11 октября выступлением Филармонического оркестра Турку на сцене Концертного зала Мариинского театра начнется своеобразный осенний парад приглашенных оркестров. Гости из Финляндии при подготовке программы обошлись без сюрпризов: после обязательного Сибелиуса прозвучат сочинения Бриттена и Брамса. Главный дирижер оркестра – Лейф Сегерстам.

Оркестр из Финляндии, не привезший с собой что-нибудь из Сибелиуса – нонсенс. Национальный композитор Суоми (правда, шведского происхождения) держится в истории европейской музыки особняком: видных учеников у него не было, всплеск популярности начала двадцатого века, когда его называли наследником Бетховена, сменился позднее более скромными оценками: нишевый композитор, но, без сомнения, «финское всё».

Между тем, пик творчества Сибелиуса пришелся на эпоху подчинения Финляндии всероссийским самодержцам, которых композитор, мягко сказать, недолюбливал. В ответ, правда, получал то же самое: некоторые произведения музыканта были расценены, как националистические и были запрещены к исполнению на территории Российской империи. Кроме того, Сибелиус был активнейшим масоном, что властями категорически не приветствовалось; помимо участия в создании первой масонской ложи в Финляндии, в активе полуподпольной деятельности музыканта создание сборника сочинений «Масонская музыка для обрядов».

Подобно Сибелиусу, руководитель оркестра Турку Лейф Сегерстам также внес значительный вклад в развитие финской классической музыки и тоже является этническим шведом. Но, будучи автором многочисленных концертов и симфоний, Сегерстам более известен как именитый дирижер, работавший в Метрополитен, Ла Скала и Ковент-Гардене, а также возглавлявший оркестры Австрийского, Финского и Датского радио.

А еще Лейф Сегерстам радостно удивляет публику своей белоснежной окладистой бородой, которая придает выступлениям дирижера особый шик, а самому музыканту – образ этакого добродушного мумми-тролля, который своей волшебной дирижерской палочкой пробуждает к жизни звуки чудесной музыки.

Евгений Хакназаров

 

В программе:

Ян Сибелиус
Симфоническая поэма «Бард», соч. 64
Бенджамин Бриттен
Симфония для виолончели с оркестром, соч. 68
Иоганнес Брамс
Симфония № 1 до минор, соч. 68
 

Опубликовано 01 октября 2013, 15:37

Другие события

Романтизм и котики. Каспар Давид Фридрих в Эрмитаже

Выставка к 250-летию мастера немецкого романтизма в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца похожа на попурри из недавних успешных музейных проектов. От «Романтизма в России и Германии» в Новой Третьяковке в 2021 году до фламандского натюрморта здесь же, в Эрмитаже, несколькими месяцами ранее (от фламандцев, например, драпировки в витринах). «Ландшафт души» предлагает сугубо эрмитажный взгляд и на Фридриха, и на романтизм, который в этом случае со всех сторон удачен.

Статьи

>