Выставка «Нет пророка в своем отечестве» (к 200-летию со дня рождения Александра Герцена)
Версия для печатиВ Музее Достоевского открылась выставка «Нет пророка в своем отечестве» (к 200-летию со дня рождения Александра Герцена). Место – не случайно: Герцен и Достоевской были современниками, писателями, издателями, журналистами. К их слову, мнению прислушивались тысячи людей в России. Оба почти всю жизнь они жили под надзором полиции. Достоевский отсидел 4 года в остроге, потом 6 лет был в ссылке. Герцен был сослан в Вятку, потом во Владимир, в Новгород – и если бы в 35 лет ни выбрал вынужденную эмиграцию, непременно оказался бы в тюрьме, хотя, уезжая в Европу, он, конечно, не представлял, что никогда не сможет вернуться на родину.
Герцен и Достоевский не были друзьями, но жизнь их неожиданно сталкивала в разных городах мира – как правило, встречи были случайными: то они оказывались на одном пароходе, плывущем из Неаполя в Ливорно, то встречались на набережной в Женеве.
Остались их очень значительные высказывания друг о друге:
Достоевский о Герцене: «Это был художник, мыслитель, блестящий писатель, чрезвычайно начитанный человек, остроумец, удивительный собеседник (говорил он даже лучше, чем писал) и великолепный рефлектёр…Без сомнения, это был человек необыкновенный; но чем бы он ни был — писал ли свои записки, издавал ли журнал с Прудоном; страдал ли, радовался ли, сомневался ли… — всегда, везде и во всю свою жизнь он прежде всего был gentilhomme russe et citoyen du monde»
Герцен о Достоевском: "...эта эпоха оставила нам одну страшную книгу, своего рода carmen horrendum [ужасающую песнь - лат.], которая всегда будет красоваться над выходом из мрачного царствования Николая, как надпись Данте над входом в ад: это "Мёртвый дом" Достоевского, страшное повествование, автор которого, вероятно, и сам не подозревал, что, рисуя своей закованной рукой образы сотоварищей-каторжников, он создал из описания нравов одной сибирской тюрьмы фрески в духе Буонаротти"…
Выставка «Нет пророка в своем отечестве» рассказывает не только о встречах Достоевского и Герцена, но и о самом Александре Герцене – о его жизни в России и в Европе. Это второе обращение музея к теме «Герцен». Первое случилось год назад, когда появился спектакль ФМД-Театра "На Европу смотрю, как зверь". Этот спектакль был отобран экспертным жюри "Золотой Маски" для экспериментальной программы "Маска плюс". ФМД-Театр играл его в Москве в марте 2012 года. Через месяц, 6 апреля 2012 года Герцену исполнялось 200 лет. К этому времени готовилось открытие после реконструкции Музея Герцена. Казалось, что юбилейный год будет значительным событием в культурной жизни России. Это было бы логично: Герцен до конца жизни верил в те гуманитарные ценности, недостаток которых до сих пор так ощутим в России, что заставляет тысячи людей выходить на площади - свобода, наука и искусство. Но юбилей Герцена прошел незаметно. В главных библиотеках Петербурга (РНБ и библиотеке БАН) состоялись выставки – но они получились для очень узкого круга людей, профессионально занимающихся литературой.
Александр Архангельский создал глубокий и грустный фильм «Изгнанник Александр Герцен», который был показан на канале «Культура» (его можно увидеть на выставке). Музыкальным оформлением выставки стал «Герцен-вальс», написанный князем Ю.Голицыным в 1860 году в подарок Герцену. Эта семейная реликвия хранится в Государственном Литературном музее Москвы. Князь Голицын был хорошо знаком с Герценом, выбранная музыкальная форма, видимо, лучше всего отражала легкий, энергичный характер Герцена, сохранявшего всю жизнь оптимизм и ироничность.
Выставка создана совместно с Государственным литературным музеем, Институтом русской литературы РАН /Пушкинским Домом/, Российской Национальной библиотекой. Фонтанка.ру
Другие события
-
«Порядок слов» отпразднует 15-летие большим фестивалем. Вход свободный
Книжный «Порядку слов» празднует 15 лет. В программе «деньрожденческого фестиваля», который пройдет с 15 января по 15 февраля, — встречи с Александром Сокуровым, Львом Лурье, концерты, показы фильмов и многое другое. Вход на все события бесплатный, по регистрации. 16+
-
Главный хранитель фондов Кунсткамеры расскажет о «музее в музее»
«Музей в музее» — это музей М. В. Ломоносова, находящийся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого, как официально называют Кунсткамеру. Ей, первому публичному музею России — 310 лет, музею Ломоносова —75 лет. Что происходило за три четверти века их сосуществования, расскажут в Маяковке 15 января. Бесплатно. 12+
-
Философ объяснит, почему фантастика не предсказывает будущее
Некоторые эпизоды «Черного зеркала» уже почти настоящее. Но и та фантастика, которая про «далёкие, далёкие галактики» и далёкое, далёкое будущее — на самом деле про настоящее, а то и прошлое. Почему — расскажут 15 января в Библиотеке Планетария 1. Бесплатно. 16+
-
На экранах — эротический триллер с Николь Кидман, отмеченный на фестивале в Венеции
16 января в прокат выходит картина Халины Рейн «Плохая девочка». В главных ролях — Николь Кидман и Антонио Бандерасом. По словам Рейн, она вдохновлялась знаменитыми эротическими триллерами 90-х. Фильм заслужил похвалы критиков, назвавших картину откровенной, но скорее провокативной, чем распущенной, а игру Кидман — демонстрирующей смелость и уязвимость. Также фильм вошел в списки лучших картин 2024 года по версии многих изданий, таких как Time и Harper’s Bazaar.
-
Сильвестр Сталлоне и сын Клинта Иствуда Скотт схлестнутся в схватке со шпионами в новом боевике «Аларум»
16 января на экраны выходит фильм Майкла Полиша «Аларум». В переводе это слово означает «сигнал тревоги». Два бывших агента ЦРУ, Джо и Лора, пытаются начать новую жизнь. Внезапно их покой нарушает найденная после авиакатастрофы флешка с секретной информацией. Это немедленно делает их мишенью для всех спецслужб мира, которые стягиваются на остров, чтобы заполучить ценный приз. По души Джо и Лоры также направляется самый хладнокровный агент ЦРУ, Честер (Сильвестр Сталлоне), который обязан убить предателей.
-
В прокат выходит современная версия «Ромео и Джульетты» о любви петербургской девушки и московского парня
«Четыре четверти» — экранизация одноименного романа Александра Юка. Сам автор определил жанр своей книги как «взрослая хроника школьной любви». Женю и Машу сыграли молодые актеры Анастасия Ермошина и Пётр Безменов. Кроме них, в фильме сыграли Надежда Михалкова («Батя», «Беспринципные»), Андрей Ильин («Однажды в Ростове», «Склифосовский»), Ирина Пегова («Зять», «Пищеблок») и Любовь Толкалина («Мажор», «Инсомния»).
Самые ожидаемые выставки 2025 года в Петербурге: Микеланджело, Ар Деко, «Лапа на счастье»
Новости
- 14 января 2025 - В Петергофе простились с бывшим директором Еленой Кальницкой
- 13 января 2025 - «Это проблемный объект». Директор РНБ рассказал о реставрации здания на Фонтанке
- 13 января 2025 - Директор РНБ назвал «защиту Отечества» «одним из драйверов развития литературы»
- 10 января 2025 - Звезда «Постучись в мою дверь» Ханде Эрчел едет в Россию
- 09 января 2025 - Юра Борисов поборется за премию актерской гильдии США со звездами «Бриджертонов» и «Невероятного Халка»