
«Нацбест-2016»: триумф Юзефовича и загадка Однобибла

Финал литературной премии «Нацбест-2016» заинтриговал. За победу со знаменитым прозаиком Леонидом Юзефовичем боролся никому не известный автор под псевдонимом Михаил Однобибл. В шорт-листе фигурировала книга политической публицистики об Украине, а конкурс впервые патронировал ни много ни мало – Союз охраны психического здоровья.
Тем не менее неожиданностей не случилось – в итоге награду в 750 тысяч рублей получил исторический роман Юзефовича «Зимняя дорога».
Первым, что после приветственного бокала шампанского должен был сделать на «Нацбесте» уважающий себя журналист, – найти Михаила Однобибла. Писатель под таким псевдонимом проник в число финалистов одной из крупнейших литературных премий страны, хотя о нём ровным счётом ничего не известно. Даже в списке регистрации посетителей в гостинице «Астория», где 5 июня проходила церемония, настоящей фамилии не значилось. Ходили слухи, что никакого Однобибла не существует: это ловкая мистификация известного критика Льва Данилкина, выдвинувшего новичка на «Нацбест».
«Десантура нас называла «мазутом»»
Загадочный персонаж отыскался у входа в отель – в круглых тёмных очках, серых рубашке и брюках. Высокий, худощавый – на крепкого Данилкина совсем не похож. Скорее уж благодаря тёмным очкам возникали ассоциации с Виктором Пелевиным. Представляться писатель наотрез отказался, хотя и отметил, что Михаил – его настоящее имя. Зато познакомил с приехавшей поддержать его мамой:
– Екатерина Алексеевна.
Дама стояла рядом с сыном, одетая скромно, очень скромно – светло-синяя ветровка, джинсы.
О своей жизни Однобибл говорил охотнее, чем об имени – правда, в особенной манере: короткими предложениями, с паузами – это, кстати, отличает и литературный стиль прозаика. Будущий номинант на «Нацбест» родился в восточногерманском Лейпциге в начале 1960-х годов, в трёхлетнем возрасте переехал в СССР. Рос в Набережных Челнах, которые возненавидел за однообразную архитектуру. Служил в Афганистане – водителем на ремонтной базе: «Десантура нас называла «мазутом» – за чёрные погоны».
Закончил мастерскую прозы Александра Рекемчука в Литинституте имени Горького, но по писательской дорожке не пошёл. Жизнь занесла Однобибла сначала в Козельск, а затем на Западный Кавказ, где он работал на высокогорной станции природного заповедника – записывал измерения, следил за аппаратурой. Именно опыт единения с природой, считает писатель, подтолкнул создать номинированный на «Нацбест» роман «Очередь». Его главный герой, сезонный рабочий-учётчик, впервые попадает из сельской местности в город в 1980-е годы. Дальше разворачивается почти кафкианская фантазия: большая часть жителей населённого пункта проводит свою жизнь, стоя в бесконечной очереди.
– Кафка – мой любимый писатель. Но там совсем другая проблематика, – прокомментировал Однобибл. – Если очень грубо, главный герой «Очереди» – регулятивная сила природы. Сила, которая попала в город и очень удивилась от того, что там происходит. Что-то подобное чувствовал и я, когда после двухмесячного дежурства возвращался домой.
Сейчас Однобибл живёт в Сочи и, по его словам, трудится садовником в санатории. Сложные отношения с начальством, шутливо утверждает прозаик, принуждают его к конспирации. «У нас старший садовник презирает любую литературу, в том числе ботаническую».
– Псевдоним «Однобибл» выразил определённую форму ожесточения. Литература, культура – дело соборное: один пишет, другой редактирует, третий издаёт. А мне давали понять: «Делай всё сам». Даже нормального литературного редактора найти было тяжело – с этим, должно быть, связаны недочёты романа, а я знаю, что они есть, – добавляет писатель.
– Как ваша рукопись всё-таки попала в руки Льву Данилкину?
– Честное слово, не знаю. Я опубликовал её с помощью онлайн-сервиса Ridero – может быть, там её кто-нибудь заметил?
– Другие публикации у вас были?
– Раньше я писал эссе на 4-5 страниц, называл их «парадоксы». В середине 1990-х напечатал несколько в журнале «Новая Юность», тоже под псевдонимом.
«Сегодняшняя жизнь нуждается в уравновешенном, трезвом взгляде»
Чутьё «Фонтанку» не подвело: Однобибл оказался главным героем вечера – наряду с признанным мастером исторической прозы Леонидом Юзефовичем. Вокруг их книг развернулась ожесточённая борьба во время открытого голосования жюри.
Однобибла поддержали художник Марина Алексеева и московский учитель литературы, председатель Гильдии словесников Сергей Волков. Алексеева свой выбор обосновала эмоционально и немногословно: «Голосую за Однобибла. Читая «Очередь», я понимала, что жду следующих произведения этого автора. Ничего не могу с собой поделать». Волков напомнил, что цель «Нацбеста» – «вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал» российской прозы. Юзефовичу премия не нужна: он и так признан и любим, а вот Однобиблу награда поможет найти читателей, пояснил педагог.
Роман Юзефовича «Зимняя дорога», посвящённый гражданской войне в Сибири, поддержали музыкант Олег Груз, лауреат «Нацбеста-2015», писатель Сергей Носов и режиссёр, художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. «Мне в последние три года стало сложно читать. Мозг загружен работой, буквы воспринимаются с трудом, – отметил Могучий. – Я согласился войти в жюри, чтобы потренировать мозг. Читал профессионально – с мыслью, что можно инсценировать. Понял, что ничего инсценировать нельзя – расстроился. Но тем не менее выбираю «Зимнюю дорогу». Мне кажется, сегодняшний мир, сегодняшняя жизнь нуждаются в уравновешенном, трезвом взгляде на действительность, которые и дают произведения Леонида Юзефовича».
Ещё один голос – режиссёра мультфильмов Константина Бронзита, дважды номинировавшегося на «Оскар», достался роману «Автохтоны» Марии Галиной, выдержанному в жанре магического реализма. Повествование закручено вокруг таинственной авангардистской группы «Алмазный витязь», поставившей в 1920-е скандальную театральную пьесу в старинном приграничном городке.
Два произведения оказались не отмечены жюри – это документальный роман «Транзит Сайгон – Алматы» казахского переводчика Эльдара Саттарова, посвящённый жизни вьетнамца, бежавшего в Советский Союз, и сборник публицистики «Украина трёх революций» экс-редактора газеты «КоммерсантЪ» на Украине Аглаи Топоровой. «Роман Саттарова – публицистическое произведение. Оно полно штампов вроде «проклятые янки-империалисты» или «угнетённый вьетнамский народ». Читается, как статья газеты «Правда» 1975 года, – прокомментировал бессменный ведущий «Нацбеста», журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий. – Книгу Топоровой я описал бы поговоркой: «За деревьями не видит лес». Лес – украинский процесс, который автор понимать не хочет. Но деревья – масса интересных фактов, характеристик – даны объективно. Эти подробности переводят книгу в категорию: «Ни вашим, ни нашим», ставят вразрез с официальной идеологией».
«Никогда так не бывало, и вот опять»
…Триумфатор Леонид Юзефович поднимался на сцену под всеобщие аплодисменты – тонкий, лёгкий, аккуратный, безупречно интеллигентный. Это второй «Нацбест» Юзефовича – первый получен за роман «Князь ветра» в далёком 2001-м, когда премия только начиналась.
Над «Зимней дорогой» писатель работал всё это время и даже дольше. Двадцать лет назад историк по образованию, он обнаружил в архиве дневник белого генерала Анатолия Пепеляева, поднявшего восстание против большевистской власти в Якутске. С тех пор велось исследование, которое включило в себя множество других бумаг. Но из документальной фактуры, за что и ценят Юзефовича, выросло настоящее художественное произведение – с красивым конфликтом, любовной драмой и сложными этическими метаниями персонажей.
– То, что я сейчас чувствую, очень похоже на то, что чувствовал 15 лет назад, когда впервые получал «Нацбест». Тогда знаменитым я не проснулся, но получил литературную известность. Это очень много в наше время. И вот сейчас, когда стою на этой сцене с букетом, вспомнил знаменитый афоризм Виктора Степановича Черномырдина: «Никогда этого не бывало, и вот опять». Мне немножко неловко: если бы я был председателем жюри, проголосовал бы за человека, который не обладает литературной известностью. Буду надеяться, что после церемонии Михаил Однобибл её получит.
– В пожилом возрасте премии так же важны, как в юности – они доказывают, что ты ещё жив, – добавил писатель, комментируя итоги «Нацбеста» «Фонтанке».
По словам Юзефовича, свой приз он потратит на то, чтобы «просто жить». Гонорары от книг откровенно невысоки.
Справка:
«Национальный бестселлер» – одна из трёх крупнейших российских литературных премий и единственная, вручающаяся в Петербурге. Её основали покойный литературный критик, колумнист «Фонтанки» Виктор Топоров и издатель Константин Тублин. Среди прошлых лауреатов «Нацбеста» – Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Александр Проханов и другие. Конкурс регулярно испытывает проблемы с финансированием, однако в 2016 году поддержать «Нацбест» решился Союз охраны психического здоровья. Литературные интриги и мистификации – не новая страница в истории конкурса. В 2013 году награду получила писательница под псевдонимом «Фигль-Мигль», кстати, тоже носившая тёмные очки. «Фонтанка» раскрыла её настоящее имя.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.