Выставка, посвященная актеру Василию Меркурьеву, откроется в Александринском театре

Версия для печати Версия для печати

В Александринском театре вспомнят уникального актера, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева, выходившего на эту прославленную сцену с 1937 года и до конца жизни – более 40 лет – и сыгравшего здесь больше полусотни ролей.

Конечно, всенародную славу и любовь миллионов зрителей актеру принес кинематограф. Многие поколения объединили фильмы «Небесный тихоход» (1945), «Глинка» (1946), «Золушка» (1947), «Верные друзья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Летят журавли» (1957), «Сережа» (1960). Участие в них Василия Меркурьева во многом определило их грандиозный успех. «Василий Меркурьев тонко и точно ведёт комедийный диалог, он изобретателен в деталях, превосходно умеет использовать свои внешние данные, не боится быть смешным, и именно этим привлекает к себе симпатии зрителей», – писал критик в 1946 году о фильме «Небесный тихоход».

Но именно театр оставался главным в жизни артиста. В Академический театр драмы имени А.С.Пушкина Меркурьев пришел уже опытным мастером. В середине 1920-х – начале 1930-х годов, будучи учеником Леонида Вивьена, Василий Меркурьев играл в организованном при Институте сценических искусств театре актёрского мастерства, затем в филиале Акдрамы. В его творческой биографии были Самарский краевой драматический театр, Театр Красной Армии, Театр им. ЛОСПС. В Пушкинском театре, ставшим главным театром его жизни, Василий Меркурьев сыграл около 50-ти ролей, в числе которых: Досужев («Доходное место» А.Н.Островского, 1938), Казарин («Маскарад» М.Ю.Лермонтова, 1939), Прохор Дубасов («Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского, 1939), Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова, 1941), Максимов («За тех, кто в море!» Б.Лавренёва, 1946), Восмибратов («Лес» А.Н.Островского, 1948), Лука («На дне» М.Горького, 1957), Грознов («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского, 1958), Матвей Журбин (Семья Журбиных» В.Кочетова, С.Кары, 1963), Прибытков («Последняя жертва» А.Н.Островского, 1971), Курослепов («Горячее сердце» А.Н.Островского, 1973), Бурцев («Пока бьется сердце» Д.Храбровицкого, 1977) и др.

6-го апреля в 14.00 сотрудники театра, коллеги и партнеры Василия Васильевича Меркурьева отправятся на его могилу, на Литераторские мостки. А в 16.00 в гостиной Музея русской драмы (в Александринском театре) пройдет торжественное открытие выставки к 110-летию Василия Васильевича Меркурьева.

На выставке представлены не только многочисленные фотографии Василия Меркурьева в ролях, но и сценические костюмы актера: мантия Дожа Венеции («Отелло» В.Шекспира, режиссер Г.М.Козинцев, художник Н.И.Альтман, 1944), колет от костюма Мальволио («Двенадцатая ночь» В.Шекспира, режиссер – Л.С.Вивьен, художник – А.Г.Тышлер, 1951), жилеты и туфли от костюма Манилова («Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В.Гоголю, режиссёр – Н.М.Шейко, художник – М.Ф.Китаев, 1974); театральные программки, фотографии из спектаклей 1930-1970-х годов.

Отдельная витрина посвящена театрально-педагогической деятельности мастера. В качестве преподавателя Техникума сценических искусств, а затем и профессора Ленинградского театрального института Василий Васильевич Меркурьев совместно со своей супругой – Ириной Всеволодовной Мейерхольд (дочерью великого режиссера) – они выпустили несколько замечательных актерских курсов, в том числе казахскую мастерскую (1938), на базе которой организовали в Чимкенте театр и Чечено-Ингушскую мастерскую (1978, выпуск состоялся после смерти Меркурьева). Их выпуски в ЛГТИ и ЛГИТМиК (1948, 1965, 1969, 1973) дали театру замечательных актеров и режиссёров, среди которых были: И.П.Владимиров, Б.А.Львов-Анохин, С.С.Сытник, Т.П.Колесникова, Л.К.Сапожникова, Е.И.Черная, М.М.Неёлова, С.И.Паршин, В.В.Никитин, С.К.Шейченко, Е.Б.Леонов-Гладышев и другие. В 1942 году Меркурьев и Мейерхольд организовали театр в Нарыме. В той же витрине представлены книги о творчестве Меркурьева, подарки Меркурьеву, памятные медали, а также жилет от костюма Рембрандта – последней роли, над которой Меркурьев работал, уже будучи серьезно болен. В роли Рембрандта Меркурьев вышел на сцену Пушкинского театра на легендарном ночном прогоне, но сыграть премьеру ему было не суждено.

Он ушел из жизни 12 мая 1978 года, оставив яркий след в искусстве и в жизни многих людей. После открытия выставки в актерском фойе состоится вечер памяти: Василия Васильевича Меркурьева вспомнят его ученики и его партнеры. Как уверяют современники Артиста, Меркурьев умел даже в годы тяжелых испытаний жить по совести.

Выставка будет открыта до 30 июня 2014 года в часы работы Музея русской драмы – перед началом вечерних спектаклей и в антрактах.

Жанна Зарецкая
 

Опубликовано 31 марта 2014, 18:01

Другие события

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>