14 октября в Концертном зале Мариинского театра прозвучат произведения Мориса Равеля, в том числе и красивейшая «Шехерезада» для голоса с оркестром. Дирижировать Симфоническим оркестром Мариинского театра будет австралиец Дэниэл Смит, а Екатерина Семенчук, ставшая «артистом месяца» в октябрьской афише, подарит слушателям свое замечательное меццо.
Программа вечера безусловно красива и столь же безусловно хрестоматийна: сюита «Памяти Куперена», посвященная не только французскому композитору восемнадцатого века, но и друзьям Равеля, погибшим на фронтах Первой мировой, волшебная «Шехерезада» 1903 года, сюита «Дафнис и Хлоя». В конце программы, на сладкое, разумеется, припасено «Болеро». Но все же особого внимания заслуживает «Павана на смерть инфанты» - произведение безоговорочно признанное знатоками одним из лучших музыкальных воплощений увядающей осенней природы (весьма своевременно!).
Бархатная музыка, пропитанная теплом уходящего солнца, вызывает соответствующие ассоциации и умилительные версии о том, что Равель посвятил это сочинение памяти то ли испанской инфанты семнадцатого века, умершей в нежные годы, то ли одной из своих безвременно ушедших юных учениц. На самом деле жизнь проявила свой ироничный нрав и в этом вопросе; равелевская павана посвящена принцессе Винаретте де Полиньяк, урожденной Зингер – дочери известного фабриканта швейных машин. Принцесса была страстной меломанкой и щедро тратила деньги на поддержку музыкантов, за что, в частности, Равель и был ей весьма признателен. Госпожа де Полиньяк была настолько предана прекрасному, что нашла себе мужа с такой же страстью: принц Эдмон де Полиньяк был на тридцать лет старше супруги и кроме музыки в их браке ничего не было – принц не любил женщин, а Винаретта, соответственно, была хладна по отношению к мужчинам. Понятно, что произведение, посвященное такой возвышенной особе, должно быть – и является – более чем утонченным и эстетичным.
Чрезвычайно радуют имена исполнителей в афише. Дэниэл Смит – один из тех, кого называют музыкальными гениями новой формации. Темпераментный и энергичный австралийский дирижер собрал богатый урожай профессиональных призов, работал с симфоническими оркестрами Копенгагена, Франкфурта, Милана, Гётеборга. На очереди – Лондонский и Варшавский симфонические оркестры. Смит сотрудничал с оперой Монте-Карло и Сиднея, с Россией музыканта связывает работа с симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Кстати, чуть раньше, 10 октября, запланировано еще одно его выступление в Мариинском-3: Дэниэл Смит продирижирует тремя последними симфониями Моцарта.

Фото: mariinsky.ru
Екатерина Семенчук является певицей, которую всегда приятно и слышать, и видеть. Яркая, харизматичная выпускница Академии молодых певцов Мариинского театра обладает в высшей степени страстным меццо и является украшением любого концерта. В 2005 году именно ее пригласили участвовать в церемонии бракосочетания принца Чарльза и Камиллы Паркер-Боулз, где певицей был исполнен Символ веры. Во многом именно этот факт (церемония транслировалась ведущими телекомпаниями мира) стал отправной точкой для широкой популярности певицы. Профессионалам же имя Семенчук запомнилось после ее участия в финалах конкурсов имени Пласидо Доминго (2000 г.) и BBC Cardiff singer of the world (2001 г.)

Фото: mariinsky.ru
В программе:
Морис Равель
«Памяти Куперена»
«Шехеразада» для голоса с оркестром
«Вальс», хореографическая поэма
Оркестровая сюита № 2 «Дафнис и Хлоя»
«Павана на смерть инфанты»
«Болеро»
Евгений Хакназаров
Другие события
-
Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет блеснут на фестивале «Площадь Искусств»
Петербургская филармония вновь собирает звезд под крышей своего Большого зала: традиционный фестиваль «Площадь искусств» (6+), что в конце 2025 года пройдет в 25-й раз, пригласил известных оперных певцов, дирижеров, пианистов и лауреатов конкурса вокалистов Хиблы Герзмава.
-
Русский музей посвятит большую выставку «фундаментальным ценностям»
Выставка «Русская традиция» в Корпусе Бенуа объединит более 650 произведений из собрания ГРМ. Вы увидите живопись Бориса Кустодиева, Алексея Венецианова, Константина и Владимира Маковских, Василия Тропинина, Павла Федотова, Андрея Рябушкина и других мастеров. Важной частью экспозиции станут национальные костюмы, редкие образцы крестецкой строчки и золотного шитья, предметы декоративно-прикладного искусства.
-
В «Манеже» расскажут о семье Бенуа: обещают свежие гипотезы
В центре экспозиции будет личность Александра Николаевича Бенуа, также вы увидите работы других членов династии: Леонтия, Николая и Альберта Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой. Организаторы обещают показать неочевидные взаимосвязи в том числе через произведения современников главных героев — Константина Сомова, Ильи Репина, Константина Маковского, Ивана Айвазовского.
-
Искусствовед расскажет, как голландцы додумались до «хюгге» еще в XVII веке
«Хюгге» — слово датское, в одно слово переводить его не рискуют, получается что-то пространное вроде «чувство уюта и комфортного общения». В целом эта концепция характерна для скандинавских стран и возникла давно. 14 декабря в Библиотеке книжной графики убедимся в этом, «препарировав» интерьеры старинных голландских домов. Бесплатно. 16+
-
В Центре Курехина оживет музыкальная импровизация Советской России
В Центре Курехина стартует цикл концертов музыкальной импровизации. На первом из них 15 декабря обсудят и сыграют экспромты Советской России. Откроет встречу лекция Сергея Летова, экс-участника легендарной «Поп-механики» Сергея Курёхина. Музыкант даст зрителям краткий экскурс в историю свободной импровизации Советской России. Хатем мультиинструменталист Сергей Летов вместе с пианистом Ярославом Коваленко сыграют ту самую свободную музыку РСФСР. 12+
-
В Молодежном театре выпускают трагикомедию Вуди Аллена о гангстерах и любви к искусству
Может ли украденный Рафаэль превратить главу мафиозного клана в человека, способного прощать и видеть мир по-новому? 12, 26 и 27 декабря на сцене Молодежного театра на Фонтанке состоится петербургская премьера «Бруклинской сказки» Вуди Аллена — трагикомедии о том, как подлинное искусство пробуждает душу даже у тех, кого воспитали криминальные улицы Бруклина 30-х годов.
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.