Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/1065

12 октября 2013, 10:46

Категория: концерты

Категория: спектакли

Stravinskij revisited: В БДТ заиграли по-современному


Фото: Сергей Николаев

На новой сцене БДТ, в Каменноостровском театре, прошла акция, объединившая театр, современную музыку, видео-арт, разом превратив памятник архитектуры пушкинских времен в живое пространство, открытое сегодняшним тенденциям и веяниям. В старинном многоярусном театре прозвучала не только «История солдата» Стравинского – произведение, уж не припомнить когда и звучавшее в Петербурге, но и буквально намедни сочиненные музыкальные тексты швейцарских и российских композиторов, объединенные в программу «Stravinskij revisited».

Всё, буквально всё для БДТ было непривычно, ново. Концертное исполнение превратилось в перформанс, ответственность за который взял на себя Андрей Могучий: с козой на сцене и видеорядом на заднике – наивной анимацией, возникающей прямо по ходу действия – вот ряд елей, лесная дорога, вот солдат, а вот и черт, с которым служивый неосторожно заводит беседу. Актеры – Ричард Бондарев (первый новичок в труппе БДТ, принятый Могучим, москвич) и Андрей Феськов, хорошо знакомый театралам по спектаклям Театра на Васильевском «Курс лечения» и «Салемские колдуньи» - не играют солдата и черта, но и не выпевают партии. А, наклеив на глазах у зрителей бумажные усы и бороды, рассказывают историю в пустом пространстве сцены и на сегодняшний лад, с легкостью и открытостью ярмарочных комедиантов, поддерживая замысел Стравинского - создать пьесу, которую можно отнести к любой эпохе и играть где угодно. При этом артисты умудряются обойтись без пресловутой «народности», которая наряду с «православием» и «имперскостью» нынче в тренде. Нет тут ни говора, ни спецодежды, а есть внятное слово, почерпнутое Стравинским из сборника сказок Александра Афанасьева. И есть музыка в исполении музыкантов Московского ансамбля современной музыки, главенствующая над всем.

Неожиданно и в то же время, если вдуматься, предсказуемо, история солдата, продавшего черту свою скрипку/душу, а взамен получившего волшебную книгу, атрибут непомерного обогащения, превращается в историю художника. И черт Феськова явно набивается в сородичи или как минимум в свиту к Воланду – и кошачьи повадки демонстрирует, и деньги разбрасывает в зал, как в булгаковском варьете. А обманутый солдатом, жалуется на него черной рогатой козе, которую выводит на поводке ни дать ни взять сегодняшний громила-секьюрити, man-in-black, в котором довольно забавно было узнать начальника PR-службы БДТ Павла Карасева – что, впрочем, вполне в стиле традиционных эстетических хулиганств Андрея Могучего. Так что тема войны 1918 года пропадает начисто, остается тема странствующего художника, Одиссея от искусства, который, выйдя из строя соотечественников, пошел своей дорогой. Встреча с чертом тут неизбежна, как одно из испытаний.

Вспоминается путь самого Стравинского, писавшего: «Вообще, «История солдата» отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, которой я был воспитан...». Напомним, что разрыв с традицией, а точнее, с каноном совпадает у Стравинского с переездом в военную Европу – и хотя композитор с семейством поселяется в нейтральной Швейцарии, он испытывает ощутимый дефицит средств к существованию, и пишет «Солдата», в котором названия местностей должны были изменяться в зависимости от места, с целью представления его передвижными труппами. Публике Каменоостровского театра подробности биографии Стравинского напомнил Ричард Бондарев, в прологе, прежде, чем наклеил солдатские брови и усы. Студентам консерватории, которые устроили массовую вылазку в Каменноостровский, эти сведения, конечно, без надобности, а вот драматической публике (ее все же было большинство) можно было бы рассказать еще и про то, что не только стесненность средств побудила Стравинского оставить от классического оркестра лишь, по его собственному выражению, «горстку инструментов», но и «одно очень важно событие в моей жизни того времени – открытие американского джаза». Стравинский двигался своим путем уверенно и никогда не стремился повернуть назад. Солдат же его, наоборот, уже и завоевав принцессу и заполучив назад скрипку, всё в родное село стремится – ну и лишается в результате всего. Сто лет, прошедшие со дня написания музыки, откорректировали мораль, сделав ее совсем уж универсальной. На сайте проекта «Stravinskij revisited» http://stravinskijrevisited.com/projektbeschrieb.html она сформулирована весьма исчерпывающе: «Нельзя быть одновременно тем, кем ты был и тем, кто ты есть». К сегодняшней ситуации в Большом драматическом театре эта аксиома имеет самое что ни на есть прямое отношение.

Вторая часть – концертная – эта уже совсем дерзкая и бескомпромиссная история: в течение часа в стенах БДТ звучала музыка, сочиненная буквально вчера. Причем, на сцене находились музыканты и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), и швейцарского Контра-Трио с их удивительными инструментами выше человеческого роста: контрабасом-флейтой и контрабасом-саксофоном. Причем, швейцарцы играли музыку, сочиненную российскими композиторами Владимиром Горлинским и Владимиром Ранневым, а россияне – соответственно – музыку, специально созданную швейцарцами: Катариной Розенберг и Роландом Мозером. Эти отдельные сочинения чередовались в программе с частями пятичастной сюиты швейцарского композитора Томаса К. Дж. Майера (он же – участник Контра-Трио, контарбас-саксофон), созданной на материале «Истории солдата» Стравинского, которые игрались обоими ансамблями сразу.

Фишка тут в том, что перед всеми композиторами была поставлена задача: оттолкнувшись от Стравинского, сочинить произведение, соответствующее сегодняшнему музыкальному мышлению, философии искусства в целом. То есть, сделать то, о чем еще век назад говорил современник Стравинского, гениальный английский режиссер-реформатор Эдвард Гордон Крэг, утверждая: верность традициям того или иного великого художника прошлого заключается не в том, чтобы законсервировать его и тащить за собой в неизменном виде сквозь эпохи, а в том, чтобы развивать его, согласно законами и принципам, заложенным в его текстах. И вот Горлинский в своей пьесе «Лебяжий пух. Восточные линзы», по его признанию, как и в случае «Истории солдата», оттолкнулся от музыки «низких жанров», которые отбрасываются в академической среде, но «у Стравинского это были танго, вальс и регтайм, а я сейчас чувствую странные «карамельные» мелодии, которые приходят из попсы самого разного качества и гармонические обороты из бардовских любовной лирики». В музыкальном «Рассказе» Катарины Розенберг «маленький военный барабан принимает роль рассказчика, фигуры солдата и черта прорисовываются в игровой, танцевальной, отчасти импульсивной и гротескной форме». Но главное – это подчеркнутая современным швейцарским композитором «возможность в переносной, абстрактной форме рассказывать истории, рисовать картины». В сочинении другого швейцарца Роланда Мозера «Пьеро солдат», по его словам, «в середине композиции, где играют только ударные инструменты, присутствует даже фрагмент стихотворения великого Велимира Хлебникова, который в те же самые годы Первой мировой войны предуготовлял дух будущего авангарда».

Те, кто оказались в этот вечер на новой сцене БДТ на Каменном острове могли отметить несомненное: удивительную осязаемость, театральность новейшей музыки, словно она и в самом деле освоила разом и дар рассказчика, и мастерство живописца. В этом смысле возвращение Стравинского можно считать состоявшимся. Сам Владимир Раннев, не только композитор, но и один из организаторов проекта, отдав должное смелости Андрея Могучего, уточнил, что если до концерта в Каменноостровском можно было говорить только о шансе на сотрудничество, то теперь есть все основания обсуждать конкретные планы. Это, разумеется, вовсе не значит, что БДТ отныне перестанет быть драматическим театром, просто границы и формы драматизма нынче ощутимо расширились, и без понимания и принятия этого простого факта, давно очевидного всему миру, без прививки современных ритмов, тем, интонаций, театру (любому) невозможно двигаться дальше в искусстве, а можно лишь и дальше увязать в «традициях», что собственно и происходило в последние годы с Большой драмой.

Так что, пожалуй, стоит запомнить дату 11 октября 2013 года как дату начала нового для БДТ исторического этапа, который условно можно назвать «БДТ revisited».

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»