
Ведущий национальный театр Татарстана посетит Петербург с хитами и свежими премьерами
Версия для печати
Впервые за много лет в Петербург с большими отчетными гастролями приезжает главный национальный театр Татарстана – Театр имени Галиаскара Камала. Сейчас этот коллектив находится на подъеме, и важную роль в этом играет личность его руководителя – режиссера Фарида Бикчантаева, который умело сочетает пиетет к татарской национальной классике со смелыми экспериментами в области сценических форм. С 5 по 10 апреля Камаловский театр покажет на основной сцене БДТ шесть спектаклей, из них пять в постановке своего худрука.
Петербургский зритель в последнее время получил замечательную возможность познакомиться с театральной жизнью Татарстана. В прошлом году в Петербурге гастролировал Альметьевский татарский театр, в этом – театр «Мастеровые» из города Набережные Челны. Теперь на шесть вечеров к нам приезжает ведущий национальный театр Татарстана – казанский театр им. Камала.

"Голубая шаль"
Фото: предоставлено организаторами
Начнутся гастроли 5 апреля с «Голубой шали», эмблематической пьесы татарского классика Карима Тинчурина, коронной для национального театрального репертуара. Сюжет этой пьесы, отлично известной всем и каждому в Татарстане, прост: молодых возлюбленных – шахтера Булата и деревенскую сироту Майсару – разлучает злобный и хитрый мулла, вынуждающий сиротку стать его пятой женой. На протяжении трех часов действия справедливость будет восстановлена, и добро восторжествует, но главное в татарской «Принцессе Турандот» не в фабуле, а в атмосфере – шутках и прибаутках, актерских апартах, музыке национального классика Салиха Сайдашева.
6 апреля покажут совсем нового «Ходжу Насреддина». Пьесу о приключениях всем известного острослова, охальника и борца за справедливость написали Наки Исанбет и Саадалла Ваннус. Спектакль Фарида Бикчантаева сочетает, казалось бы, несочетаемые театральные тренды: с одной стороны, это яркое, развлекательное костюмное зрелище, с другой – притчи о Насреддине прочитаны с позиции сегодняшнего человека и обращают зрителя к проблемам сегодняшнего дня.

«Ходжа Насреддин»
Фото: предоставлено организаторами
«Зятья Гэргэри» по произведению Туфана Миннулина (7 апреля) – единственный в программе гастролей спектакль, созданный до прихода в театр Фарида Бикчантаева, его поставил режиссер Марсель Салимжанов, много лет руководивший Камаловской драмой. «Зятья» – кассовый хит камаловцев, сохраняющийся в афише аж с середины 1990-х. Зрителей ждут погружение в татарский этнографический колорит, знакомство с национальным типом юмора и забавная комедия положений о сватовстве.
Зато свежайшая премьера театра «Дон Жуан» Бикчантаева (8 апреля) максимально очищена от этнографических, национальных примет и примет той или иной эпохи. Мольеровская пьеса стала поводом для спектакля, чеховского по своей интонации, – о кризисе среднего возраста, выборе пути, когда «земную жизнь прошел до середины». Дон Жуана в исполнении Радика Бариева критики сравнивают с чеховским Ивановым.

«Дон Жуан»
Фото: предоставлено организаторами
9 апреля сыграют спектакль по пьесе важнейшего татарского классика Галиаскара Камала «Банкрот». Главный герой пьесы – купец Сиражедин – набирает кредитов, однако его грабят, и отдавать долги оказывается нечем. Ничего не остается, как удирать от кредиторов на дирижабле! Стоит ли говорить, что в данном случае татарская национальная классика гарантированно отзовется в сердцах петербургского зрителя? Кредиты – дело такое, многие с ними знакомы…
А завершится гастрольный тур 10 апреля спектаклем «Запоздалое лето» по пьесе Ильгиза Зайниева, бенефисом ведущей камаловской актрисы старшего поколения Наили Гараевой. Ее Халима, главная героиня этой лирической комедии, отказывается жить, согласно возрасту, указанному в паспорте, она чувствует себя молодой и вовлекает в круговорот своей бешеной энергии всех, кто ее окружает.
Андрей Пронин
Другие события
-
Искусствовед расскажет историю накладных волос, которой несколько тысяч лет
Можно ли назвать парик — головным убором? А шиньон? И из чего можно делать то и другое? 19 сентября — очередная лекция цикла «Нетайная история одежды» от исследователя истории костюма, искусствоведа, хозяйки проката исторических нарядов Софьи Тютелевой. Бесплатно. 16+
-
В Павловском парке пройдет большой джазовый weekend
Фестиваль «Павловский кофе-джаз» возвращается в Павловск 20–21 сентября. Фанатов джазовых импровизаций — свинга и бибопа, новоорлеанского и фьюжен-джаза — ждут концерты, лекции, мастер-классы и, конечно, кофе. Вход по билету в парк. 0+
-
Осенний фестиваль фонтанов в Петергофе: вальсы, марши, фейерверк
20 и 21 сентября в Нижнем парке в Петергофе пройдет традиционный «Осенний фестиваль фонтанов». Праздник, посвященный возрождению Петергофа после оккупации, продлится оба выходных дня — в субботу и воскресенье — с 9:00 до 21:00.
-
В Михайловском замке откроется выставка Григория Гукасова
Григорий Гукасов — петербургский художник академической школы, ученик Андрея Мыльникова. На выставке вы увидите более сорока живописных работ, эскизы, этюды, скульптуру. Художник, обращаясь к историческому прошлому, объединяет свои работы цитатой из «Повести временных лет»: «Мы от рода русского…».
-
Фестиваль медиаискусства Digital Rain обрушит на Петербург потоки — цифровые
С 25 по 28 сентября в Петербурге пройдет новый международный фестиваль медиаискусства Digital Rain. Зрелищную программу из 20 аудио-визуальных инсталляций, видеоарта, цифровых перформансов, звуковых работ, проектов с дополненной реальностью, завершат образовательная программа и музыкальная от команды m_division, создателей фестиваля GAMMA.
-
В Музее Фаберже покажут современное искусство Нижегородской области
На выставке в Музее Фаберже вы увидите более ста двадцати работ: живопись, графику, фотографию, скульптуру, объекты. Это предметы из частных коллекций и мастерских художников, а также из совместной дебютной коллекции бренда «Хохлома» с дизайнером Алёной Ахмадуллиной. Организаторы делают акцент на работах молодых художников, в которых видят особый гуманистический характер.

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47