Выставка, посвященная актеру Василию Меркурьеву, откроется в Александринском театре
Версия для печатиВ Александринском театре вспомнят уникального актера, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева, выходившего на эту прославленную сцену с 1937 года и до конца жизни – более 40 лет – и сыгравшего здесь больше полусотни ролей.
Конечно, всенародную славу и любовь миллионов зрителей актеру принес кинематограф. Многие поколения объединили фильмы «Небесный тихоход» (1945), «Глинка» (1946), «Золушка» (1947), «Верные друзья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Летят журавли» (1957), «Сережа» (1960). Участие в них Василия Меркурьева во многом определило их грандиозный успех. «Василий Меркурьев тонко и точно ведёт комедийный диалог, он изобретателен в деталях, превосходно умеет использовать свои внешние данные, не боится быть смешным, и именно этим привлекает к себе симпатии зрителей», – писал критик в 1946 году о фильме «Небесный тихоход».
Но именно театр оставался главным в жизни артиста. В Академический театр драмы имени А.С.Пушкина Меркурьев пришел уже опытным мастером. В середине 1920-х – начале 1930-х годов, будучи учеником Леонида Вивьена, Василий Меркурьев играл в организованном при Институте сценических искусств театре актёрского мастерства, затем в филиале Акдрамы. В его творческой биографии были Самарский краевой драматический театр, Театр Красной Армии, Театр им. ЛОСПС. В Пушкинском театре, ставшим главным театром его жизни, Василий Меркурьев сыграл около 50-ти ролей, в числе которых: Досужев («Доходное место» А.Н.Островского, 1938), Казарин («Маскарад» М.Ю.Лермонтова, 1939), Прохор Дубасов («Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского, 1939), Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова, 1941), Максимов («За тех, кто в море!» Б.Лавренёва, 1946), Восмибратов («Лес» А.Н.Островского, 1948), Лука («На дне» М.Горького, 1957), Грознов («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского, 1958), Матвей Журбин (Семья Журбиных» В.Кочетова, С.Кары, 1963), Прибытков («Последняя жертва» А.Н.Островского, 1971), Курослепов («Горячее сердце» А.Н.Островского, 1973), Бурцев («Пока бьется сердце» Д.Храбровицкого, 1977) и др.
6-го апреля в 14.00 сотрудники театра, коллеги и партнеры Василия Васильевича Меркурьева отправятся на его могилу, на Литераторские мостки. А в 16.00 в гостиной Музея русской драмы (в Александринском театре) пройдет торжественное открытие выставки к 110-летию Василия Васильевича Меркурьева.
На выставке представлены не только многочисленные фотографии Василия Меркурьева в ролях, но и сценические костюмы актера: мантия Дожа Венеции («Отелло» В.Шекспира, режиссер Г.М.Козинцев, художник Н.И.Альтман, 1944), колет от костюма Мальволио («Двенадцатая ночь» В.Шекспира, режиссер – Л.С.Вивьен, художник – А.Г.Тышлер, 1951), жилеты и туфли от костюма Манилова («Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В.Гоголю, режиссёр – Н.М.Шейко, художник – М.Ф.Китаев, 1974); театральные программки, фотографии из спектаклей 1930-1970-х годов.
Отдельная витрина посвящена театрально-педагогической деятельности мастера. В качестве преподавателя Техникума сценических искусств, а затем и профессора Ленинградского театрального института Василий Васильевич Меркурьев совместно со своей супругой – Ириной Всеволодовной Мейерхольд (дочерью великого режиссера) – они выпустили несколько замечательных актерских курсов, в том числе казахскую мастерскую (1938), на базе которой организовали в Чимкенте театр и Чечено-Ингушскую мастерскую (1978, выпуск состоялся после смерти Меркурьева). Их выпуски в ЛГТИ и ЛГИТМиК (1948, 1965, 1969, 1973) дали театру замечательных актеров и режиссёров, среди которых были: И.П.Владимиров, Б.А.Львов-Анохин, С.С.Сытник, Т.П.Колесникова, Л.К.Сапожникова, Е.И.Черная, М.М.Неёлова, С.И.Паршин, В.В.Никитин, С.К.Шейченко, Е.Б.Леонов-Гладышев и другие. В 1942 году Меркурьев и Мейерхольд организовали театр в Нарыме. В той же витрине представлены книги о творчестве Меркурьева, подарки Меркурьеву, памятные медали, а также жилет от костюма Рембрандта – последней роли, над которой Меркурьев работал, уже будучи серьезно болен. В роли Рембрандта Меркурьев вышел на сцену Пушкинского театра на легендарном ночном прогоне, но сыграть премьеру ему было не суждено.
Он ушел из жизни 12 мая 1978 года, оставив яркий след в искусстве и в жизни многих людей. После открытия выставки в актерском фойе состоится вечер памяти: Василия Васильевича Меркурьева вспомнят его ученики и его партнеры. Как уверяют современники Артиста, Меркурьев умел даже в годы тяжелых испытаний жить по совести.
Выставка будет открыта до 30 июня 2014 года в часы работы Музея русской драмы – перед началом вечерних спектаклей и в антрактах.
Жанна Зарецкая
Другие события
-
В ТЮЗе «сыграют в ретро»
19 и 27 апреля в 19:00 на малой сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева состоится премьера спектакля «Ретро» по пьесе Александра Галина в постановке Александра Лебедева. В основе постановки лежит история о том, как дочь и её муж пытаются устроить личную жизнь своего отца, но происходит неразбериха: потенциальные невесты путают время и приходят все одновременно. За смешной и неловкой ситуацией скрывается житейская философия: конфликт между поколениями, поиск себя, принятие других людей и понимание истинных ценностей жизни.
-
Ранние рассказы Вампилова ставят на сцене Театра Эстрады
20 и 21 апреля в Театре Эстрады им. Аркадия Райкина пройдет весенняя премьера спектакля «Вампилов. Оттепель» в постановке Станислава Парфенова. Ранние рассказы и фельетоны Вампилова наполнены юмором, лиричностью и добротой. Герои его произведений — обычные люди, живущие в глубинке или тайге, сталкивающиеся с жизненными трудностями, такими как ложь, равнодушие и предательство близких. Однако они сохраняют чистоту, искренность и верность своим принципам.
-
20 апреля, суббота, 12.00 - 22.00
«Тотальный диктант» перельется в «Библионочь»
Обе акции, что пройдут 20 апреля, — всероссийские: «Тотальный диктант» можно писать и очно (на какой-нибудь площадке) и онлайн, а Библионочь будет проходить не только в библиотеках и не то чтобы ночью. Все-таки тема этого года — «Читаем всей семьей». «Тотальный диктант» — бесплатный, большинство событий «Библионочи» — тоже. Какие-то — для тех, кому 6+, а есть и 18+.
-
В ТЮЗе готовится премьера по «Царь-рыбе» Астафьева
23 апреля в Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева состоится премьера спектакля «Царь-рыба» по повести Виктора Астафьева в постановке Владимира Кузнецова. Сборник новелл Астафьева под названием «Царь-рыба» был впервые опубликован в 1976 году. Основная идея всех этих историй заключается в конфликте между человеком и природой, рассматриваемом с философской точки зрения.
-
17 апреля, среда, 19.00 - 21 апреля, воскресенье, 22.00
В Мариинском дадут премьеру «Золушки» с умопомрачительными темпами и пассажами
На исторической сцене Мариинского театра 17, 18, 21 апреля — премьерные спектакли новой постановки россиниевской «Золшуки». Сочинение характеризуют сумасшедшие темпы и умопомрачительные пейзажи — потому немногие решаются ввести сочинение 25-летнего (на момент написания произведения) итальянского композитора в свой репертуар. 12+
-
На этой неделе: «Монтана» для Янковского, вредные коллеги, советы Андрея Леонова
Вышел свежий номер журнала «Телесемь». Читайте о том, как подбирали гардероб для героев сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», какими советами дорожит сын актера Евгения Леонова и как решить проблему отношений с коллегами.
Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»
Новости
- 18 апреля 2024 - Квентин Тарантино передумал снимать «Кинокритика» с Брэдом Питтом
- 16 апреля 2024 - Ураган, говорящий пес и мышь в мантии. Вышел тизер следующего новогоднего блокбастера «Волшебник Изумрудного города»
- 16 апреля 2024 - «Исаакиевский собор» купит для Спаса на Крови его историческую икону на фарфоре
- 16 апреля 2024 - Юрий Мудров рассказал, долго ли простоят леса у Спаса на Крови
- 16 апреля 2024 - На Премию имени Андрея Дементьева запретили номинироваться поэтам, сменившим пол
Статьи
-
13 апреля 2024, 18:20В крупных музеях — всегда ажиотаж, и уединиться с искусством больше шансов в галереях, которых в Петербурге много на любой вкус. Большинство из них предлагают вовсе не что-то агрессивно экстравагантное и непонятное, а вполне традиционную живопись, графику и скульптуру. Обозреватель «Фонтанки» прошлась в стороне от натоптанных троп и самых очевидных локаций, но сумела найти проекты с определенным уровнем качества произведений и перспективами на арт-рынке.
-
11 апреля 2024, 17:54Антиутопия Алекса Гарленда «Падение империи» в оригинале называется «Гражданская война» (Civil War) и моделирует не самый благоприятный сценарий для Америки, где антидемократичный президент засиделся на третий срок. Если и есть на что надеяться в охваченной военным пожаром стране — это бесстрашные и ничуть не ангажированные журналисты, летописцы рушащейся империи, которые до последнего выполняют свой долг.
-
06 апреля 2024, 19:01