Одна из лучших в мире трупп современного танца - "Батшева" выступит на Dance Open
В Петербург приезжает Танцевальная компания Батшева, руководимая Охадом Наарином – изобретателем чудодейственного и загадочного явления «гага». Это не стиль, не техника – скорее всего, пластический язык. Объяснить словами, что такое «гага» трудно: фразы вроде «гага развивает способность человека ощущать себя не на уровне сочленений, а на уровне клеток кожи» или «кости выталкиваются за пределы твоего тела», чаще всего звучат конфузливо. Столь же трудно описывать словами спектакль "Вирус Наарина", который носит имя своего постановщика и который на фестивале Dance Open покажет молодежный дивизион Батшевы – ребята от 18 до 24 лет. Нужно просто прийти и посмотреть: 15 апреля в Александринский театр.
Сюжет? Если совсем грубо – движение это круто. Или так: не могу сидеть на месте, когда слышу музыку. И когда танцуют другие, тоже не могу сидеть на месте – заразно, оттого и слово «вирус» в названии. Еще: «Чтобы почувствовать тишину, надо немного пошуметь, а потом погрузиться в тишину» (это слова Наарина). Чтобы поймать драйв движения, нужно пережить состояние неподвижности. Чтобы ощутить прелесть пластической медитации под насмерть заигранное Адажио для струнных Барбера, сперва можно вволю оторваться под арабский фолк. Один из критиков был так впечатлен эмоциональной мощью спектакля, что ничтоже сумняшеся написал о нем: «Мощный, как око тайфуна». Великая сила искусства: простодушный рецензент даже не проверил в википедии, что око тайфуна на самом деле – самая спокойная его часть.
Впрочем, он был по-своему прав: сила «Вируса Наарина» именно в том, что ураганный темперамент и страсть к безостановочному движению подчас заключены в сдержанную, подчеркнуто аэмоциональную форму. На протяжении спектакля человек в костюме-тройке бесстрастным голосом зачитывает текст пьесы Петера Хандке «Оскорбление публики», где каждая фраза начинается с «вы»: «Вы идете в театр», и до бесконечности, как обухом по голове – «вы», «вы», «вы». (Внимание: в Петербурге текст будет произноситься на русском, и зрителю еще и придется решать, принимать ли обращение «вы» на свой счет – или воспринимать речь как отвлеченный звуковой орнамент). Столь же бесстрастно танцовщица выводит мелом на черной стене «вы» на разных языках. И даже импульсивный, причудливый пластический язык Наарина, им самим изобретенный, нет-нет, да и собьется на чисто классическую балетную речь – с вытянутыми в струну арабесками, округлыми руками и выворотными позициями ног.
И здесь – хитрость устроителей фестиваля. Еще вчера Dance Open открывался в лучшем смысле традиционной «Снежной королевой» Екатеринбургского балета, где под масками детского спектакля и мюзикла скрыт самый настоящий классический гран-спектакль, а вскоре на той же сцене пермяки покажут «Золушку», где сюжет вообще составляет балет в балете, балет про балет. И вот между ними в программе возникает «Вирус Наарина», Батшева, флагман современного танца, давний любимец российской публики и смутный объект ее желания – ах, как бы нам хотелось двигаться так же, быть столь же раскрепощенными, лишенными имперских комплексов, уметь прислушиваться к собственному телу так же, как израильтяне! Но и в ультрарадикальном спектакле, как иногда аттестуют «Вирус Наарина», зритель с удивлением обнаруживает островки стройной классической упорядоченности – и оказывается, что хорошо знакомый по академической сцене язык, попадая в новый контекст, выглядит неожиданно свежо.
В этом смысле все спектакли роскошной фестивальной афиши 2017 года составляют один грандиозный цикл «Путешествие классического танца за тридевять земель и обратно». Мысль нехитрая, но для российского сознания неожиданная: нет непроходимой пропасти между танцем классическим и танцем контемпорари, между спектаклем нарративным и таким, который не рассказывает историй. Ровно поэтому к просмотру обязателен и спектакль Охада Наарина, и все спектакли фестиваля подряд – нужно только очень спешить за билетами, которые исчезают с ураганной скоростью.
Софья Дымова, "Фонтанка.ру"
Другие события
-
На этой неделе: рекорд «Тайн следствия», «Метод» Хабенского», «Невеста» Ступиной
Вышел свежий номер журнала «Антенна-Телесемь в Санкт-Петербурге». Читайте о том, какой рекорд побил отечественный телесериал с Анной Ковальчук в главной роли, что ждет зрителей в третьем сезоне сериала «Метод», на что обратить внимание при выборе снегоуборочной техники, а также чем удивила экспертов шоу «Ну-ка, все вместе!» петербурженка Варвара Ступина, прошедшая в финал проекта.
-
Фестиваль бразильского кино: оскароносная драма, документальный фильм о самбе и история жизни легендарного музыканта
С 27 по 30 ноября в Петербурге в киноцентре «Родина» пройдёт 16-й Фестиваль бразильского кино. Показы также состоятся в Москве, Калининграде и Нижнем Новгороде — фестиваль стал одним из крупнейших российских событий, посвящённых бразильской культуре.
-
Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон столкнутся с ужасами семейной жизни в триллере «Умри, моя любовь»
С 27 ноября на экранах — премьера психологического триллера «Умри, моя любовь» от режиссёра Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином»). Линн Рэмси, экранизировавшая книгу аргентинской писательницы Арианы Харвич, до этого была известна своими триллерами «Что-то не так с Кевином» и «Тебя здесь никогда не было» — также исследующими темы одиночества и разобщенности. Новый фильм она описала, как очень мрачную черную комедию о любви.
-
На экранах — новогодняя комедия от создателя «Ледокола» и «Море волнуется раз» Николая Хомерики
С 27 ноября в кино — новогодняя драмеди «Тик-Так» от режиссёра Николая Хомерики. По сюжету, Артём и Алёна, семейная пара актёров на грани развода, решают напоследок подзаработать, сыграв Деда Мороза и Снегурочку на детском утреннике. Во время представления они случайно оказываются заперты в гримерке с настоящей тикающей бомбой. За оставшееся время супругам придется заново узнать друг друга, спасти свой брак и найти выход из смертельной ловушки.
-
Музей истории города отмечает 250 лет со дня рождения Карла Росси
На выставке в Инженерном доме Петропавловской крепости вы увидите более ста пятидесяти архитектурных и градостроительных проектов Карла Росси, а также предметов и эскизов предметов декоративно-прикладного искусства из собраний Музея истории города, Эрмитажа, ГМЗ «Павловск», Музея Академии художеств, РНБ и других институций.
-
В Театре «На Литейном» предложат свою версию потерянного рая «Трех сестер»
28 и 29 ноября на сцене Театра «На Литейном» пройдут премьерные показы «Трех сестер» — спектакля-исповеди, в котором герои будут говорить напрямую со зрителем. Режиссер Александр Огарев создает из стремления сестер Прозоровых уехать в Москву метафору вечного поиска утраченного рая. Режиссер настаивает: это история не о трагедии, а о комедии человеческих иллюзий, где за мечтой о Москве скрывается жажда свободы и нереализованные таланты.
Бес из машины: о чем новый роман Алексея Иванова «Невьянская башня»?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 26 ноября 2025 - «Очень странные дела» перед премьерой последнего сезона поставили рекорд Netflix
- 26 ноября 2025 - Большой театр рассказал, как и когда начнет продавать билеты на «Щелкунчик» — живьем их не купить
- 24 ноября 2025 - Умер музыкант группы ABBA — вы точно знаете его соло
- 24 ноября 2025 - На набережной Пряжки установили памятник Майе Плисецкой
- 24 ноября 2025 - Умерла пани Зося из «Кабачка 13 стульев» — Валентина Шарыкина