Одна из лучших в мире трупп современного танца - "Батшева" выступит на Dance Open
В Петербург приезжает Танцевальная компания Батшева, руководимая Охадом Наарином – изобретателем чудодейственного и загадочного явления «гага». Это не стиль, не техника – скорее всего, пластический язык. Объяснить словами, что такое «гага» трудно: фразы вроде «гага развивает способность человека ощущать себя не на уровне сочленений, а на уровне клеток кожи» или «кости выталкиваются за пределы твоего тела», чаще всего звучат конфузливо. Столь же трудно описывать словами спектакль "Вирус Наарина", который носит имя своего постановщика и который на фестивале Dance Open покажет молодежный дивизион Батшевы – ребята от 18 до 24 лет. Нужно просто прийти и посмотреть: 15 апреля в Александринский театр.
Сюжет? Если совсем грубо – движение это круто. Или так: не могу сидеть на месте, когда слышу музыку. И когда танцуют другие, тоже не могу сидеть на месте – заразно, оттого и слово «вирус» в названии. Еще: «Чтобы почувствовать тишину, надо немного пошуметь, а потом погрузиться в тишину» (это слова Наарина). Чтобы поймать драйв движения, нужно пережить состояние неподвижности. Чтобы ощутить прелесть пластической медитации под насмерть заигранное Адажио для струнных Барбера, сперва можно вволю оторваться под арабский фолк. Один из критиков был так впечатлен эмоциональной мощью спектакля, что ничтоже сумняшеся написал о нем: «Мощный, как око тайфуна». Великая сила искусства: простодушный рецензент даже не проверил в википедии, что око тайфуна на самом деле – самая спокойная его часть.
Впрочем, он был по-своему прав: сила «Вируса Наарина» именно в том, что ураганный темперамент и страсть к безостановочному движению подчас заключены в сдержанную, подчеркнуто аэмоциональную форму. На протяжении спектакля человек в костюме-тройке бесстрастным голосом зачитывает текст пьесы Петера Хандке «Оскорбление публики», где каждая фраза начинается с «вы»: «Вы идете в театр», и до бесконечности, как обухом по голове – «вы», «вы», «вы». (Внимание: в Петербурге текст будет произноситься на русском, и зрителю еще и придется решать, принимать ли обращение «вы» на свой счет – или воспринимать речь как отвлеченный звуковой орнамент). Столь же бесстрастно танцовщица выводит мелом на черной стене «вы» на разных языках. И даже импульсивный, причудливый пластический язык Наарина, им самим изобретенный, нет-нет, да и собьется на чисто классическую балетную речь – с вытянутыми в струну арабесками, округлыми руками и выворотными позициями ног.
И здесь – хитрость устроителей фестиваля. Еще вчера Dance Open открывался в лучшем смысле традиционной «Снежной королевой» Екатеринбургского балета, где под масками детского спектакля и мюзикла скрыт самый настоящий классический гран-спектакль, а вскоре на той же сцене пермяки покажут «Золушку», где сюжет вообще составляет балет в балете, балет про балет. И вот между ними в программе возникает «Вирус Наарина», Батшева, флагман современного танца, давний любимец российской публики и смутный объект ее желания – ах, как бы нам хотелось двигаться так же, быть столь же раскрепощенными, лишенными имперских комплексов, уметь прислушиваться к собственному телу так же, как израильтяне! Но и в ультрарадикальном спектакле, как иногда аттестуют «Вирус Наарина», зритель с удивлением обнаруживает островки стройной классической упорядоченности – и оказывается, что хорошо знакомый по академической сцене язык, попадая в новый контекст, выглядит неожиданно свежо.
В этом смысле все спектакли роскошной фестивальной афиши 2017 года составляют один грандиозный цикл «Путешествие классического танца за тридевять земель и обратно». Мысль нехитрая, но для российского сознания неожиданная: нет непроходимой пропасти между танцем классическим и танцем контемпорари, между спектаклем нарративным и таким, который не рассказывает историй. Ровно поэтому к просмотру обязателен и спектакль Охада Наарина, и все спектакли фестиваля подряд – нужно только очень спешить за билетами, которые исчезают с ураганной скоростью.
Софья Дымова, "Фонтанка.ру"
Другие события
-
На этой неделе: загадки Олега Меньшикова, выбор Алисы Вокс, съемки в Кавголово
Вышел свежий номер журнала «Антенна-Телесемь в Санкт-Петербурге». Читайте о том, что думают эксперты об Олеге Меньшикове, которому 8 ноября исполнится 65 лет, почему экс-солистка группы «Ленинград» не стала миллионером, как в Петербурге снимали сериал «Марафон сердца», а также почему не стоит затягивать с восполнением утраченных зубов.
-
На экранах — признание в любви к французскому кино от автора «Отрочества»
С 6 ноября в кинотеатрах премьера комедийной драмы Ричарда Линклейтера «Новая волна». Сюжет разворачивается в 1959 году в Париже, где бывший кинокритик, начинающий режиссёр Жан-Люк Годар собирается снять великое кино и затмить всех. Это не слишком просто: ему удаётся выбить лишь крошечный бюджет и двадцать дней на съёмки, сценарий не готов, а на главную роль Годару приходится взять малоизвестного актёра — некоего Жан-Поля Бельмондо… Зато скоро «На последнем дыхании» выйдет на экраны и сразит всех, став триумфом французского течения «Новой волны».
-
В прокат выходит драма Надежды Михалковой «Огненный мальчик» с Юлией Высоцкой и Оксаной Акиньшиной
6 ноября на экранах — премьера драмы «Огненный мальчик», снятая режиссёром Надеждой Михалковой. В главных ролях — Юлия Высоцкая, Анна Михалкова («Кококо»), Александр Устюгов («Любовь Советского союза»), Елизавета Ищенко («Пищеблок») и Оксана Акиньшина («Сёстры»).
-
Полина Федина и Борис Дергачев столкнутся с техно-ужасом в триллере «Голосовой помощник»
6 ноября на экраны выходит психологический триллер Олега Витвицки «Голосовой помощник». По сюжету, группа бывших однокурсников арендует модное шале в лесу, чтобы вспомнить студенческие годы и расслабиться. Дом оснащён умной колонкой «Алёна», которая управляет светом, музыкой и даже готовит коктейли. Но веселье сходит на нет, когда устройство предлагает сыграть в «Найди убийцу». Каким-то образом колонка знает всё о смерти их общей подруги Алены, случившейся годы назад. Чем дальше, тем более странной и жуткой становится игра: колонка утверждает, что убийца находится в этом же доме.
-
В кино покажут драму «Мой сын». В главных ролях Юлия Снигирь и звезда «Слова пацана» Леон Кемстач
С 6 ноября в кино — премьера остросюжетной драмы «Мой сын», остросюжетный дебют режиссёра Вячеслава Клевцова. В главной роли — Юлия Снигирь («Мастер и Маргарита», «Обитаемый остров»). Она здесь играет роль крайне успешного и коррумпированного адвоката Кати, которая живёт с приёмным сыном Лёшей (Леон Кемстач, «Слово пацана»). Однажды Кате поручают закрыть на 8 лет известного видеоблогера. Но Лёша встаёт на сторону жертвы, а после убегает из дома. События приводят к трагедии, и Кате предстоит выбирать между карьерой и сыном.
-
Библиотека Герцена приглашает на цикл лекций о предпринимателях Лиговки XIX века
Один из предпринимателей, иностранец, ввел в жизнь петербуржцев изобретения, которыми они пользуются до сих пор и не подозревают об этом. Другой повлиял на содержание коллекции Третьяковской галереи, но современникам был известен вовсе не этим. Дом третьего по сей день — одна из архитектурных доминант Лиговского проспекта. О «Предпринимателях Лиговки XIX столетия» (так называется цикл) последовательно расскажут 6, 13 и 20 ноября. Бесплатно. 12+
Эстетичный монстр и злобный создатель. Зачем дель Торо свой «Франкенштейн»?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 05 ноября 2025 - «Роскошное выражение модернизма в классической форме»: в Петербурге впервые за 30 лет зазвучит симфония Дюка
- 01 ноября 2025 - «Большая книга» открыла бесплатный доступ к книгам-финалистам — за них можно проголосовать
- 31 октября 2025 - Вуди Аллен до конца 2027 года выпустит фильм про Мадрид
- 30 октября 2025 - Warner Bros. рассказала, когда выпустит первый фильм о Hello Kitty
- 30 октября 2025 - Сергей Шнуров рассказал о новом альбоме «Поролоновая свадьба»
Статьи
-
30 октября 2025, 17:23Казалось бы, ничто не предвещало трагедии. Обычный европейский гражданин, крепко стоящий на ногах и уверенный в завтрашнем дне, едет со своим сыном и собачкой на машине в Марокко, чтобы на тамошнем рейве в пустыне найти свою дочь. Ребенок уверен: сестра будет рада их увидеть. Отец выглядит почти отчаявшимся, но настойчиво обращается то к одним танцующим, то к другим, показывая фотографию дочери. У зрителя закрадываются мысли, что мы видим стадию отрицания в принятии неизбежного, и девушки уже нет в живых, — и наверняка по ходу действия будут находиться этому подтверждения, а интрига будет в ее судьбе. Но сюжет оказывается гораздо сильнее.
-
29 октября 2025, 13:30Более 500 произведений искусства — скульптуру, живопись, ритуальные предметы и маски мистерии Цам — можно увидеть до 2 февраля на новой выставке «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма» в Манеже Малого Эрмитажа. Куратор Юлия Елихина — ведущий научный сотрудник Отдела Востока — рассказала «Фонтанке» об экспонатах, прошедших через огонь, о демонах, вызывающих болезни, и о драгоценности, исполняющей желания.
-
26 октября 2025, 12:20