18 сентября в Большом зале Филармонии состоится творческий вечер-концерт Сергея Юрского - артиста, режиссера театра и кино, талантливого прозаика и поэта, сценариста и драматурга, блестящего чтеца.
Есть такие театральные впечатления, которые невозможно не испытать — глупо, нелепо, недопустимо для культурного человека. Нельзя не видеть спектакли Льва Додина, Алису Фрейндлих и Олега Басилашвили на сцене, а не на экране, нельзя не слышать, как Сергей Юрский читает «Евгения Онегина». Именно по причине уникальности этих созданий, их непередаваемости словами.
Если бы учителя литературы на первом уроке по «Онегину» ставили видеозапись Юрского, школьники были бы уверены, что нет более захватывающего чтения. Объяснить феномен эффекта невозможно, но, по счастью, записи легко найти в социальных сетях. Юрский, как никто, обладает даром рисовать словом, практически живописать. В простейшем детском стихотворении про королевский бутерброд в исполнении Юрского оживает в полном объеме и чуть ли не с запахами, но уж непременно со вкусами не только корова, но и масло. Что уж говорить о чепцах, вареньях, грибах, которые выписал Пушкин в «Онегине». А уж о самих персонажах! Причем, женские образы удаются Юрскому даже лучше, чем мужские — и без всякой травестии, без перемены тембра голоса, исключительно за счет верной природы чувств.
Иными словами, любой текст, прочитанный Юрским, - это полноценный моноспектакль, заменяющий многонаселенные театральные постановки. А в репертуаре у него — Чехов, Гоголь, Зощенко, Бабель, Шукшин, само собой, Пушкин, Пастернак, Мандельштам.
Ну а кроме того, петербуржцы с солидным театральным стажем помнят Юрского язвительным от бессилия Чацким, некрасивым, но сокрушительно лиричным Фарятьевым, угловатым и при этом пробойно обаятельным Тузенбахом на сценах БДТ. И помнят, как после первой же удачной постановки — спектакля «Мольер» по булгаковской «Кабале святош» - он тут же утратил высочайшее покровительство всесильного Товстоногова. И вынужден был, забрав свою великолепную супругу Наталью Тенякову, перебраться в Москву.
Не знаю, как ощущает себя сам Юрский, но в Петербурге таких «невозвращенцев поневоле» считают безусловно нашими. И любят особенно горячо. А творческие вечера в этом случае и вовсе превращаются в трепетное объяснение в любви артиста — залу, а каждого зрителя — артисту со всеми необходимыми атрибутами: слезами на глазах, букетами в дрожащих руках представительниц старшего поколения, вопросами о семье (дочь Юрского и Теняковой Дашу, актрису МХТ им. А.П.Чехова, в Петербурге тоже заведомо полюбили и про внука Георгия тоже интересуются) и трепетная ностальгическая атмосфера, которая возвращает собравшихся в Ленинград 70-х, в потрясающий театральный ренессанс посреди политического застоя, в молодость.
Жанна Зарецкая
Другие события
-
В «Открытом пространстве» покажут детский спектакль о верном слоне и театре
26 октября в театре «Открытое пространство» режиссер Екатерина Гороховская представляет премьеру спектакля «Слон Хортон» — музыкальное приключение, в котором знаменитая история Доктора Сьюза становится поводом для разговора о природе театра и силе воображения.
-
В Петербурге пройдет недельная лаборатория по исследованию тоски
С 29 октября по 3 ноября на театральной площадке «Узел» состоится неделя междисциплинарных работ «Томление духа/Ностальгия» — лаборатория по исследованию тоски — того самого Sehnsucht, что пронизывает полотна Каспара Давида Фридриха и продолжает тревожить современных художников.
-
Пермский балет привезет в Петербург триптих-программу из Баланчина, Стравинского и Раннева
4 ноября на основной сцене БДТ имени Товстоногова в рамках гастролей к 100-летию Пермского балета будет впервые показана триптих-программа одноактных балетов — «Вариации на тему рококо», «Орфей» и «Ultima Thule».
-
В «Субботе» представят несентиментальный разговор для подростков о первой любви и первой потере
25 и 26 октября «Содружество негосударственных театров» на сцене театра «Суббота» представит премьеру спектакля «Гудбай Китти» — документальную историю, превращающую личную травму подростка в первое знакомство с языком любви и утраты.
-
На 7 ярусе Александринки артисты, работавшие сто лет назад, поделятся своими историями
25 и 26 октября Александринский театр представляет премьеру спектакля «На покое» — ностальгическую фантазию по мотивам одноименного рассказа и других произведений Куприна, в центре которых оказываются старые актеры и актрисы. Режиссерский дебют артиста труппы Валерия Степанова становится философским размышлением о природе актёрского существования.
-
«Театральный проект 27» выпускает рэп-спектакль о том, как Пушкин был подростком
С 25 по 28 октября «Театральный проект 27» представляет премьеру рэп-мюзикла «Пушка» — музыкальный спектакль, в котором юный Саша Пушкин и его друзья-лицеисты говорят на языке современных подростков, благодаря чему классическая история становления гения обретает ритмы хип-хопа.
Куда пойти 24–26 ноября: премьера в Александринском театре, урбанистический «Архитектон» и «растения — соблазнители»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 24 октября 2025 - Гран-При «Послания к человеку» получил фильм о месте, куда падают отработанные ступени ракет
- 24 октября 2025 - Петербург очистили от негатива: по случаю 110-летия дацана ламы провели в Эрмитаже буддийский ритуал «Цам»
- 23 октября 2025 - Группа «КИНО» даст первый за два года сольный концерт в Петербурге
- 22 октября 2025 - В Царском Селе — непростые посадки, за лопату взялся Михаил Пиотровский
- 22 октября 2025 - VK Fest объявил даты проведения в 2026 году