Второго июля в главном здании Российской национальной библиотеки откроется выставка «Журнал «Нива»: история успеха». Накануне 145-летней годовщины издания здесь расскажут и о самом журнале, и о его знаменитых художественных приложениях, на протяжении долгих лет формировавших вкусы российского читателя.

Детище издателя Адольфа Маркса пережило невероятный успех: в 1904 году — последнем году покоя в Российской империи — тираж «Нивы» составил 275 тысяч экземпляров, что поставило издание на вторую строчку рейтинга европейских изданий. «Журнал литературы и современной жизни» – в подзаголовке была выражена суть «Нивы». Ее читатель, преимущественно провинциальный, мог заполнить публикациями журнала свой информационный вакуум в условиях отставания средств коммуникации от социального развития страны.

Перечень авторов «Нивы» впечатляет и простирается от Тютчева и Вяземского до Чуковского и Эренбурга. Блестящая плеяда художников «Нивы» — Бём, Самокиш, Грабарь — оказывала непосредственное влияние на художественные процессы эпохи. Дело не обходилось без сомнительной беллетристики, зато это было честно по отношению к читателям «Нивы» и их ожиданиям. Отдельная глава – приложения к «Ниве»: собрания сочинений писателей, альбомы, календари. И они были бесплатными, а стоимость подписки на сам журнал — доступной для большинства желающих.

Среди экспонатов выставки — наиболее интересные номера «Нивы», включая самый первый, а также сохранившиеся до наших дней приложения, в том числе знаменитые олеографии, которые использовались в качестве украшений интерьера в небогатых российских домах и самый востребованный у дам журнал «Парижские моды» с выкройками актуальных туалетов. Фотоиллюстрации расскажут про организацию производства журнала и техническое оснащение типографии, в которой печаталась «Нива».

Выставка продлится до 17 августа, вход на нее свободный.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

Опубликовано 26 июня 2015, 18:07

Другие события

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво

«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).

Статьи

>