Кантата «Кармина Бурана» Орфа и произведения Ширвани Чалаева

Версия для печати Версия для печати

Кантата «Кармина Бурана» Карла Орфана на тексты из сборников средневековой поэзии – одно из самых популярных и часто исполняемых сочинений. Темы средневековых поэтов и монахов о непостоянстве удачи и богатства, быстротечности жизни, радости возвращения весны, удовольствий от пьянства, обжорства, азартных игр и утех любви – Орф воплотил в удивительно яркой музыке, насыщенной мощной энергией, гипнотическими ритмами, юмором. Надо всем властвует и все определяет (в музыке кантаты, как и в жизни) – колесо фортуны: хор «О, Фортуна» открывает и закрывает кантату, а популярность этой музыки соперничает с эстрадными хитами.

Дагестанский композитор Ширвани Чалаев – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ. Выпускник Московской консерватории, чье незаурядное дарование отмечал Дмитрий Шостакович, автор опер, симфоний, концертов, песен, хоровых и камерных сочинений. Известен как собиратель фольклора кавказских народов: аварцев, даргинцев, лезгин и лакцев. Часть их вошла в вокально-симфонические циклы «Лакских песен». Для незнакомых с творчеством Чалаева приведем рекомендацию Георгия Свиридова, который не мог быть не искренним: «Ширвани Чалаев является не только бережливым реставратором, но, прежде всего, художником-новатором, создавшим на основе старинных песен произведение истинно современное как по средствам музыкальной выразительности, так и по мыслям и настроениям». Кантата «Непостижимый Бог» (1997 г.) написана на стихи Державина, Лермонтова и Мея, которые сочетаются с каноническим церковным текстом.

19 июня на сцену Капеллы выйдут Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга, дирижер – Владислав Чернушенко (на фото). Наталья Северин 

Опубликовано 17 июня 2013, 09:32

Другие события

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока

Государственный Эрмитаж открыл в Двенадцатиколонном зале выставку «Светильники на мусульманском Востоке» — не такую большую, как выставка о дуэлях и поединках, но раскрывающую тему с разных сторон: через сами предметы и их изображения в прикладном искусстве. Из нее вы узнаете, о чем сигнализирует изображение лампы на занавесе или ковре, как по типу светильника в арабской рукописной миниатюре определить место действия истории, и как поэзия может быть функциональной.

Статьи

>