:52Васильевский остров, строящееся метро «Горный институт» с уже обозначившимися буквами над будущим входом, промышленные кварталы вокруг. Внутри квартала по 24-й линии, — полуразрушенное здание с пустыми глазницами окон, известное как Дом Евангелия. Через ворота в заборе туда и обратно снуют люди. На асфальтовой площадке перед зданием — вальяжно прогуливаются кошки и сидит на раскладных стульях съемочная группа: несколько человек смотрят на монитор, на экране — Марк Эйдельштейн, молодая звезда, один из самых обсуждаемых актеров и «краш» всех телеграм-каналов.
-
28 сентября 2024, 22:19
-
30 сентября 2024, 12:48
-
26 сентября 2024, 14:38