Второго июля в главном здании Российской национальной библиотеки откроется выставка «Журнал «Нива»: история успеха». Накануне 145-летней годовщины издания здесь расскажут и о самом журнале, и о его знаменитых художественных приложениях, на протяжении долгих лет формировавших вкусы российского читателя.

Детище издателя Адольфа Маркса пережило невероятный успех: в 1904 году — последнем году покоя в Российской империи — тираж «Нивы» составил 275 тысяч экземпляров, что поставило издание на вторую строчку рейтинга европейских изданий. «Журнал литературы и современной жизни» – в подзаголовке была выражена суть «Нивы». Ее читатель, преимущественно провинциальный, мог заполнить публикациями журнала свой информационный вакуум в условиях отставания средств коммуникации от социального развития страны.

Перечень авторов «Нивы» впечатляет и простирается от Тютчева и Вяземского до Чуковского и Эренбурга. Блестящая плеяда художников «Нивы» — Бём, Самокиш, Грабарь — оказывала непосредственное влияние на художественные процессы эпохи. Дело не обходилось без сомнительной беллетристики, зато это было честно по отношению к читателям «Нивы» и их ожиданиям. Отдельная глава – приложения к «Ниве»: собрания сочинений писателей, альбомы, календари. И они были бесплатными, а стоимость подписки на сам журнал — доступной для большинства желающих.

Среди экспонатов выставки — наиболее интересные номера «Нивы», включая самый первый, а также сохранившиеся до наших дней приложения, в том числе знаменитые олеографии, которые использовались в качестве украшений интерьера в небогатых российских домах и самый востребованный у дам журнал «Парижские моды» с выкройками актуальных туалетов. Фотоиллюстрации расскажут про организацию производства журнала и техническое оснащение типографии, в которой печаталась «Нива».

Выставка продлится до 17 августа, вход на нее свободный.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

Опубликовано 26 июня 2015, 18:07

Другие события

Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»

Как известно, Борхес полагал, что вся литература строится на четырех базовых сюжетах: осада города, возвращение домой, поиск, самоубийство бога. Возможно, если бы знаменитый аргентинец ознакомился с последними произведениями Виктора Олеговича Пелевина, он добавил бы к этому списку «спасение мира» или что-нибудь в этом роде. Во всяком случае, пелевинские персонажи этим занимаются как минимум второй год подряд.

Статьи

>