В МДТ выпускают комедию «Шоколадный солдатик» по Бернарду Шоу
10 и 24 июня в Малой драматическом театре будет показан премьерный спектакль «Шоколадный солдатик» по пьесе Бернарда Шоу «Человек и оружие». Комедию о войне, не без иронии и со знаменитыми интеллектуальных парадоксами, свойственными британскому классику, выпускает американский режиссер румынского происхождения Андрей Щербан.
Эту премьеру отличает множество нюансов, удивительных для театра Льва Додина. Прежде всего, Додин почти не приглашает режиссеров со стороны – для опытного мастера сцены, 72-летнего Андрея Щербана сделано исключение, хотя выбор пьесы театр оставил за собой. Впрочем, сам Щербан признался, что, благодаря Додину, открыл для себя Бернарда Шоу, которого всегда считал слишком головным драматургом, чтобы им увлечься.
Пьеса Шоу «Человек и оружие» посвящена маленькой локальной войне 1895 года, между двумя славянскими странами – Сербией и Болгарией. Внешне сюжет заверчен вокруг любовного треугольника с участием двух людей, одетых в военную форму, из которых героиня выбирает одного – того, в котором нетрудно разглядеть альтер эго самого Шоу.
«Я впервые сильно удивился, когда прочел, что Оруэлл считал эту пьесу потрясающей, – говорит режиссер Андрей Щербан, – Английский заголовок: «Человек и оружие» – это парафраз на тему строки Виргилия: «Мужа и оружие славлю». И это вечная ирония Шоу. Виргилию нужно срочно начать прославлять героизм и патриотизм, потому что на его глазах Римская республика превращается в Римскую империю. Шоу же нападает на милитаризм и империализм Британской империи. Для ирландца писать про Болгарию – это в первую очередь аллегория. Шоу рассматривает маленькую, никому не известную войну (болгар, которыми руководят русские офицеры, и сербов, которыми руководят австрийские офицеры) и задает очень актуальные вопросы: что мы имеем в виду, когда говорим «патриотизм»? что за безумие – война? В Англии есть пословица: «Если подумаешь, то засмеешься, если почувствуешь, то заплачешь». В своей пьесе Шоу часто упоминает Дон Кихота – его пьесой движет тот же парадокс, что и у Сервантеса: смех над трагическими ситуациями, смерть всех иллюзий. У Шоу не было иллюзий ни по какому поводу. А иметь здравый смысл, быть разумным человеком в любой империи – значит, без конца раздражать тех варваров, которые хотят только войны. Швейцарский наемник капитан Блунчли – единственное альтер эго Шоу в пьесе. В отличие от другого героя, майора Сергея Саранова, который хочет войны. Мечты Сергея о славе, отсутствие какого-либо сочувствия к другим людям, его нарциссизм – это нарциссизм потенциального диктатора, который всегда прежде всего любуется сам собой. Хорошо, что Шоу решил писать «приятную комедию» – иначе Сергею пришлось бы в финале стать психопатом. Во второй части действие полностью переходит на тему любви. У Шоу нет иллюзий на тему любви, но он очень хочет любви. Голова спорит с сердцем. И, как в шекспировских комедиях, в конце торжествует любовь. Но ненадолго. Потому что у швейцарского героя есть швейцарские часы, которые напоминают ему, что делу – время».
Самой важной репликой Андрею Щербану показалась реплика капитана Блунчли: «Я свободный гражданин». «Потому что для любого тоталитарного режима нет опаснее человека, чем свободный гражданин. Во времена цензуры театр становится настоящей опасностью для властей предержащих. Потому что именно театр напоминает людям, какой должна быть и какой могла бы быть наша жизнь – свободной и счастливой. Когда театр становится реальной силой – это всегда хорошая новость», – заявил журналистам режиссер Щербан.
А художественный руководитель Лев Додин уточнил, что самым сложным для театра сейчас является соединение лиризма и цинизма, которые у Шоу неразделимы. В советские времена, по словам Додина, многое смешное в пьесах «прогрессивного писателя Шоу» воспринимали как «смешное – про них», то есть про «загнивающий Запад». Смеяться над самими собой – гораздо более сложная задача. Впрочем, Додин рассказал, что, не далее, как накануне ночью, перечитывал перевод пьесы, сделанный специально для этой постановки Диной Додиной, и много смеялся. Так что он очень надеется, что перевод позволит сегодняшнему зрителю оценить и по сей день актуальный юмор Бернарда Шоу.
Андрей Щербан в качестве режиссера пообещал будущим зрителям водевильную легкость, которую и он, и артисты МДТ с удивлением открыли у Шоу и отнеслись к ней со всей серьезностью, помня, что самое не смешное в театре получается тогда, когда комедию пытаются играть смешно. «У Шоу нет полутонов, – уточник Щербан. – Так что артистам психология не поможет. Им нужна детская открытость, внутренняя свобода и абсолютная вера».
Тем интереснее представляется этот опыт работы американского постановщика с актерами, для которых принцип внутренних обоснований является ключевым. Что характерно, Щербану достались артисты, что называется, премиум-класса – Наталья Акимова и Сергей Козырев, Мария Никифорова, а также замечательно талантливая молодежь – Олег Рязанцев, Екатерина Тарасова, Станислав Никольский, Дарья Румянцева, Артур Козин.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
Роман Габриа ставит Кафку для всей семьи
12 и 13 сентября Роман Габриа выпускает в «Мастерской» «Превращение» Франца Кафки. Жанр спектакля обозначен как «Анимационный спектакль». «Превращение» — это не только мистический триллер, но и сложная психологическая аллегория, в которой отражаются темы отчуждения, одиночества, семейных обязанностей и давления общества. На этом чувстве и делает акцент режиссер, адресуя свою работу не только к взрослым, но и к подросткам, которые могут чувствовать себя в трудный период взросления как главный герой Кафки. Главное, почувствовать изменение близкого человека и не оставить его наедине со своими проблемами, чтобы никто не чувствовал себя отвергнутым или ненужным.
-
Фестиваль документального кино Beat Weekend расскажет о Смешариках, Нике Кейве и Алваре Аалто
В Петербурге в двенадцатый раз пройдет фестиваль документального кино о новой культуре Beat Weekend — подразделение московского Beat Film Festival. Событие продлится с 12 по 22 сентября — то есть куда дольше, чем просто уик-энд. В программе ожидаются зрительские хиты Beat Film Festival минувшего лета, подборка лучших фильмов прошлых лет и картины-победители конкурса для российских режиссеров «Док Индустрия».
-
Джозеф Гордон-Левитт и Лили Джеймс поборются за миллион в комедийном триллере «Ненасытные люди»
12 сентября в кино — премьера фильма Потси Пончироли «Ненасытные люди». Сюжет разворачивается в маленьком островном городке, где два незадачливых полицейских, приехав на вызов, случайно убивают хозяйку дома. Пытаясь замести следы, они обнаруживают в доме миллион долларов и решают их присвоить себе. Это становится началом череды событий, которые погрузят некогда тихий городок в пучину хаоса.
-
Елизавета Боярская расследует гибель школьницы в драме «110»
С 12 сентября на экранах — дебютная драма режиссёра Ильи Михеева «110». Название отсылает к 110-й статье Уголовного кодекса «Доведение до самоубийства». Главные роли в картине сыграла Елизавета Боярская и дебютантка в полнометражном кино Алиса Цыганова, дочь актеров Евгения Цыганова и Ирины Леоновой. Её роль была отмечена призом на фестивале авторского кино «Зимний». Кроме того, в фильме снялись Дмитрий Лысенков («Вампиры средней полосы») и Алексей Розин («Мастер и Маргарита»).
-
Ремейк «Вам и не снилось…» с Викторией Толстогановой выходит в прокат
12 сентября в прокат выходит драма режиссера Иры Волковой «Вера». За основу сценария взята повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось…» о любви двух школьников Ромки и Юли, по которой в 1981 году был снят нашумевший фильм Ильи Фрэза.
-
Рассел Кроу сразится с дьяволом в новом фильме ужасов «Экзорцизм»
12 сентября в российском прокате стартует картина Джошуа Джона Миллера «Экзорцизм». В главной роли — оскаровский лауреат Рассел Кроу («Гладиатор», «Хозяин морей: На краю земли»). Здесь он играет Энтони Миллера — стареющего актера-алкоголика, который вроде бы завязал и начинает сниматься в роли священника-экзорциста в фильме ужасов. Но на площадке начинают твориться странные дела.
Невеликий комбинатор: Никита Кологривый изображает отцовский инстинкт в сериале «Комбинация»
Новости
- 12 сентября 2024 - «Хорёк, нападающий на маленькую ящерицу, замершую на тыкве». Эрмитаж купил важный голландский пейзаж
- 12 сентября 2024 - «Он внедряется в сферы, которые были преференцией человека». Швыдкой и Эрнст высказались об искусственном интеллекте
- 12 сентября 2024 - «Диву даëшься: кукла запела». Надежда Бабкина и робот Арди спели дуэтом на Культурном форуме
- 11 сентября 2024 - В Петербурге распределили 250 миллионов на кинопроизводство, лидер — лента Алексея Учителя
- 10 сентября 2024 - Российское авторское общество впервые раскрыло объем выплат правообладателям из недружественных стран
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
04 сентября 2024, 17:08
-
03 сентября 2024, 12:47
-
02 сентября 2024, 19:04