Одна из лучших в мире трупп современного танца - "Батшева" выступит на Dance Open

В Петербург приезжает Танцевальная компания Батшева, руководимая Охадом Наарином – изобретателем чудодейственного и загадочного явления «гага». Это не стиль, не техника – скорее всего, пластический язык. Объяснить словами, что такое «гага» трудно: фразы вроде «гага развивает способность человека ощущать себя не на уровне сочленений, а на уровне клеток кожи» или «кости выталкиваются за пределы твоего тела», чаще всего звучат конфузливо. Столь же трудно описывать словами спектакль "Вирус Наарина", который носит имя своего постановщика и который на фестивале Dance Open покажет молодежный дивизион Батшевы – ребята от 18 до 24 лет. Нужно просто прийти и посмотреть: 15 апреля в Александринский театр.
Сюжет? Если совсем грубо – движение это круто. Или так: не могу сидеть на месте, когда слышу музыку. И когда танцуют другие, тоже не могу сидеть на месте – заразно, оттого и слово «вирус» в названии. Еще: «Чтобы почувствовать тишину, надо немного пошуметь, а потом погрузиться в тишину» (это слова Наарина). Чтобы поймать драйв движения, нужно пережить состояние неподвижности. Чтобы ощутить прелесть пластической медитации под насмерть заигранное Адажио для струнных Барбера, сперва можно вволю оторваться под арабский фолк. Один из критиков был так впечатлен эмоциональной мощью спектакля, что ничтоже сумняшеся написал о нем: «Мощный, как око тайфуна». Великая сила искусства: простодушный рецензент даже не проверил в википедии, что око тайфуна на самом деле – самая спокойная его часть.
Впрочем, он был по-своему прав: сила «Вируса Наарина» именно в том, что ураганный темперамент и страсть к безостановочному движению подчас заключены в сдержанную, подчеркнуто аэмоциональную форму. На протяжении спектакля человек в костюме-тройке бесстрастным голосом зачитывает текст пьесы Петера Хандке «Оскорбление публики», где каждая фраза начинается с «вы»: «Вы идете в театр», и до бесконечности, как обухом по голове – «вы», «вы», «вы». (Внимание: в Петербурге текст будет произноситься на русском, и зрителю еще и придется решать, принимать ли обращение «вы» на свой счет – или воспринимать речь как отвлеченный звуковой орнамент). Столь же бесстрастно танцовщица выводит мелом на черной стене «вы» на разных языках. И даже импульсивный, причудливый пластический язык Наарина, им самим изобретенный, нет-нет, да и собьется на чисто классическую балетную речь – с вытянутыми в струну арабесками, округлыми руками и выворотными позициями ног.
И здесь – хитрость устроителей фестиваля. Еще вчера Dance Open открывался в лучшем смысле традиционной «Снежной королевой» Екатеринбургского балета, где под масками детского спектакля и мюзикла скрыт самый настоящий классический гран-спектакль, а вскоре на той же сцене пермяки покажут «Золушку», где сюжет вообще составляет балет в балете, балет про балет. И вот между ними в программе возникает «Вирус Наарина», Батшева, флагман современного танца, давний любимец российской публики и смутный объект ее желания – ах, как бы нам хотелось двигаться так же, быть столь же раскрепощенными, лишенными имперских комплексов, уметь прислушиваться к собственному телу так же, как израильтяне! Но и в ультрарадикальном спектакле, как иногда аттестуют «Вирус Наарина», зритель с удивлением обнаруживает островки стройной классической упорядоченности – и оказывается, что хорошо знакомый по академической сцене язык, попадая в новый контекст, выглядит неожиданно свежо.
В этом смысле все спектакли роскошной фестивальной афиши 2017 года составляют один грандиозный цикл «Путешествие классического танца за тридевять земель и обратно». Мысль нехитрая, но для российского сознания неожиданная: нет непроходимой пропасти между танцем классическим и танцем контемпорари, между спектаклем нарративным и таким, который не рассказывает историй. Ровно поэтому к просмотру обязателен и спектакль Охада Наарина, и все спектакли фестиваля подряд – нужно только очень спешить за билетами, которые исчезают с ураганной скоростью.
Софья Дымова, "Фонтанка.ру"
Другие события
-
В «Манеже» покажут историю фотографии: от дагеротипа до искусственного интеллекта
Согласно амбициозному замыслу, зрителям покажут фотоискусство «от дагеротипа до искусственного интеллекта». Вы увидите порядка шестисот произведений ста семидесяти восьми авторов, включая Луи Дагера, Вильяма Каррика, Карла Буллы, Александра Родченко, Эля Лисицкого, Бориса Смелова, Бориса Орлова, Сергея Борисова, Влада Мамышева-Монро. Проект создан совместно с центром визуального искусства Beton, кураторы — коллекционер и художник Ольга Мичи и основатель Beton, коллекционер и историк фотографии Алексей Логинов.
-
Эрмитаж покажет европейские «художественные кабинеты» из своего собрания
В Синей спальне откроется выставка настольных кабинетов XVI–XIX веков, вы увидите порядка ста экспонатов. В музее хранится крупнейшее российское собрание подобных предметов, их можно подолгу разглядывать, удивляясь декору и особенностям конструкции.
-
«Балтик Ралли» в Выборге: очень много мотоциклов и концерты рок-звезд
С 17 по 20 июля на Рыночной площади Выборга пройдет Мотофестиваль «Балтик Ралли». Зрителей ждет насыщенная программа: выставки авторских мотоциклов Custom Bike Show и необычных транспортных средств Crazy Wheels Show, Музей старинных мотоциклов Семена Трофимова «МОТОРАРИТЕТ». А также состоятся концерты Алексея Поддубного («Джанго»), рок-музыканта и мотоциклиста Гарика Сукачева и Сергея Галаниа и группы «СерьГа».
-
Лев Лурье и Константин Райкин откроют «Собрание сочинений» — цикл встреч, посвященный Петербургу
24 июля в отеле «Коринтия» на Невском проспекте состоится презентация нового проекта Льва Лурье «Собрание сочинений» — коллекции впечатлений современников, чья жизнь связана с Петербургом-Ленинградом, — без оглядки на то, откуда они родом. Встречи цикла будут проходить каждый квартал, а героями станут харизматичные яркие личности, неравнодушные к Петербургу и которым есть что сказать об этом городе. Первым «томом» собрания станет встреча с Константином Райкиным.
-
Два дня музыки и танцев: в центре Купчино пройдет бесплатный джазовый фестиваль для всей семьи
12 и 13 июля в Петербурге, в парке Интернационалистов в Купчино, пройдет V литературно-музыкальный фестиваль «Белые Ночи в Купчино», основанный музыкантом Билли Новиком (Billy’s Band). В программе - выступления множества музыкантов, танцевальные мастер-классы, конкурс стихов о Купчино. Будут работать интерактивные площадки для детей. Вход свободный, 0+.
-
В Шереметевском саду состоится трехдневный джазовый фестиваль «Бродский DRIVE»
С 11 по 13 июля в Шереметевском саду Фонтанного дома (музей Ахматовой, Литейный пр., 53) пройдет XI джаз-фестиваль «Бродский DRIVE». На нем сыграют Владимир Волков, Dizzy Dutch Duck и другие. 6+

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30