Татьяна Толстая: Я никакой злобы к “совку” не испытываю

06 сентября 2016, 01:47
Версия для печати Версия для печати

Писатель Татьяна Толстая не испытывает никакой злобы к «совку» и никогда не хотела навсегда уехать из России. Об этом Толстая рассказала 5 сентября в музее «Эрарта» во время встречи с петербургскими читателями. Общение состоялось в рамках городского фестиваля «День Д».

«Я никакой злобы по отношению к так называемому «совку» не испытываю. Хотя, когда мы жили с ощущением, что никогда-никогда-никогда не сможем увидеть мир. Конечно, это было обидно, мы хотели быть свободными, – отметила Толстая. – Я люблю Россию, русский язык, мне совершенно неинтересно принудительно говорить на чужом языке, жить среди чужих людей, ко мне равнодушных. Я никогда не хотела считать их культуру своей… Конечно, если меня тут зарежут, убьют или посадят, мне не понравится. Но меня могут и там зарезать, убить или посадить».

Толстая подчеркнула: многое из того, что мы относим к советскому, является частью нашей национальной истории и культуры и существовало и до революции. И привела в пример заметки маркиза де Кюстина, пьесы Сухово-Кобылина.

Автор «Кысь», естественно, затронула и тему Довлатова, которого считает одним из немногих народных писателей в России за всю ее историю: «Народным писателем человека делает народная любовь. А заработать эту любовь – никто не знает, как… Все признают величие Льва Толстого. Он самый крупный писатель из русских точно, а некоторые считают, что и из мировых. Он поражает, кажется абсолютным гигантищем. Но никакой он не народный. И попытки в народ сходить народным его не сделали». «У Довлатова нет ни особенного содержания, ни особенных нравоучений, но люди его любят. Кажется, в конце 1980-х Довлатов застал только один год, когда его стали печатать, и он получил славу. Думаю, он был этим поражён этим не меньше, чем сами читатели».

Толстая напомнила, что присутствовала при открытии памятника писателю: «Задумано было, что оно произойдёт в 17.30 4 сентября. Но установили памятник за день до этого. И укутали в синюю пленку. И мне подруга прислала фотографию, на которой он стоит, закутанный, а из пленки торчит голова, как у младенца. Его, конечно, быстро обратно замотали, но народ-то уже пришёл поклоняться. К подножию принесли пиво, сигареты – дары волхвов… Как-то по-довлатовски всё это получилось – с анекдотом, с нарушениями, с простой человеческой жизнью».

Напомним, Татьяна Толстая – автор главного романа 2000-х «Кысь» и главной телепередачи этого же времени – «Школа злословия». Ленинградка по рождению, она нечасто появляется в Петербурге, хотя, по её словам, до сих пор живёт иногда в Северной столице, отлучаясь из Москвы. Традиционная читательская претензия к Толстой звучит так: в последние годы писательница редко выпускает новые книги. Однако на встрече Толстая не согласилась с такой точкой зрения. Она подчеркнула, что в 2014-2015-м выпустила три сборника рассказов и эссе – «Войлочный век», «Девушка в цвету» и «Лёгкие миры». Причем, «Лёгкие миры» – сборник абсолютно новый, а в двух остальных сборниках старые произведения перемешаны с новыми, и это позиция издателей.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>