Одна из лучших в мире трупп современного танца - "Батшева" выступит на Dance Open
В Петербург приезжает Танцевальная компания Батшева, руководимая Охадом Наарином – изобретателем чудодейственного и загадочного явления «гага». Это не стиль, не техника – скорее всего, пластический язык. Объяснить словами, что такое «гага» трудно: фразы вроде «гага развивает способность человека ощущать себя не на уровне сочленений, а на уровне клеток кожи» или «кости выталкиваются за пределы твоего тела», чаще всего звучат конфузливо. Столь же трудно описывать словами спектакль "Вирус Наарина", который носит имя своего постановщика и который на фестивале Dance Open покажет молодежный дивизион Батшевы – ребята от 18 до 24 лет. Нужно просто прийти и посмотреть: 15 апреля в Александринский театр.
Сюжет? Если совсем грубо – движение это круто. Или так: не могу сидеть на месте, когда слышу музыку. И когда танцуют другие, тоже не могу сидеть на месте – заразно, оттого и слово «вирус» в названии. Еще: «Чтобы почувствовать тишину, надо немного пошуметь, а потом погрузиться в тишину» (это слова Наарина). Чтобы поймать драйв движения, нужно пережить состояние неподвижности. Чтобы ощутить прелесть пластической медитации под насмерть заигранное Адажио для струнных Барбера, сперва можно вволю оторваться под арабский фолк. Один из критиков был так впечатлен эмоциональной мощью спектакля, что ничтоже сумняшеся написал о нем: «Мощный, как око тайфуна». Великая сила искусства: простодушный рецензент даже не проверил в википедии, что око тайфуна на самом деле – самая спокойная его часть.
Впрочем, он был по-своему прав: сила «Вируса Наарина» именно в том, что ураганный темперамент и страсть к безостановочному движению подчас заключены в сдержанную, подчеркнуто аэмоциональную форму. На протяжении спектакля человек в костюме-тройке бесстрастным голосом зачитывает текст пьесы Петера Хандке «Оскорбление публики», где каждая фраза начинается с «вы»: «Вы идете в театр», и до бесконечности, как обухом по голове – «вы», «вы», «вы». (Внимание: в Петербурге текст будет произноситься на русском, и зрителю еще и придется решать, принимать ли обращение «вы» на свой счет – или воспринимать речь как отвлеченный звуковой орнамент). Столь же бесстрастно танцовщица выводит мелом на черной стене «вы» на разных языках. И даже импульсивный, причудливый пластический язык Наарина, им самим изобретенный, нет-нет, да и собьется на чисто классическую балетную речь – с вытянутыми в струну арабесками, округлыми руками и выворотными позициями ног.
И здесь – хитрость устроителей фестиваля. Еще вчера Dance Open открывался в лучшем смысле традиционной «Снежной королевой» Екатеринбургского балета, где под масками детского спектакля и мюзикла скрыт самый настоящий классический гран-спектакль, а вскоре на той же сцене пермяки покажут «Золушку», где сюжет вообще составляет балет в балете, балет про балет. И вот между ними в программе возникает «Вирус Наарина», Батшева, флагман современного танца, давний любимец российской публики и смутный объект ее желания – ах, как бы нам хотелось двигаться так же, быть столь же раскрепощенными, лишенными имперских комплексов, уметь прислушиваться к собственному телу так же, как израильтяне! Но и в ультрарадикальном спектакле, как иногда аттестуют «Вирус Наарина», зритель с удивлением обнаруживает островки стройной классической упорядоченности – и оказывается, что хорошо знакомый по академической сцене язык, попадая в новый контекст, выглядит неожиданно свежо.
В этом смысле все спектакли роскошной фестивальной афиши 2017 года составляют один грандиозный цикл «Путешествие классического танца за тридевять земель и обратно». Мысль нехитрая, но для российского сознания неожиданная: нет непроходимой пропасти между танцем классическим и танцем контемпорари, между спектаклем нарративным и таким, который не рассказывает историй. Ровно поэтому к просмотру обязателен и спектакль Охада Наарина, и все спектакли фестиваля подряд – нужно только очень спешить за билетами, которые исчезают с ураганной скоростью.
Софья Дымова, "Фонтанка.ру"
Другие события
-
Яна Тумина представит в Эрмитаже буддийскую «Сутру золотого света»
15 сентября в Эрмитаже состоится премьера спектакля «Сутра золотого света», поставленного Яной Туминой. Благодаря музейно-театральной лаборатории «Чудесный источник» и мастерской Яны Туминой Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) в Зимнем дворце преобразится Запасная галерея Отдела Востока. После премьеры спектакль будет доступен для просмотра каждый вечер среды и четверга с сентября по декабрь.
-
На Левашовском хлебозаводе поговорят о том, как стать и как быть писателем
В воскресенье, 15 сентября, на Левашовском хлебозаводе пройдет фестиваль Creative Writing Fest. Это будет фестиваль для тех, кто уже пишет романы и рассказы или только представляет себя в роли писателя. Вход свободный.
-
Краевед проведет от Тарховки до Александровской и расскажет про «дачных героев» Фиделя Кастро и Анжелу Дэвис
Руководителя Кубы и американскую правозащитницу часто представляют героями, но вот «дачными» — вряд ли. Узнаем об этом в процессе пешей прогулки и экскурсии по сохранившимся дачам на пространстве от Тарховки до Александровской. 16+
-
МТЮЗ привезет в Петербург спектакли Гинкаса и Шерешевского
16 и 17 сентября в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова состоятся гастроли Московского Театра юного зрителя. Петербургскому зрителю будут представлены спектакли Камы Гинкаса и Петра Шерешевского.
-
В Александринском театре расскажут о ритуалах, синкретизме, ворожбе и других основах бразильского театра
Ритуалы, синкретизм, ворожба — это основы бразильского театра, и их знать не помешает, если собираетесь увидеть один из спектаклей XV Международного театрального фестиваля «Александринский». На лекции 16 сентября на Новой сцене Александринского театра все объяснят. Бесплатно. 16+
-
Петербуржцев приглашают провести «Архитектурное расследование» в особняке Кшесинской
Если в Музее политической истории России упоминают прежнюю жизнь здания в бытность его особняком Кшесинской, то и говорят обычно о ней, о Матильде. Но проекту «Петербург глазами инженера» интереснее техническая начинка здания. Можно догадаться, что правитель империи позаботился о том, чтобы инженерия дома обожаемой дамы была передовой. Убедимся на экскурсии 15 или 29 сентября. 16+
Куда пойти 13–15 сентября: кофе и джаз в Павловске, «Сутра золотого света» и «Звери» на Дворцовой
Новости
- 15 сентября 2024 - «Завирухи Шишова переулка», «ФМ Игры» и юбилеи — БДТ объявил планы на сезон
- 13 сентября 2024 - В России создадут Фонд объединённых культур
- 13 сентября 2024 - Министр культуры Любимова: «Пика выпускаемых в прокат картин мы достигнем в 2026 году»
- 13 сентября 2024 - Музыка The Cure оригинально сообщили поклонникам дату выхода альбома, который те ждали 16 лет
- 13 сентября 2024 - «Никакой мягкой силы нет»: на культурном форуме призвали «не успокаивать» молодёжь
Статьи
-
04 сентября 2024, 17:08
-
03 сентября 2024, 12:47