С 6 июня по 31 августа в Новом музее представят первую ретроспективу Владислава Мамышева-Монро, одного из самых популярных перформансистов на постсоветском пространстве, погибшего год назад в возрасте 43 лет на тропическом острове Бали. Выставка вошла в параллельную программу Манифесты-10. Кураторы собрали более 300 экспонатов – фотографий, живописи, графики.

Один из самых ярких представителей поп-арта на постсоветском пространстве Влад Мамышев-Монро при жизни выставок почти не имел. Он столь активно, эксцентрично и динамично проявлялся в реальности, что было заранее очевидно: лучше один раз увидеть его живьем, чем разглядывать сотни его фото и рисунков. А дело в том, что в качестве главного «холста» Влад Монро, в отличие от Энди Уорхола, с которым его регулярно сравнивали, использовал собственное лицо.

«На моем лице, – говорил Мамышев-Монро, – умещается лицо кого бы то ни было в диапазоне между Монро и Гитлером; это максимальный разброс, возможный в XX веке». Более того, художник уверял, что если делаешь точный рисунок, не допускаешь никаких отклонений от оригинала, то в какой-то момент происходит странная химия – в тебя вселяется другой человек. Нет сомнения, что Влад Монро обладал еще и недюжинным актерским талантом, но актер погиб на острове Бали в марте 2013 года, а художник остался в фотографиях, живописных и графических работах, максимальное собрание которых осуществили кураторы выставки «Жизнь замечательного Монро» Олеся Туркина и Виктор Мазин.

На снимках, картинах, плакатах отражена насыщенная до невероятия жизнь художника: период «Попмеханики» Курехина, где он впервые появился в образе Мерилин Монро в конце 80-х, эпоха «Пиратского телевидения» – стартовавшего в 1989 году первого, как пишет Википедия, проекта «нового медиа», который Влад вел в маске Монро, буквально приросшей к его лицу, серия фотографий «Несчастная любовь» 1993 года, где драматичный путь голливудской звезды разыгрывается на фоне петербургских пейзажей, времена съемок ремейка «Волги-Волги», где Мамышев-Монро сыграл Любовь Орлову в роли Дуни Петровой (кстати, за этот проект в 2007 году художник был награжден престижной Премией Кандинского), etc, etc.

Кроме названных героинь, Монро перевоплощался в Ленина, Штирлица, Чарли Чаплина, Екатерину Великую, Елизавету Английскую. Последним его героем стал персонаж не нон-фикшн, а художественный – шекспировский Полоний. Возможно, актерский дар Влада Мамышева во второй половине жизни взял бы верх, но теперь об этом можно только гадать, разглядывая экспонаты в Новом музее Аслана Чехоева на первой ретроспективе художника, осуществленной при участии галерей, музеев и частных коллекционеров Москвы, Петербурга, Лондона и Парижа, а также, родных и друзей Владислава Мамышева-Монро.

Жанна Зарецкая

 

Опубликовано 02 июня 2014, 11:54

Другие события

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>