Выставка «Нет пророка в своем отечестве» (к 200-летию со дня рождения Александра Герцена)
Версия для печатиВ Музее Достоевского открылась выставка «Нет пророка в своем отечестве» (к 200-летию со дня рождения Александра Герцена). Место – не случайно: Герцен и Достоевской были современниками, писателями, издателями, журналистами. К их слову, мнению прислушивались тысячи людей в России. Оба почти всю жизнь они жили под надзором полиции. Достоевский отсидел 4 года в остроге, потом 6 лет был в ссылке. Герцен был сослан в Вятку, потом во Владимир, в Новгород – и если бы в 35 лет ни выбрал вынужденную эмиграцию, непременно оказался бы в тюрьме, хотя, уезжая в Европу, он, конечно, не представлял, что никогда не сможет вернуться на родину.
Герцен и Достоевский не были друзьями, но жизнь их неожиданно сталкивала в разных городах мира – как правило, встречи были случайными: то они оказывались на одном пароходе, плывущем из Неаполя в Ливорно, то встречались на набережной в Женеве.
Остались их очень значительные высказывания друг о друге:
Достоевский о Герцене: «Это был художник, мыслитель, блестящий писатель, чрезвычайно начитанный человек, остроумец, удивительный собеседник (говорил он даже лучше, чем писал) и великолепный рефлектёр…Без сомнения, это был человек необыкновенный; но чем бы он ни был — писал ли свои записки, издавал ли журнал с Прудоном; страдал ли, радовался ли, сомневался ли… — всегда, везде и во всю свою жизнь он прежде всего был gentilhomme russe et citoyen du monde»
Герцен о Достоевском: "...эта эпоха оставила нам одну страшную книгу, своего рода carmen horrendum [ужасающую песнь - лат.], которая всегда будет красоваться над выходом из мрачного царствования Николая, как надпись Данте над входом в ад: это "Мёртвый дом" Достоевского, страшное повествование, автор которого, вероятно, и сам не подозревал, что, рисуя своей закованной рукой образы сотоварищей-каторжников, он создал из описания нравов одной сибирской тюрьмы фрески в духе Буонаротти"…
Выставка «Нет пророка в своем отечестве» рассказывает не только о встречах Достоевского и Герцена, но и о самом Александре Герцене – о его жизни в России и в Европе. Это второе обращение музея к теме «Герцен». Первое случилось год назад, когда появился спектакль ФМД-Театра "На Европу смотрю, как зверь". Этот спектакль был отобран экспертным жюри "Золотой Маски" для экспериментальной программы "Маска плюс". ФМД-Театр играл его в Москве в марте 2012 года. Через месяц, 6 апреля 2012 года Герцену исполнялось 200 лет. К этому времени готовилось открытие после реконструкции Музея Герцена. Казалось, что юбилейный год будет значительным событием в культурной жизни России. Это было бы логично: Герцен до конца жизни верил в те гуманитарные ценности, недостаток которых до сих пор так ощутим в России, что заставляет тысячи людей выходить на площади - свобода, наука и искусство. Но юбилей Герцена прошел незаметно. В главных библиотеках Петербурга (РНБ и библиотеке БАН) состоялись выставки – но они получились для очень узкого круга людей, профессионально занимающихся литературой.
Александр Архангельский создал глубокий и грустный фильм «Изгнанник Александр Герцен», который был показан на канале «Культура» (его можно увидеть на выставке). Музыкальным оформлением выставки стал «Герцен-вальс», написанный князем Ю.Голицыным в 1860 году в подарок Герцену. Эта семейная реликвия хранится в Государственном Литературном музее Москвы. Князь Голицын был хорошо знаком с Герценом, выбранная музыкальная форма, видимо, лучше всего отражала легкий, энергичный характер Герцена, сохранявшего всю жизнь оптимизм и ироничность.
Выставка создана совместно с Государственным литературным музеем, Институтом русской литературы РАН /Пушкинским Домом/, Российской Национальной библиотекой. Фонтанка.ру
Другие события
-
Борис Эйфман выпускает балет о перерождении Родиона Раскольникова
17 и 18 сентября пройдут премьерные показы балета Бориса Эйфмана «Преступление и наказание». Этот роман станет третьим из «великого пятикнижия» Достоевского, к которому обращается хореограф. «Преступление и наказание» — балет-размышление на тему человеческой природы и морали.
-
БТК покажет семь версий Чистилища Данте
С 17 по 22 сентября в Большом театре кукол состоится фестиваль «Стены» по «Божественной комедии» Данте. «Стены» станут вторым опытом Центра развития режиссуры БТК в экспериментах по Данте. В прошлом году театр устроил фестиваль «Фундамент», на котором было представлено 18 эскизов по «Аду» Данте. Стенами же станет вторая часть «Божественной комедии» — путешествие главного героя в Чистилище.
-
В кино покажут новый фильм про Хеллбоя
С 19 сентября в прокате фантастический боевик «Хеллбой: Проклятие Горбуна». В центре сюжета — придуманный автором комиксов Майком Миньолой супергерой, демон Хеллбой, сражающийся на стороне добра. Фильм рассказывает о том, как в 1950-х Хеллбой, заплутав в сельской глуши, обнаруживает общину ведьм. Ей руководит демон Скрюченный человек, который знает что-то важное о прошлом Хеллбоя.
-
В прокате — драма на деревенском фоне от звезды якутского кинематографа
19 сентября на экраны выходит фильм Дмитрия Давыдова «Чума». Режиссер стал известен благодаря своей драме 2020 года «Пугало», победившей на «Кинотавре» и утвердившей особую якутскую школу кино. Помимо этого, Давыдов за семь лет снял еще восемь картин: и триллер «Нелегал», и черную комедию «Ыт», и мелодраму «Нет бога, кроме меня».
-
На экраны выходит экранизация «Графа Монте-Кристо», претендующая на «Оскар»
19 сентября в российский прокат выходит картина французских режиссеров Александра де Ла Пательера и Матьё Делапорта «Граф Монте-Кристо», экранизация знаменитого романа Александра Дюма. Режиссерский дуэт не в первый раз берется за наследие Александра Дюма: в прошлом году они выпустили дилогию по «Трем мушкетерам», снискавшую успех у публики и критиков.
-
Награжденный в Каннах фантастический триллер с Деми Мур и Маргарет Куолли выходит в прокат
19 сентября на экраны выходит фильм француженки Корали Фаржа «Субстанция». На Каннском фестивале «Субстанция» получила награду за лучший сценарий. Критики также оценили картину, назвав её «эпическим, дерзким и весёлым боди-хоррором», соединением «Доктора Джекила и мистера Хайда» и «Шоугёлз», а роль Деми Мур — возможно, лучшей в её карьере.
Россия — родина слонов и носорогов. Премьера спектакля «Вольтер и Екатерина» — в том числе и об этом
Новости
- 16 сентября 2024 - «Эмми» назвала лучшие сериалы: самураи поставили рекорд, за ними — кулинар и преследовательница
- 15 сентября 2024 - «Завирухи Шишова переулка», «ФМ Игры» и юбилеи — БДТ объявил планы на сезон
- 13 сентября 2024 - В России создадут Фонд объединённых культур
- 13 сентября 2024 - Министр культуры Любимова: «Пика выпускаемых в прокат картин мы достигнем в 2026 году»
- 13 сентября 2024 - Музыка The Cure оригинально сообщили поклонникам дату выхода альбома, который те ждали 16 лет
Статьи
-
04 сентября 2024, 17:08