Кому приносят счастье литературные премии

08 декабря 2016, 14:16
Версия для печати Версия для печати

Начало декабря стало богатым на литературные события. Сразу две престижные российские премии – «Большая книга» и «Русский Букер» – подвели итоги. Почему книги лучших российских писателей не могут равняться с поттерианой, и за какие литературные премии читатели голосуют рублём, разбиралась «Фонтанка».

Лауреатом «Русского Букера» стал Петр Алешковский с романом «Крепость», «Большую книгу» за исторический роман «Зимняя дорога» получил петербургский писатель Леонид Юзефович. В теории это должно принести сочинителям не только славу, но и ощутимые финансовые выгоды. Главный приз «Букера» – 1,5 миллиона рублей, поощрение за «Большую книгу» – в два раза больше. К тому же, авторы могут ждать заметного роста продаж. Эту гипотезу вместе с экспертами проверили журналисты интернет-канала [Фонтанка.Офис], а «Афиши Plus» проанализировала статистику.

Как упали Толстая и Юзефович

Первым делом мы обратились к тем, кто о книгах и деньгах знают больше всего – сеть магазинов «Буквоед» специально для «Фонтанки» подготовила статистику продаж победителей премий. Выяснилось, что не все награды одинаково полезны. Так, классик современной литературы Татьяна Толстая летом 2014 года выпустила сборник «Лёгкие миры», а в феврале 2014-го была отмечена в премии Белкина за лучшую повесть на русском языке. Однако вместо барышей писательница получила убытки: до премирования продано 917 экземпляров книги, после – 651, прирост – отрицательный: -40,86%, резюмировали в «Буквоеде».

Не помогла «проснуться знаменитым» и «пробудить свой рыночный потенциал» Леониду Юзефовичу вручённая в июне 2016 года премия «Национальный бестселлер». До триумфального события «Зимнюю дорогу» приобрели 134 петербуржца, после – 122, спад продаж составил почти 10%.

 

Опрос "Фонтанки":

 

 

 

 

Зато Нобелевская премия и «Большая книга», действительно, заставляют публику раскупать книги, как горячие пирожки. Рост составляет больше 50%. Настоящий скачок совершила лауреат «Большой книги»-2015 Гузель Яхина. Из мало кому известной новинки её роман о раскулачивании «Зулейха открывает глаза» превратился в бестселлер, нарастив продажи на 86% – со 122 до 913 экземпляров. Белорусскому прозаику Светлане Алексиевич Нобель помог обрести в Северной столице 400 с лишним дополнительных читателей. Захар Прилепин и до «Большой книги» продавался отлично, а после дела пошли ещё лучше. Осенью 2014 года историческое полотно «Обитель» купили больше тысячи петербуржцев, зимой 2015 – больше двух тысяч.

«Книготорговцы смотрят на нашу премию и активно начинают продвигать победителей», – утверждает генеральный директор «Большой книги» Георгий Урушадзе. «Я, как издатель, могу сказать: премии сразу поднимают тиражи», – добавляет самый известный редактор современной российской прозы Елена Шубина, под чьим грифом выходят книги Прилепина, Водолазкина, Улицкой, Юзефовича, Яхиной и других.

Впрочем, обладателям «Русского Букера» везёт ощутимо меньше, чем лауреатам «Большой книги», о чем, опять-таки говорят цифры. На первый взгляд, цифры роста продаж, например, у обладателя этой награды за 2014 год Владимира Шарова, ошутимые: они взлетели на 85%. Однако, учитывая, что изначально роман «Бегство в Египет» предпочли 22 покупателя, а затем – 122, доход всё равно сложно назвать значительным.

Тем не менее, те, кто имеют непосредственное отношение к продажам, настаивают, что премии существенно помогают писателям: «У нас в стране сегодня средний тираж книги – 4,5 тысячи экземпляров. Это унизительно мало, это самый низкий уровень с 1990 года. Но книги, получающие премии, добираются до тиражей в 20-25 тысяч, а в некоторых случаях и больше», – утверждает гендиректор «Буквоеда» Денис Котов.

Как и что покупают петербуржцы, кроме «Гарри Поттера»

Что касается читателей «Фонтанки», то они в ходе открытого голосования признались: литературными наградами интересуются не слишком. Больше половины аудитории за премиальным процессом вообще не следит, 30% – читают лауреатов «при случае», 12% вообще не берут в руки художественной литературы, и лишь 3,6% клятвенно обещают купить и оценить Юзефовича и Алешковского.

Литературный критик Галина Юзефович, обозреватель сайта Meduza.io и дочь Леонида Юзефовича, признаёт: «Зимняя дорога» и другие качественные романы в России в обозримой перспективе не станут по-настоящему массовыми. В отличие Великобритании, где Букеровская премия обеспечивает своим лауреатам настоящий взлёт.

Галина Юзефович
Галина Юзефович

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

- В нашей стране 140 миллионов человек. Из них 70 миллионов не читают совсем, из оставшихся лишь три миллиона читают хоть что-нибудь современное, – поделилась примерными подсчётами критик. – Впрочем, если мы говорим о людях с относительно активной читательской позицией, ими хорошая книга будет востребована. Просто людей таких немного.

Книготорговцы свидетельствуют: читатели в десятки раз чаще, чем современную прозу, выбирают Брэдбери, Достоевского, Ремарка, современные детективы да ручки с карандашами. А ещё «Гарри Поттера» – новая книга Джоан Роулинг начала продажи в России 7 декабря.

- В магазинах сети только за первый день книгу «Гарри Поттер и проклятое дитя» приобрели 1428 человек, в интернет-магазине оформлено ещё 778 предзаказов, – рассказывают в компании.

- Книжный рынок держится на двух китах: бестселлерах – книгах, которые резко начинают старт и лонгселлерах – произведениях, которые продаются чуть менее активно, но долго, – рассуждает Галина Юзефович. – Острая фаза поттеромании прошла, но Джоан Роулинг перешла в категорию вечных ценностей. Она – всерьёз и надолго, она с нами на два поколения, как минимум. Насчет наших правнуков не знаю, но наши внуки точно будут её читать.

Как повезло писателю Пушкину и писателю Снегирёву

Сами писатели признаются: литературные премии – это приятно, но кошелёк от них не слишком разбухает. Лауреат «Русского Букера»-2015 Александр Снегирёв в эфире [Фонтанка.Офис] рассказал, что приз потратил самым тривиальным образом – «существенную часть раздал в качестве долгов».

- Чуть-чуть я положил на счёт, чуть-чуть оплатил учёбу своей дочери, чуть-чуть отдал на хорошие анонимные дела, – продолжил он. – Хорошо, что получил награду в 35 лет, потому что раньше бы эти 1,5 миллиона ушли сквозь пальцы.

Рост тиражей, по словам прозаика, на его доходах существенно не отразился.

Евгений Водолазкин
Евгений Водолазкин

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Триумфатор «Большой книги»-2013, автор исторических романов «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин и вообще обошёл в разговоре с журналистами финансовую тему. Зато признал, что испытывает «бремя премии»:

- Я стал медийной персоной абсолютно без усилий с моей стороны. Писать психологически стало сложнее – возникает волнение: а вдруг не получится? – отмечает прозаик. Вопреки безрадостным прогнозам коллег и экспертов, он считает, что у современной русской литературы – «хорошее состояние».

- Было хуже в 1990-е годы, когда люди преимущественно читали публицистику. Теперь художественная литература идет по восходящей, – утверждает Водолазкин.

Андрей Константинов
Андрей Константинов

Глава Агентства журналистских расследований, писатель Андрей Константинов также призывает коллег сохранять оптимизм – в исторической перспективе их труды обязательно окупятся.

- Пушкинская «История Пугачёвского бунта» была издана с высочайшего позволения рекордным тиражом в три тысячи экземпляров. И Пушкин считал, что жизнь его обеспечена и состоялась. Но книгу не раскупили, на квартире после смерти поэта осталось 1774 экземпляров… Правда, сейчас они стоят совершенно безумных денег. Я пытался найти себе «Историю Пугачёвского бунта», мне назвали цену в несколько десятков тысяч евро, и нужно было ещё годы ждать в очереди. Так что у Александра Сергеевича всё состоялось. Только с небольшой паузой.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>