Яков Гордин поведает о русской дуэли и внутренней свободе

Соредактор «Звезды», публицист Яков Гордин представит в пятницу, 31 января, новую версию своей книги о русской дуэли. Почему дворянский поединок нужно осмыслять в русле экзистенциализма? Как в XIXвеке дрались на холодном оружии, и что было написано в дуэльном кодексе, который читал сам Пушкин? Беседа об этом начнется в 18.00 в Фонтанном доме (музей Анны Ахматовой).
Первую книгу о русской дуэли Гордин написал в начале 2000-х. Документальный том «Дуэль и дуэлянты» читался легко, как детектив. Отечественные поединки – самые кровавые и бескомпромиссные в Европе – вот, пожалуй, главная мысль автора. Но не из-за варварства северной нации, а благодаря ее стремлению к независимости. В ситуации, когда вся жизнь дворянина была подконтрольна государству и императору, только область чести оставалась автономной. И возможность распоряжаться ей защищали до конца.
Несмотря на явный успех, вылившийся в экранизацию книги на канале «Культура», штудии по поводу романтических схваток на пистолетах и шпагах господин Гордин не оставил. В 2014 году издательство «Вита Нова» напечатало расширенный вариант его труда под заголовком «Русская дуэль. Философия, идеология, практика».
Сменилось не только название. Сочинение выросло почти в полтора раза, пополнившись новыми документами из Российского государственного военно-исторического архива. Впервые для современного читателя опубликован дуэльный кодекс 1836 года, которым пользовались в пушкинские времена. Воспроизведены оба военно-судебных дела лермонтовских дуэлей и такое же дело, посвященное схватке Пушкина с Дантесом.
На мелованной вкладке появились редчайшие иллюстрации, например, нарисованная в позапрошлом веке инструкция по поединкам на холодном оружии. Всего картинок в «Русской дуэли» больше ста.
Еще один новый раздел гординского тома посвящен философии. Читатели с удивлением, а может, и недоумением обнаружат ссылки на мысли наших без пяти минут современников Семена Франка и Мартина Хайдеггера. С их помощью писатель приоткрывает завесу над внутренним миром дуэлянтов.
"Слово «экзистенциализм» было неизвестно во времена, о которых я пишу. Но в психологии отечественного дворянства можно заметить элемент, важный для философов-экзистенциалистов: «предельные» или «пограничные» состояния. Перед лицом смерти человек вырывался из быта, чтобы ощутить бытие. И осмысливал его, чтобы достигнуть внутренней свободы" - полагает Гордин.
На презентации читатели смогут задать вопросы автору и купить книгу, еще не появившуюся в магазинах, по сниженным ценам.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
В День всех влюбленных в прокат выходит ромком о застрявших в лифте. В главных ролях — Ангелина Стречина и Павел Табаков
13 февраля, накануне праздника всех влюбленных, в прокат выходит романтическая комедия Бориса Милованова «По любви». Валю в картине сыграла Ангелина Стречина, звезда фильма «Любовь Советского союза» и сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Роль Арсения досталась Павлу Табакову, сыну Олега Табакова, известному по сериалам «Беспринципные», недавней комедии «По барам» и другим работам.
-
Фантастическая драма с Юлией Пересильд о любви к искуственному интеллекту выходит в прокат в День Святого Валентина
13 февраля, в канун Дня всех влюбленных, на экраны выходит фантастическая мелодрама Евгения Корчагина «ON и Она». В центре сюжета — Ксения, которую влюбляется в искусственный интеллект. Исполнившая главную роль Юлия Пересильд известна по своим ролям в фильмах «Вызов», «Битва за Севастополь» и франшизе «Последний богатырь», не считая многих других.
-
На экранах — португальская драма, заслужившая приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале
С 13 февраля в кино — картина португальского режиссера Мигела Гомеша «Гранд тур». Сюжет разворачивается в Мьянме — тогдашней Бирме, существовавшей под британским колониальным правлением. Главный герой, чиновник Эдвард, впав в меланхолию, бросает свою невесту Молли в самый день их свадьбы и отправляется в путешествие по всей Азии. Не оставляя решимости выйти замуж, Молли следует за ним.
-
В театре на Разночинной сыграют первую премьеру — о катастрофах, которые не случаются
Театр на Разночинной, только недавно распахнувший свои двери для публики, представляет свою первую премьеру — спектакль «Иона» в постановке Сони Дымшиц. Этот дебют станет своеобразным манифестом молодого театра: «Иона» предстает не только как отдельный спектакль, но и как программа намерений нового театра — исследовать сложные вопросы бытия через призму современного прочтения классических текстов. Премьерные показы состоятся 14 и 15 февраля.
-
Александринский театр выпускает «На дне» в интерпретации Никиты Кобелева
Спустя полвека Александринский театр вновь погружается «На дно» — в мир горьковских изгоев. Художественный руководитель театра, Никита Кобелев, берется за одну из ключевых пьес XX века, чтобы переосмыслить ее вне привычных советских трактовок. Премьерные показы состоятся 14 и 15 февраля.
-
В БДТ выйдут на частоту Достоевского
Режиссер Евгений Козлов, основатель физического и танцевального театра «До-Театр», предлагает радикальный перевод классики на язык современного перформанса. «Игрок» и «Преступление и наказание» растворяются в многослойной материи спектакля, где драматический театр переплетается с оперой, а психологический реализм уступает место хореографической абстракции.

Изоляция с Чеховым. Почему на спектакль «Три» Шерешевского не достать билет
Новости
- 11 февраля 2025 - Ботанический сад 14 февраля будет работать дольше, с живой музыкой и входными по акции
- 10 февраля 2025 - Кантемир Балагов в своем англоязычном дебюте может снять Барри Кеогана и Райли Кио
- 10 февраля 2025 - На Супербоуле показали трейлеры «Миссия невыполнима», «Мира Юрского периода» и «Как приручить дракона»
- 10 февраля 2025 - Василий Бархатов снимет сериал «Трансгуманизм Inc.» по роману Виктора Пелевина
- 10 февраля 2025 - Екатерина Стриженова пропустит спектакль в Петербурге из-за похорон Олега Стриженова
Статьи
-
30 января 2025, 12:20
-
29 января 2025, 12:27
-
07 февраля 2025, 08:30
-
02 февраля 2025, 17:43