18 сентября в Большом зале Филармонии состоится творческий вечер-концерт Сергея Юрского - артиста, режиссера театра и кино, талантливого прозаика и поэта, сценариста и драматурга, блестящего чтеца.

Есть такие театральные впечатления, которые невозможно не испытать — глупо, нелепо, недопустимо для культурного человека. Нельзя не видеть спектакли Льва Додина, Алису Фрейндлих и Олега Басилашвили на сцене, а не на экране, нельзя не слышать, как Сергей Юрский читает «Евгения Онегина». Именно по причине уникальности этих созданий, их непередаваемости словами.

Если бы учителя литературы на первом уроке по «Онегину» ставили видеозапись Юрского, школьники были бы уверены, что нет более захватывающего чтения. Объяснить феномен эффекта невозможно, но, по счастью, записи легко найти в социальных сетях. Юрский, как никто, обладает даром рисовать словом, практически живописать. В простейшем детском стихотворении про королевский бутерброд в исполнении Юрского оживает в полном объеме и чуть ли не с запахами, но уж непременно со вкусами не только корова, но и масло. Что уж говорить о чепцах, вареньях, грибах, которые выписал Пушкин в «Онегине». А уж о самих персонажах! Причем, женские образы удаются Юрскому даже лучше, чем мужские — и без всякой травестии, без перемены тембра голоса, исключительно за счет верной природы чувств.

Иными словами, любой текст, прочитанный Юрским, - это полноценный моноспектакль, заменяющий многонаселенные театральные постановки. А в репертуаре у него — Чехов, Гоголь, Зощенко, Бабель, Шукшин, само собой, Пушкин, Пастернак, Мандельштам.

Ну а кроме того, петербуржцы с солидным театральным стажем помнят Юрского язвительным от бессилия Чацким, некрасивым, но сокрушительно лиричным Фарятьевым, угловатым и при этом пробойно обаятельным Тузенбахом на сценах БДТ. И помнят, как после первой же удачной постановки — спектакля «Мольер» по булгаковской «Кабале святош» - он тут же утратил высочайшее покровительство всесильного Товстоногова. И вынужден был, забрав свою великолепную супругу Наталью Тенякову, перебраться в Москву.

Не знаю, как ощущает себя сам Юрский, но в Петербурге таких «невозвращенцев поневоле» считают безусловно нашими. И любят особенно горячо. А творческие вечера в этом случае и вовсе превращаются в трепетное объяснение в любви артиста — залу, а каждого зрителя — артисту со всеми необходимыми атрибутами: слезами на глазах, букетами в дрожащих руках представительниц старшего поколения, вопросами о семье (дочь Юрского и Теняковой Дашу, актрису МХТ им. А.П.Чехова, в Петербурге тоже заведомо полюбили и про внука Георгия тоже интересуются) и трепетная ностальгическая атмосфера, которая возвращает собравшихся в Ленинград 70-х, в потрясающий театральный ренессанс посреди политического застоя, в молодость.

Жанна Зарецкая

 

Опубликовано 05 сентября 2013, 19:42

Другие события

Михаил Боярский: «В свои 75 я учусь у внуков непосредственности»

Михаилу Боярскому сегодня — 75 лет. Юбилей он встречает премьерой: с конца октября на сцене Театра имени Ленсовета идет «Ромео и Джульетта», где Боярский играет Эскала, герцога Вероны. И хотя роль невелика, в этих минутах актер успевает воплотить все чувства и эмоции своего персонажа: ярость, властность, колебания, горе… Ждут ли нас новые спектакли с любимым актером, нравится ли ему новая театральная молодежь и современные спектакли? В канун дня рождения Михаил Боярский ответил «Фонтанке» на эти вопросы, а заодно поделился воспоминаниями о старом Ленинграде и размышлениями о счастье.

Статьи

>