
На Новой сцене прочтут лекции о технологиях: люди-киборги, машины без водителей, роботовладельческое общество

Люди-киборги, машины без водителей, роботовладельческое общество, глупость космических роверов и телескопов, демократия социальных сетей. Эти темы известные европейские и российские учёные будут обсуждать 30 апреля на Новой сцене Александринского театра. Здесь пройдёт большой лекторий проекта «Открытый университет», посвященный технологиям.
«Открытый университет» – просветительский проект, его открыли в 2015 году интернет-издание «Бумага» и Новая сцена Александринского театра при поддержке Университета ИТМО, Европейского университета в Санкт-Петербурге и Политехнического университета. С тех пор раз в несколько месяцев на Новую сцену съезжаются эксперты из разных стран, чтобы прочитать для петербуржцев бесплатные научно-популярные лекции.
В субботу, 30 апреля, размах проекта будет поистине впечатляющ – посетителей ждёт 12 лекций на тему «Технологии» от исследователей из России, Великобритании, Финляндии и Чехии. Действо поделят на несколько секций.
Первая, «Технологии для людей», пройдёт в медиацентре. Здесь профессор прикладной кибернетики Чешского технического университета Ольга Штепанкова в 12:00-13:00 расскажет, как технологии меняют медицину и уход за пожилыми людьми. Профессор Хельсинкского университета Лаури Аалтонен выступит в 13:15-14:15 на тему: «От генов к геному: технологии лечения наследственного рака».
«Фонтанка» советует обратить внимание на лекцию Юрия Баулина, ведущего инженера Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова и сотрудника естественнонаучного факультета ИТМО. Она пройдёт с 14:30 по 15:30, тема – «Искусственное тело: путь к бессмертию или тупик развития?». «Уже сегодня внутренние органы человека можно заменить искусственными. Протезы становятся все более совершенными, и, возможно, скоро мы не отличим их от человеческого тела. Значит ли это, что уже через полвека мы столкнемся с целым поколением киборгов? И может ли человеческое тело стать полностью механическим?» — интересуется эксперт.
Вторая секция называется «Технологии вместо людей» — она также организована в медиацентре и обещает быть не менее зажигательной. Кристоф Мазур, научный сотрудник Имперского колледжа Лондона и Лондонской школы экономики с 15:45 до 16:45 будет рассуждать о вопросе: «Готово ли общество к машинам без водителей?». Андрей Фалалеев, директор Института передовых производственных технологий СПбГПУ, с 17:00 по 18:00 поведает о «роботовладельческом обществе». С 18:15 до 19:15 Дмитрий Трутнев, замдиректора Центра технологий электронного правительства, осуществит самокритичное, судя по названию, выступление – «Электронное правительство в России: есть или только кажется?» Наконец, с 19:30 по 20:30 инженер-конструктор и популяризатор космонавтики Александр Хохлов, объяснит, почему роботы не смогут заменить людей в космосе.
Секцию «Технологии против людей» можно будет послушать в фойе театра. Полина Колозариди из Лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ и фотограф Егор Цветков с 12:00 по 13:00 поделятся информацией о том, в чём виноваты новые технологии и почему люди их боятся. С 13:15 до 14:15 ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета Кирилл Титаев поделится данными масштабного исследования о технологиях и российских судах. С 14:30 до 15:30 директор лаборатории компьютерной криминалистики университета ИТМО Павел Кузьмич взволнует публику темой «Опасные информационные технологии». Наконец, с 15:45 по 16:45 Светлана Бодрунова, заведущая кафедрой медиадизайна и информационных технологий СПбГУ, прочитает лекцию «Социальные сети и демократия».
Последняя секция – «Зачем обществу нужны открытые данные?» – также состоится в фойе. Open data в 17:00 — 18:30 обсудят три эксперта: директор некоммерческой организации «Информационная культура» Иван Бегтин и сотрудники университета ИТМО Ирина Радченко и Ольга Пархимович.
Вход на все лекции – свободный, но требуется предварительная регистрация. Полное расписание – на сайте проекта
Адрес Новой сцены: набережная Фонтанки, 49А.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
Московский театр «Практика» привозит спектакль о барахолках как энциклопедии нашей жизни
Как часто мы обходим блошиные рынки стороной, видя в них только неприглядную реальность и торг по низкой цене? 18 и 19 сентября петербургские зрители смогут посмотреть на эти места через другую призму — глазами театральных исследователей, которые больше года жили в их мире. Московский театр «Практика» приедет на Новую сцену Александринки со спектаклем Юрия Квятковского «Барахло».
-
В кино покажут новую романтическую драму Роберта Земекиса со звёздами «Форреста Гампа»
Одна из самых известных работ Роберта Земекиса — комедийная драма «Форрест Гамп», где он тоже показал часть истории США глазами героя Тома Хэнкса. В свою нынешнюю работу он вновь пригласил Хэнкса и его партнёршу по «Форресту Гампу», актрису Робин Райт; они сыграли главных героев, супругов из поколения бэби-бумеров Ричарда и Маргарет Янг. Пара проходит вместе через любовь, трудности и утраты на протяжении полувека.
-
В прокат выходит абсурдистская черная комедия о 12 незнакомцах «Ангелы не жужжат»
18 сентября стартует показ сербско-российской черной комедии «Ангелы не жужжат». Режиссер Александр Селиверстов снял, как он сам это называет, «кинокомикс об аутсайдерах» — притчу, в которой соединились и абсурдизм шведа Роя Андерссона, и аллюзии на Вима Вендерса, и кафкианская атмосфера постсоветской реальности, и сатира на бюрократию, и религиозная притча.
-
«Долгая прогулка»: триллер-антиутопия по первому роману Стивена Кинга от режиссёра «Голодных игр»
18 сентября в прокат выходит антиутопический триллер «Долгая прогулка». В основу сценария положен одноименный роман Стивена Кинга 1979 года — первый, написанный «королём ужасов». По сюжету, в антиутопической Америке будущего правит тоталитарный режим. Он ежегодно проводит соревнование по ходьбе под названием «долгая прогулка». По правилам, Идущие должны идти, не снижая скорость ниже трех миль в час, иначе им грозит казнь. Соревнование ведётся до последнего участника; победитель получает всё, что пожелает.
-
Звезда «Гарри Поттера» восстанавливает справедливость в фантастическом боевике от автора «Железного неба»
18 сентября в прокат выходит фантастический боевик «Альтер», снятый финским режиссером Тимо Вуоренсола. В новом его фильме главную роль исполнил Том Фелтон (Драко Малфой из «Гарри Поттера»). Здесь он сыграл гениального изобретателя Леона, прикованного к инвалидному креслу. Леон обитает в постапокалиптическом мире, где генномодифицированная элита купается в роскоши, а все прочие прозябают в трущобах. Разъяренный несправедливостью Леон создает мощный экзоскелет, чтобы защитить слабых и разрушить систему, отнявшую у него всё.
-
Искусствовед расскажет историю накладных волос, которой несколько тысяч лет
Можно ли назвать парик — головным убором? А шиньон? И из чего можно делать то и другое? 19 сентября — очередная лекция цикла «Нетайная история одежды» от исследователя истории костюма, искусствоведа, хозяйки проката исторических нарядов Софьи Тютелевой. Бесплатно. 16+

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35