‘ото: —ергей Ќиколаев

Stravinskij revisited: ¬ Ѕƒ“ заиграли по-современному

12 окт€бр€ 2013, 10:46
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ќа новой сцене Ѕƒ“, в  аменноостровском театре, прошла акци€, объединивша€ театр, современную музыку, видео-арт, разом превратив пам€тник архитектуры пушкинских времен в живое пространство, открытое сегодн€шним тенденци€м и ве€ни€м. ¬ старинном много€русном театре прозвучала не только «»стори€ солдата» —травинского – произведение, уж не припомнить когда и звучавшее в ѕетербурге, но и буквально намедни сочиненные музыкальные тексты швейцарских и российских композиторов, объединенные в программу «Stravinskij revisited».

¬сЄ, буквально всЄ дл€ Ѕƒ“ было непривычно, ново.  онцертное исполнение превратилось в перформанс, ответственность за который вз€л на себ€ јндрей ћогучий: с козой на сцене и видеор€дом на заднике – наивной анимацией, возникающей пр€мо по ходу действи€ – вот р€д елей, лесна€ дорога, вот солдат, а вот и черт, с которым служивый неосторожно заводит беседу. јктеры – –ичард Ѕондарев (первый новичок в труппе Ѕƒ“, прин€тый ћогучим, москвич) и јндрей ‘еськов, хорошо знакомый театралам по спектакл€м “еатра на ¬асильевском « урс лечени€» и «—алемские колдуньи» - не играют солдата и черта, но и не выпевают партии. ј, наклеив на глазах у зрителей бумажные усы и бороды, рассказывают историю в пустом пространстве сцены и на сегодн€шний лад, с легкостью и открытостью €рмарочных комедиантов, поддержива€ замысел —травинского - создать пьесу, которую можно отнести к любой эпохе и играть где угодно. ѕри этом артисты умудр€ютс€ обойтись без пресловутой «народности», котора€ нар€ду с «православием» и «имперскостью» нынче в тренде. Ќет тут ни говора, ни спецодежды, а есть вн€тное слово, почерпнутое —травинским из сборника сказок јлександра јфанасьева. » есть музыка в исполении музыкантов ћосковского ансамбл€ современной музыки, главенствующа€ над всем.

Ќеожиданно и в то же врем€, если вдуматьс€, предсказуемо, истори€ солдата, продавшего черту свою скрипку/душу, а взамен получившего волшебную книгу, атрибут непомерного обогащени€, превращаетс€ в историю художника. » черт ‘еськова €вно набиваетс€ в сородичи или как минимум в свиту к ¬оланду – и кошачьи повадки демонстрирует, и деньги разбрасывает в зал, как в булгаковском варьете. ј обманутый солдатом, жалуетс€ на него черной рогатой козе, которую выводит на поводке ни дать ни вз€ть сегодн€шний громила-секьюрити, man-in-black, в котором довольно забавно было узнать начальника PR-службы Ѕƒ“ ѕавла  арасева – что, впрочем, вполне в стиле традиционных эстетических хулиганств јндре€ ћогучего. “ак что тема войны 1918 года пропадает начисто, остаетс€ тема странствующего художника, ќдиссе€ от искусства, который, выйд€ из стро€ соотечественников, пошел своей дорогой. ¬стреча с чертом тут неизбежна, как одно из испытаний.

¬споминаетс€ путь самого —травинского, писавшего: «¬ообще, «»стори€ солдата» отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, которой € был воспитан...». Ќапомним, что разрыв с традицией, а точнее, с каноном совпадает у —травинского с переездом в военную ≈вропу – и хот€ композитор с семейством посел€етс€ в нейтральной Ўвейцарии, он испытывает ощутимый дефицит средств к существованию, и пишет «—олдата», в котором названи€ местностей должны были измен€тьс€ в зависимости от места, с целью представлени€ его передвижными труппами. ѕублике  аменоостровского театра подробности биографии —травинского напомнил –ичард Ѕондарев, в прологе, прежде, чем наклеил солдатские брови и усы. —тудентам консерватории, которые устроили массовую вылазку в  аменноостровский, эти сведени€, конечно, без надобности, а вот драматической публике (ее все же было большинство) можно было бы рассказать еще и про то, что не только стесненность средств побудила —травинского оставить от классического оркестра лишь, по его собственному выражению, «горстку инструментов», но и «одно очень важно событие в моей жизни того времени – открытие американского джаза». —травинский двигалс€ своим путем уверенно и никогда не стремилс€ повернуть назад. —олдат же его, наоборот, уже и завоевав принцессу и заполучив назад скрипку, всЄ в родное село стремитс€ – ну и лишаетс€ в результате всего. —то лет, прошедшие со дн€ написани€ музыки, откорректировали мораль, сделав ее совсем уж универсальной. Ќа сайте проекта «Stravinskij revisited» http://stravinskijrevisited.com/projektbeschrieb.html она сформулирована весьма исчерпывающе: «Ќельз€ быть одновременно тем, кем ты был и тем, кто ты есть».   сегодн€шней ситуации в Ѕольшом драматическом театре эта аксиома имеет самое что ни на есть пр€мое отношение.

¬тора€ часть – концертна€ – эта уже совсем дерзка€ и бескомпромиссна€ истори€: в течение часа в стенах Ѕƒ“ звучала музыка, сочиненна€ буквально вчера. ѕричем, на сцене находились музыканты и ћосковского ансамбл€ современной музыки (ћј—ћ), и швейцарского  онтра-“рио с их удивительными инструментами выше человеческого роста: контрабасом-флейтой и контрабасом-саксофоном. ѕричем, швейцарцы играли музыку, сочиненную российскими композиторами ¬ладимиром √орлинским и ¬ладимиром –анневым, а росси€не – соответственно – музыку, специально созданную швейцарцами:  атариной –озенберг и –оландом ћозером. Ёти отдельные сочинени€ чередовались в программе с част€ми п€тичастной сюиты швейцарского композитора “омаса  . ƒж. ћайера (он же – участник  онтра-“рио, контарбас-саксофон), созданной на материале «»стории солдата» —травинского, которые игрались обоими ансамбл€ми сразу.

‘ишка тут в том, что перед всеми композиторами была поставлена задача: оттолкнувшись от —травинского, сочинить произведение, соответствующее сегодн€шнему музыкальному мышлению, философии искусства в целом. “о есть, сделать то, о чем еще век назад говорил современник —травинского, гениальный английский режиссер-реформатор Ёдвард √ордон  рэг, утвержда€: верность традици€м того или иного великого художника прошлого заключаетс€ не в том, чтобы законсервировать его и тащить за собой в неизменном виде сквозь эпохи, а в том, чтобы развивать его, согласно законами и принципам, заложенным в его текстах. » вот √орлинский в своей пьесе «Ћеб€жий пух. ¬осточные линзы», по его признанию, как и в случае «»стории солдата», оттолкнулс€ от музыки «низких жанров», которые отбрасываютс€ в академической среде, но «у —травинского это были танго, вальс и регтайм, а € сейчас чувствую странные «карамельные» мелодии, которые приход€т из попсы самого разного качества и гармонические обороты из бардовских любовной лирики». ¬ музыкальном «–ассказе»  атарины –озенберг «маленький военный барабан принимает роль рассказчика, фигуры солдата и черта прорисовываютс€ в игровой, танцевальной, отчасти импульсивной и гротескной форме». Ќо главное – это подчеркнута€ современным швейцарским композитором «возможность в переносной, абстрактной форме рассказывать истории, рисовать картины». ¬ сочинении другого швейцарца –оланда ћозера «ѕьеро солдат», по его словам, «в середине композиции, где играют только ударные инструменты, присутствует даже фрагмент стихотворени€ великого ¬елимира ’лебникова, который в те же самые годы ѕервой мировой войны предуготовл€л дух будущего авангарда».

“е, кто оказались в этот вечер на новой сцене Ѕƒ“ на  аменном острове могли отметить несомненное: удивительную ос€заемость, театральность новейшей музыки, словно она и в самом деле освоила разом и дар рассказчика, и мастерство живописца. ¬ этом смысле возвращение —травинского можно считать состо€вшимс€. —ам ¬ладимир –аннев, не только композитор, но и один из организаторов проекта, отдав должное смелости јндре€ ћогучего, уточнил, что если до концерта в  аменноостровском можно было говорить только о шансе на сотрудничество, то теперь есть все основани€ обсуждать конкретные планы. Ёто, разумеетс€, вовсе не значит, что Ѕƒ“ отныне перестанет быть драматическим театром, просто границы и формы драматизма нынче ощутимо расширились, и без понимани€ и прин€ти€ этого простого факта, давно очевидного всему миру, без прививки современных ритмов, тем, интонаций, театру (любому) невозможно двигатьс€ дальше в искусстве, а можно лишь и дальше ув€зать в «традици€х», что собственно и происходило в последние годы с Ѕольшой драмой.

“ак что, пожалуй, стоит запомнить дату 11 окт€бр€ 2013 года как дату начала нового дл€ Ѕƒ“ исторического этапа, который условно можно назвать «Ѕƒ“ revisited».

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

—ид€чий рейв и Ѕаста как в ‘илармонии.  онцертный ѕетербург приспосабливаетс€ под Ђвывертыї городских распор€жений

¬место танцев и давки, петербуржцев в залах ждет чинна€ рассадка на манер академического концерта. ќрганизаторы восприн€ли новые правила по-разному, но стуль€ постав€т все.

—татьи

>