Одна из лучших в мире трупп современного танца - "Батшева" выступит на Dance Open
В Петербург приезжает Танцевальная компания Батшева, руководимая Охадом Наарином – изобретателем чудодейственного и загадочного явления «гага». Это не стиль, не техника – скорее всего, пластический язык. Объяснить словами, что такое «гага» трудно: фразы вроде «гага развивает способность человека ощущать себя не на уровне сочленений, а на уровне клеток кожи» или «кости выталкиваются за пределы твоего тела», чаще всего звучат конфузливо. Столь же трудно описывать словами спектакль "Вирус Наарина", который носит имя своего постановщика и который на фестивале Dance Open покажет молодежный дивизион Батшевы – ребята от 18 до 24 лет. Нужно просто прийти и посмотреть: 15 апреля в Александринский театр.
Сюжет? Если совсем грубо – движение это круто. Или так: не могу сидеть на месте, когда слышу музыку. И когда танцуют другие, тоже не могу сидеть на месте – заразно, оттого и слово «вирус» в названии. Еще: «Чтобы почувствовать тишину, надо немного пошуметь, а потом погрузиться в тишину» (это слова Наарина). Чтобы поймать драйв движения, нужно пережить состояние неподвижности. Чтобы ощутить прелесть пластической медитации под насмерть заигранное Адажио для струнных Барбера, сперва можно вволю оторваться под арабский фолк. Один из критиков был так впечатлен эмоциональной мощью спектакля, что ничтоже сумняшеся написал о нем: «Мощный, как око тайфуна». Великая сила искусства: простодушный рецензент даже не проверил в википедии, что око тайфуна на самом деле – самая спокойная его часть.
Впрочем, он был по-своему прав: сила «Вируса Наарина» именно в том, что ураганный темперамент и страсть к безостановочному движению подчас заключены в сдержанную, подчеркнуто аэмоциональную форму. На протяжении спектакля человек в костюме-тройке бесстрастным голосом зачитывает текст пьесы Петера Хандке «Оскорбление публики», где каждая фраза начинается с «вы»: «Вы идете в театр», и до бесконечности, как обухом по голове – «вы», «вы», «вы». (Внимание: в Петербурге текст будет произноситься на русском, и зрителю еще и придется решать, принимать ли обращение «вы» на свой счет – или воспринимать речь как отвлеченный звуковой орнамент). Столь же бесстрастно танцовщица выводит мелом на черной стене «вы» на разных языках. И даже импульсивный, причудливый пластический язык Наарина, им самим изобретенный, нет-нет, да и собьется на чисто классическую балетную речь – с вытянутыми в струну арабесками, округлыми руками и выворотными позициями ног.
И здесь – хитрость устроителей фестиваля. Еще вчера Dance Open открывался в лучшем смысле традиционной «Снежной королевой» Екатеринбургского балета, где под масками детского спектакля и мюзикла скрыт самый настоящий классический гран-спектакль, а вскоре на той же сцене пермяки покажут «Золушку», где сюжет вообще составляет балет в балете, балет про балет. И вот между ними в программе возникает «Вирус Наарина», Батшева, флагман современного танца, давний любимец российской публики и смутный объект ее желания – ах, как бы нам хотелось двигаться так же, быть столь же раскрепощенными, лишенными имперских комплексов, уметь прислушиваться к собственному телу так же, как израильтяне! Но и в ультрарадикальном спектакле, как иногда аттестуют «Вирус Наарина», зритель с удивлением обнаруживает островки стройной классической упорядоченности – и оказывается, что хорошо знакомый по академической сцене язык, попадая в новый контекст, выглядит неожиданно свежо.
В этом смысле все спектакли роскошной фестивальной афиши 2017 года составляют один грандиозный цикл «Путешествие классического танца за тридевять земель и обратно». Мысль нехитрая, но для российского сознания неожиданная: нет непроходимой пропасти между танцем классическим и танцем контемпорари, между спектаклем нарративным и таким, который не рассказывает историй. Ровно поэтому к просмотру обязателен и спектакль Охада Наарина, и все спектакли фестиваля подряд – нужно только очень спешить за билетами, которые исчезают с ураганной скоростью.
Софья Дымова, "Фонтанка.ру"
Другие события
-
Ледовый театр выпускает «Бременских музыкантов»: на лед выйдут Туктамышева, Дикиджи, Коляда, Бережная и другие
С 30 декабря по 6 января в Ледовом дворце будут проходить премьерные показы спектакля Ледового театра Петербурга «Бременские музыканты». На лед выйдут звезды фигурного катания: олимпийская чемпионка Елизавета Туктамышева, Владислав Дикиджи, Михаил Коляда, Елена Бережная, танцевальная пара Екатерина Миронова и Евгений Устенко (Разбойники) и другие спортсмены и артисты.
-
В Гатчине пройдет «Новогодняя кутерьма» с большой детской программой
С 1 по 11 января в Гатчине пройдет зимний фестиваль для всей семьи «Новогодняя кутерьма». В программе праздника — концерты, кукольные и театральные интерактивные представления, мастер-классы, рождественская ярмарка и многое другое. 0+
-
Фестиваль Владимира Волкова VOLKOV ManiFEST: три дня музыки от барокко до современности
9, 10 и 11 января в Петербурге пройдет XII ежегодный музыкальный фестиваль VOLKOV ManiFEST. Его автор и главный участник — музыкант и импровизатор Владимир Волков. Каждый из трех дней будет особенным. 12+
-
Фонтанный дом приглашает на рождественскую выставку: можно будет стать участником Венецианского карнавала
2026 год Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме встречает традиционно затейливо: 27 декабря там открывают «Рождество дель арте». Частью традиционной рождественской программы станет спектакль «Любовь к трём апельсинам». Сама выставка будет представлять из себя волшебный лес, где дети и их родители встретятся с таинственными статуями, будут разгадывать загадки птиц, чтобы не окаменеть, узнавать итальянские пословицы и слушать волшебника Дурандарте.
-
В Петербург привезут шоу Татьяны Навки «Вечера на хуторе»
С 25 декабря по 8 января в Петербурге, в СК «Юбилейный», состоится премьера ледового шоу Татьяны Навки «Вечера на хуторе» по мотивам повестей Николая Гоголя. Зрителей ждет путешествие в мир красочных народных традиций и самобытной истории нашей страны, атмосфера ярмарочных гуляний и, конечно же, история любви кузнеца Вакулы к красавице Оксане. 0+
-
Три богатыря борются с загадочной тьмой в четырнадцатом эпизоде анимационной саги
25 декабря на экраны выходит четырнадцатая часть «богатырской» франшизы — мультфильм «Три богатыря и свет клином» от режиссёра Дарины Шмидт. Богатырям предстоит спасти князя, город и верного Коня Юлия от надвигающегося конца света.
Лицом к лицу с историей. На выставке в Эрмитаже показывают портреты за 4000 лет от погребальных масок до фото
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 24 декабря 2025 - В Петербурге взошла частная Луна. Ее позвали на день рождения
- 24 декабря 2025 - Музей-заповедник «Царское Село» бесплатно примет тезок веселой императрицы
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
Статьи
-
26 декабря 2025, 08:00В последние выходные этого года культурные площадки Петербурга окончательно переключаются на новогодний лад. Рассказываем, где искать выставки на рождественские темы, как попасть в «волшебный лес» Фонтанного дома и стать участником карнавала и с какой новинкой театр «Мастерская» входит в 2026 год.
-
25 декабря 2025, 15:30Как известно, книга — лучший подарок, особенно на Новый Год и Рождество. Но что делать, если «Гарри Поттер» уже перечитан и пересмотрен десять раз, «Рождественская История» и прочая святочная классика тоже, а в сторону списка школьного чтения пока не хочется смотреть? «Фонтанка» попросила писателей, художников, переводчиков и издателей (в основном, петербургских) порекомендовать детские книги. А заодно узнала, что они думают о ситуации в детской литературе сегодня.
-
20 декабря 2025, 17:30
-
18 декабря 2025, 15:00
-
15 декабря 2025, 11:29