
Директор Кунсткамеры расскажет об эпохе Петра и самом большом в мире глобусе

Самый большой в мире глобус, сначала попавший в Петербург, а потом – в фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Тайные смыслы, заложенные в купол Кунсткамеры. Новые мультимедийные технологии, которыми могут насладиться посетители старейшего в России музея. Об этом и многом другом директор Кунсткамеры Юрий Чистов расскажет 4 марта в лектории ассоциации выпускников СПбГУ.
Кунсткамера – один из символов Петербурга, но знаем о ней мы преступно мало. Первое воспоминание, которое возникает – «заспиртованные младенцы» – совсем не в масть.
В Кунсткамере хранится гигантское собрание материалов о жизни экзотических народов по всему миру. Индокитайский губной оргaн из бамбука «кхьен», монгольская юрта, китайские «домашние туфельки для деформированных ножек», индейские украшения с зубами ягуара – вполне обычные предметы для местных интерьеров.

Фото: Архив "ДП"
Каким образом «уродцы» и этнографические редкости попали в одно здание? Как строился музей, и что имел в виду Пётр Первый, проектируя купол Кунсткамеры? Почему на Васильевский остров попал самый большой в мире глобус, и как его история отражена в знаменитом фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»?
Об этом в четверг, 4 марта, петербуржцам расскажет директор Кунсткамеры Юрий Чистов. Он прочитает лекцию «Кунсткамера или Музей антропологии и этнографии? История музея и планы его развития» в лектории СПбГУ «Выпускники – выпускникам».
Юрий Чистов – выпускник исторического факультета ЛГУ, доктор исторических наук, участник этнографических экспедиций в Йемен, Египет, Эфиопию, Китай. В круг его научных интересов входит «биологическая, социальная и культурная антропология и археология популяций Ближнего Востока, Восточного Средиземноморья, Центральной Азии», «эволюционная морфология черепа человека», музейный менеджмент и применение мультимедийных технологий в современных музеях.

Фото: Архив "ДП"
Лекторий «Выпускники – выпускникам» открылся в конце 2015 года. В нем уже выступили писатель Михаил Веллер и нейролингвист Татьяна Черниговская. Несмотря на название, площадку может посетить каждый – фейс-контроля, спрашивающего диплом СПбГУ, на входе не будет. Организаторы подчёркивают, что открыты для всех горожан и гостей Петербурга.
Лекция начнётся в 19:00 по адресу: 22-я линия Васильевского острова, дом 7, юридический факультет СПбГУ, актовый зал.
Вход свободный, но обязательна регистрация.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
Искусствовед расскажет историю накладных волос, которой несколько тысяч лет
Можно ли назвать парик — головным убором? А шиньон? И из чего можно делать то и другое? 19 сентября — очередная лекция цикла «Нетайная история одежды» от исследователя истории костюма, искусствоведа, хозяйки проката исторических нарядов Софьи Тютелевой. Бесплатно. 16+
-
В Павловском парке пройдет большой джазовый weekend
Фестиваль «Павловский кофе-джаз» возвращается в Павловск 20–21 сентября. Фанатов джазовых импровизаций — свинга и бибопа, новоорлеанского и фьюжен-джаза — ждут концерты, лекции, мастер-классы и, конечно, кофе. Вход по билету в парк. 0+
-
Осенний фестиваль фонтанов в Петергофе: вальсы, марши, фейерверк
20 и 21 сентября в Нижнем парке в Петергофе пройдет традиционный «Осенний фестиваль фонтанов». Праздник, посвященный возрождению Петергофа после оккупации, продлится оба выходных дня — в субботу и воскресенье — с 9:00 до 21:00.
-
В Михайловском замке откроется выставка Григория Гукасова
Григорий Гукасов — петербургский художник академической школы, ученик Андрея Мыльникова. На выставке вы увидите более сорока живописных работ, эскизы, этюды, скульптуру. Художник, обращаясь к историческому прошлому, объединяет свои работы цитатой из «Повести временных лет»: «Мы от рода русского…».
-
Фестиваль медиаискусства Digital Rain обрушит на Петербург потоки — цифровые
С 25 по 28 сентября в Петербурге пройдет новый международный фестиваль медиаискусства Digital Rain. Зрелищную программу из 20 аудио-визуальных инсталляций, видеоарта, цифровых перформансов, звуковых работ, проектов с дополненной реальностью, завершат образовательная программа и музыкальная от команды m_division, создателей фестиваля GAMMA.
-
В Музее Фаберже покажут современное искусство Нижегородской области
На выставке в Музее Фаберже вы увидите более ста двадцати работ: живопись, графику, фотографию, скульптуру, объекты. Это предметы из частных коллекций и мастерских художников, а также из совместной дебютной коллекции бренда «Хохлома» с дизайнером Алёной Ахмадуллиной. Организаторы делают акцент на работах молодых художников, в которых видят особый гуманистический характер.

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47