Одного из самых известных оперных певцов всех времен вспомнят 25 октября в концертном зале Смольного собора. Арии из кантат и ораторий Генделя и Вивальди, посвященные Карло Броски, более известному под псевдонимом Фаринелли, прозвучат в исполнении контртенора Александра Горбатенко и сопрано Виктории Евтодьевой в сопровождении Российского ансамбля старинной музыки (дирижер – Владимир Шуляковский).

Широкому зрителю имя кумира барочной Европы стало известным после выхода в прокат ленты Жерара Корбьо Farinelli (в российском прокате – «Фаринелли-кастрат»). В фильме были сделаны акценты на интимной драме певца, возненавидевшего старшего брата, который кастрировал семилетнего Карло, дабы сохранить его дивный ангельский голос.

Летописцы же, напротив, повествуют о достаточно благополучной жизни Фаринелли, который широко шагал по жизни, снискав и небывалый успех, и трепетное отношение публики и коллег-музыкантов (только вот Гендель сначала все же противился успеху певца, но после ничего, сдался), а также благоволение и покровительство коронованных особ.

Как бы там ни было, воспоминания современников о трехоктавном голосе певца и его божественном тембре уже никем не будут оспорены: имя Фаринелли стало легендой, требующей соответствующего поклонения и пиетета, каковые и будут продемонстрированы в Смольном соборе.

Петербургский контртенор Александр Горбатенко, с одной стороны, проявил изрядную смелость, вступив на «территорию» великого певца. С другой стороны, никто достоверно не знает, как звучали барочные кастраты, так что о сравнении речи не идет. Да и Гендель с Вивальди отнюдь не значились в любимых композиторах Фаринелли; великий скопец, говорят, предпочитал арии из опер Никола Порпора, Томазо Альбинони, Франческо Верачини и своего брата Рикардо Броски.

Услышать произведения этих и других композиторов эпохи барокко, не так широко известных, как вездесущие Гендель с Вивальди, было бы крайне интересно – это и явилось бы лучшим приношением Фаринелли. Впрочем, Российский ансамбль старинной музыки предъявит заявленную программу в лучшем виде, в этом сомнений нет. А потому вечер в Смольном все равно окажется интересным и возвышенным.

Евгений Хакназаров

Опубликовано 30 сентября 2013, 15:01

Другие события

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>