
Андрей Константинов поделится горьким лекарством блокады

Семидесятилетие снятия блокады Ленинграда отпраздновали. Отгремели торжественные речи и салют. Но в Петербурге продолжаются презентации блокадных книг, в том числе небезынтересных. 19 февраля писатель и журналист Андрей Константинов представит в «Парке культуры и чтения» на Невском сборник «Народная книга памяти. Блокада: 300 судеб, 300 реальных историй». Под черно-белой обложкой – воспоминания о голоде, бомбежках, штабелях трупов и мальчике, чей дедушка 72 года назад нарисовал на обоях новогоднюю ёлку. И о том, что из этого получилось. Начало встречи – в 19.00.
Эта книга вряд ли обречена стать бестселлером. Сказывается цена – больше 800 рублей и огромный формат – 831 страница в твердом переплете. Да и исторические сочинения, говорят, теперь читают только специалисты да сумасшедшие. Тем не менее такая книга должна была появиться. И ее создали в начале 2014 года сотрудники телекомпании «Мир» при помощи издательства «АСТ».
Презентацию тома, объединившего 300 историй жителей блокадного Ленинграда, в «Парке культуры и чтения» на Невском проспекте, 46, проведет глава Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. Он написал предисловие к сборнику и уверен: «Эти горькие страницы обязательно нужно читать. Лекарство, оно не обязательно должно нравиться. Лекарство может быть горьким, некомфортным, неприятным, но лекарства существуют для того, чтобы люди оставались здоровыми. В физическом, и самое главное, в нравственном смысле».
Книгу готовили в течение 2,5 лет. Воспоминания стекались к координаторам проекта через сайт, по почте – на страницах, вырванных из школьных тетрадей, в виде диктофонных записей. Насколько тщательно перепроверена эта информация – вопрос открытый. Нужна ли она, учитывая, что Даниил Гранин и Алесь Адамович уже написали «Блокадную книгу», изданы дневники Тани Савичевой, школьницы Лены Мухиной и скрипача Льва Маргулиса, участвовавшего в первом исполнении Седьмой симфонии Шостаковича, а также солидный корпус научно-популярной литературы о жизни в окруженном городе? Нужна.
Тем, кто приехал в Петербург и никак не может ощутить боль блокады. Тем, у кого эта боль, унаследованная через одно или два поколения, уходит из-за суеты жизни сегодняшней. Тем, кто писал воспоминания, и кто их собирал. Тем, кто случайно возьмет книгу с полки и наткнется на такие, например, строки:
«31 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде мой дедушка устроил новогоднюю елку. Он был веселый и добродушный выдумщик. Настоящих елок не было, и он решил нарисовать елку на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил высокую ветвистую красавицу.
Бабушка начала ворчать, что он испортил обои, а он, улыбаясь, сказал:
— Молчи, Ликсевна, – (он ее всегда так называл – Алексеевной, когда был в хорошем настроении), – эти обои после войны в музей возьмут! А нам все равно ремонт делать, блокадную копоть смывать…
Потом он вбил гвоздики в концы нарисованных ветвей и достал коробки с елочными игрушками. Мы стали вешать их на гвоздики и произошло чудо: от настоящих игрушек нарисованная елка словно ожила! От нее, кажется, запахло хвоей.
Но самая потрясающая новость ожидала нас впереди: в коробках, среди игрушек мы нашли клад! Да, это был волшебный новогодний клад: большие грецкие орехи в посеребренной скорлупе и конфеты в ярких фантиках – и какие конфеты! “Раковая шейка”, “Мишка на севере”! Они висели в прошлом году на елке, их сняли и убрали вместе с игрушками.
Мы придвинули стул к стене с нарисованной елкой. Тускло горела на столе коптилка, а над ней таинственно отсвечивали стеклянные шары и волшебно белели обертки конфет – настоящих конфет из мирного времени! Ровно в полночь дедушка торжественно снял их, и мы разделили их поровну. Пустые фантики мы снова повесили на елку…»
Елена Кузнецова, "Фонтанка.ру"
Другие события
-
Русский музей впервые покажет более 150 декоративных подносов XVII–XXI веков
Выставка «Русский декоративный поднос» откроется в Строгановском дворце 2 июля. Вы увидите как ранние образцы подносов, созданные в Московской Руси, так и авангардные произведения Декоративного института и знаменитые подносы подмосковной Жостовской фабрики, которые поражают разнообразием форм и размеров, переливами оттенков перламутра и сусального золота, на фоне которых сияют цветы.
-
Русский музей покажет иконы из собрания графа Сергея Строганова
Выставка «Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова» пройдет в Строгановском дворце, где до революции хранились коллекции графов Строгановых: картины западноевропейских мастеров и русских художников, скульптура, иконы, семейные реликвии. Именитая династия исторически тесно связана с поздним периодом древнерусского искусства, и в Русском музее хранится прекрасная коллекция икон «строгановской школы» — особой ветви придворного искусства конца XVI — первой четверти XVII веков.
-
В прокат выпускают триллер «Одни из нас» со звездой «Аббатства Даунтон»
С 3 июля в российский прокат выходит фильм «Одни из нас» (Please Don't Feed the Children) — режиссёрский дебют Дестри Эллин Спилберг, дочери Стивена Спилберга. Фильм является своего рода современной интерпретацией сказки про Гензель и Гретель, где дети, заблудившись, попали в плен к страшной колдунье, живущей в пряничном домике.
-
В прокат выходят «Настоящие детективы» — комедийный «напряжённый триллер в старомодном духе»
3 июля на российских экранах — премьера комедийного триллера Дункана Скайлза «Настоящие детективы». Главные роли сыграли Джек Куэйд («Оппенгеймер», «Пацаны») и Джеффри Дин Морган («Ходячие мертвецы», «Сверхъестественное»), а также Малин Акерман («Хранители», «Рок на века»). Критики благосклонно встретили премьеру. Журнал Variety сообщил, что «история движется бодро, а финал доставляет удовлетворение», а сайт знаменитого критика Роджера Эберта назвал фильм «напряжённым триллером в старомодном духе».
-
В кино покажут мультфильм «Дикая семейка» о спасении джунглей
3 июля — премьера семейного анимационного фильма «Дикая семейка» швейцарского режиссёра Клода Барраса. Премьера «Дикой семейки» прошла на Каннском фестивале. Она также была показана на смотрах в Анси и в Локарно, где получила премию как лучший детский фильм. На сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes рейтинг мультфильма составил 100%.
-
В кино покажут эротический триллер «Горячая штучка» с Алисией Сильверстоун и Карлом Глусманом
С 3 июля в кино — эротический триллер режиссёра Джастина Келли «Горячая штучка». Главные роли исполнили Алисия Сильверстоун («Убийство священного оленя») и Карл Глусман («Неоновый демон»). Сильверстоун поделилась, что её привлек в проекте «медленно растущий накал эмоциональности». Ей сразу вспомнились такая классику жанра, как «Неверная» с Ричардом Гиром и Дайан Лейн и «Жар тела» с Уильямом Хертом и Кэтлин Тернер. А критики уже сравнили «Горячую штучку» и с недавней «Плохой девочкой» с Николь Кидман.

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
- 26 июня 2025 - Эрмитаж, Летний сад, Зоопарк и другие меняют часы работы из-за «Алых парусов»
- 26 июня 2025 - Русский музей рассказал, сколько посетителей посмотрели выставку Васнецова — это вековой рекорд Корпуса Бенуа
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.